В 20 – 30-е годы ХХ века торфяная промышленность стала широко внедрять новый тип продукции из торфа – торфоизоляционных брикетов. Торфоизоляционные материалы стали широко применять в промышленном и гражданском строительстве, этот период в нашей стране ознаменован строительством разнообразных заводов и цехов по производству теплоизоляционных материалов из торфа. Практически во всех уголках страны появляются поселки с названиями Изоплит, Торфоплит, Торфокомбинат, Торфопродукт и т.п.. Не исключением стали и окрестности Ленинграда. На южной оконечности города между станцией Купчинская южного полукольца Октябрьской железной дороги и отделением совхоза Шушары началось строительство поселка Торфоплит (позднее – Изоплит). В поселке построили завод по производству торфоизоляционных материалов и другие производственные и жилые здания. Сырье для нового завода стали добывать на близлежащем заводе. Торф добывался кусковым и багерно-элеваторным методом. Для доставки торфа была построена узкоколейная железная дорога. Во время Великой Отечественной войны завод был практически на линии фронта и подвергся значительным разрушениям. В послевоенный период, в связи с острой потребностью в стройматериалах, в частности в теплоизоляционных, завод был восстановлен и значительно реконструирован, что позволило увеличить объемы выпускаемой продукции по сравнению с довоенным периодом. К середине 1960-х годов завод и узкоколейка прекратили свое существование, однако отдельные неразобранные участки путей пролежали на болоте до середины 1980-х годов. В настоящее время от завода и инфраструктуры узкоколейной железной дороги ничего не осталось, территория болот застроена складами и гаражами, частично по площадям торфоразработок прошла кольцевая автодорога, часть площадей занял завод Тойота-Шушары. Лишь в названии района Шушар иногда употребляется название Изоплит, в частности это относится к улице Ленина и улице Мира посёлка Шушары.

 

По материалам сайта "УЖД Северо-Запада"