Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Купчино. Архитектурный ансамбль главного въезда

Генеральный план в действии

Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда" № 4, 1972 г.

 

 

Въезд в Купчино

 

В. П. ГРОМОВ
КАНДИДАТ АРХИТЕКТУРЫ

 

Лет восемь назад на страницах журнала «Строительство и архитектура Ленинграда» рассматривались первые проектные предложения по застройке района между Московской и Витебской линиями железной дороги. А ныне этот район живет уже полнокровной жизнью. Здесь поселилось четверть миллиона ленинградцев. Созданы крупные кварталы, сооружены школы, детсады-ясли, магазины, поликлиники, кинотеатры. .. Непрерывно осваиваются новые участки строительства. Разработан проект дальнейшего развития района на территории южнее проспекта Славы; здесь будут проживать еще 250 тысяч человек.

Размах строительных работ поистине грандиозный. Многие кварталы уже близки к завершению. И все же мы не можем, к сожалению, сказать, что так же успешно происходит архитектурно-художественное формирование Купчина в целом или хотя бы отдельных его ансамблей. В этом смысле здесь пока дело обстоит плохо. А ведь задачи формирования художественных качеств застройки являются в советском градостроительстве одними из самых актуальных. О них говорится в решениях XXIV съезда КПСС, в материалах третьей сессии Верховного Совета СССР.

Для претворения в жизнь этих важных задач в Ленинграде намечено осуществить ряд крупных градостроительных мероприятий. Одно из них — создание ансамбля при въезде в район Купчина из центра города. Уже утверждены проекты двух крупных жилых домов, образующих, вместе с другими объектами, центральное звено композиции. Градостроительный совет отметил высокое качество разработки проектов этих домов.

Следует напомнить, что район Купчина, как и большинство районов Ленинграда, не имеет ярко выраженных природных особенностей. Отсутствуют рельеф и значительные массивы зелени. Протекала здесь речка Волковка, но ее, к сожалению, не включили в архитектурно-планировочную композицию. Вместо того чтобы речку благоустроить, создать на ее основе систему интересных обводненных пространств, Волковку волевым решением было предложено засыпать, а вместо нее прорыть канал вдоль значительного участка Витебской линии железной дороги. Как следствие, район лишился очень интересного в художественном отношении природного фактора. Трасса же канала выбрана без учета возможного включения новой протоки в общий градостроительный комплекс. Канал будет иметь чисто утилитарное значение, но, что уж совсем плохо, он затруднит решение развязок движения транспорта в разных уровнях. Хочется надеяться, что карьеры кирпичного завода, расположенные там же, в Купчине, не исчезнут, как это случилось с речкой Волковкой, а действительно будут использованы для создания водной системы.

Основные архитектурные ансамбли района, как это видно на схеме, должны быть сформированы на его главных магистралях— проспекте Славы и Бухарестской улице.

Проспект Славы является одним из участков большой общегородской артерии — Центральной дуговой магистрали. Жилая застройка проспекта близится к завершению.

Общественные же комплексы и парковые устройства, которые должны придать проспекту Славы определенное архитектурное звучание, существуют пока только в проекте детальной планировки. Сделанные в этом проекте новые предложения по застройке общественного центра района, на наш взгляд, не являются бесспорными; их необходимо детально и серьезно обсудить.

Кандидат архитектуры П. И. Юшканцев в статье «Южнее проспекта Славы», опубликованной в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда» (№ 7, 1971 г.), считает, что новое решение, в отличие от ранее разработанного, придает площади бо́льшую торжественность, бо́льшую масштабность, соответствующую ее значению как административного центра Фрунзенского района.

Нам кажется, что новый вариант решения этого центра наряду с некоторыми положительными качествами приобрел и весьма существенные недостатки. Центр предлагается сформировать одним высотным объемом отдельно стоящего общественного здания и периметральной застройкой прилегающих кварталов. В первоначальном решении ансамбль центра, в который, кроме административного здания, входили также торговые и культурно-просветительные учреждения и парковый массив, был, на наш взгляд, более интересным, более пластичным и, что особенно важно,— многофункциональным.

Прежнее местоположение высотного административного здания у Софийской улицы с градостроительной точки зрения было выбрано правильно. Высотный объем здесь лучше воспринимается и с проспекта Славы и вдоль трассы будущего Южного Обводного канала, замыкая его перспективу.

Главенствующее значение в системе магистралей района Бухарестская улица приобрела не случайно. Улица занимает осевое положение, связывает район с центром города, на ней расположены важные общественные центры Купчина: учебные заведения, гостиничный, торговый, спортивный и парковые комплексы. В перспективе на пересечении Бухарестской улицы с проспектом Славы будет построена станция метрополитена.

Отличительной особенностью архитектурных ансамблей, которые создаются на главных улицах нашего города в последнее время, является активное включение в их композицию жилых зданий. Так, например, жилые 22-этажные здания служат главными высотными акцентами ансамбля площади Победы на Московском проспекте. Преимущественно жилой застройкой формируется площадь Мужества. В композиции Бухарестской улицы на ее северном и южном участках жилые здания тоже самым активным образом будут способствовать формированию ведущих ансамблей магистрали.

Въезд в район всегда рассматривался как очень ответственный участок магистрали. Поэтому, приступая к проектированию жилых зданий на головном участке Бухарестской улицы, авторский коллектив мастерской № 5 института Ленпроект в составе руководителя мастерской заслуженного архитектора РСФСР Д. С. Гольдгора, архитекторов К. Н. Емельянова и Н. А. Афошина отдавал себе отчет в том, что перед ними поставлена задача не только спроектировать жилые здания с хорошими квартирами, не только добиться максимально удобного размещения обслуживающих учреждений, но и сказать первое слово в формировании архитектурно - художественного образа района, в создании индивидуальных особенностей застройки и благоустройства.

Как уже отмечалось, рассматриваемый отрезок Бухарестской улицы является первым участком новой магистрали, где район «встречает» приезжающих из центра города. Именно через Бухарестскую улицу и улицу Салова район в настоящее время имеет наиболее развитые транспортные связи с Московским проспектом. Здесь проложены трамвайные линии, автобусные трассы.

По генеральному плану развития Ленинграда Бухарестская улица должна быть продолжена на север и соединена с Лиговским проспектом. Но и тогда рассматриваемый участок не потеряет своего значения благодаря большому зеленому поясу, который будет создан севернее Купчина. Он явится естественным продолжением системы зеленых насаждений парка Авиаторов, Московского парка Победы, нового паркового комплекса у Большой спортивной арены.

Между улицей Фучика и проектируемой жилой застройкой должны быть построены двух-трехэтажные здания учебных заведений, свободно стоящие на озелененных участках. Слева от Бухарестской улицы проектируется возвести здание производственно - технического училища; справа — здание Высшей школы ВЦСПС.

На решение ансамбля, безусловно, оказывает влияние предусмотренный в проекте детальной планировки общественный комплекс, расположенный на пересечении Бухарестской улицы с улицей Бела Куна. Здесь предполагается построить высотное здание гостиницы с развитой системой обслуживания, включающей кинотеатр, ресторан и другие учреждения. К сожалению, решение значительно осложнила существующая типовая застройка кварталов, близко подошедшая на некоторых участках к красной линии.

Учитывая все эти факторы, авторы проекта особое значение придают комплексу въезда. Тут формируется один из главных узлов композиции. Предлагается правильное, на наш взгляд, решение, предусматривающее максимальное раскрытие пространства магистрали. Это позволяет протяженные девятиэтажные корпуса ориентировать не только в меридиональном, но и в широтном направлении, образовать своеобразную парадную площадь. В композицию площади включены двухэтажные здания обслуживающих учреждений, связывающие в единое целое 22-этажные жилые высотные здания и протяженную застройку магистрали.

   

  

     
 

  

     

  

Можно спорить о характере точечных зданий, которые предполагается поставить по всему северному фронту кварталов. Уж слишком часто повторяется в наших проектах и натуре прием ритмически расставленных однообразных вертикалей. Однако, в принципе, застройка фронта кварталов, выходящих к большим озелененным пространствам, решена правильно, она усиливает звучание ансамбля въезда. Высотные здания не изолируют жилые кварталы от прилегающих парковых массивов и активно участвуют в организации пространственных ландшафтных композиций.

В нашем городе многие новые магистрали имеют типовой поперечный профиль с местным проездом. Его применяют даже в тех случаях, когда магистраль проходит вдоль парков или участков застройки, где не предусматривается организация выездов с территории микрорайонов на магистраль и не требуются места для стоянки автомашин.

На Бухарестской улице (при въезде в район) местные проезды не предусмотрены. Это позволило значительно расширить зеленую зону, отделяющую проезжую часть от тротуара, довести ее до 18 метров, что не только улучшило защиту пешеходов от пыли и шума, но и придало участку индивидуальные черты.

Особо следует сказать об архитектурно-пространственном решении входящих в ансамбль протяженных девятиэтажных зданий. В этих корпусах, на большом их протяжении, нет первого этажа. Здания поставлены на «ножки». Второй, технический этаж с землей соединяют только лестничные клетки и опоры. В результате озелененная пешеходная зона улицы связана с внутриквартальным пространством.

Авторы учитывали, что в первых этажах жилых домов, выходящих на магистраль, жить плохо, а располагать вдоль всего фронта сплошную цепочку магазинов нецелесообразно, так как это, как известно, создает населению прилегающих территорий большие неудобства.

Предложение разместить учреждения повседневного пользования только в местах остановок общественного транспорта, там, где организованы пешеходные переходы, бесспорно, прогрессивно. Но в связи с этим решением необходимо пересмотреть проект благоустройства внутриквартального пространства, обратив особое внимание на организацию транзитных путей пешеходов.

   

 

  

     

 

           

Архитектура внутриквартальных зданий и сооружений, благоустройство и озеленение должны быть рассчитаны на восприятие их с магистрали. В связи с этим нам кажется случайной постановка отдельных блоков обслуживания (спортзала и общественного центра) в непосредственной близости от первого этажа. Вряд ли целесообразно застраивать это пространство пусть даже небольшими объемами. Более уместна здесь, на наш взгляд, организация озелененных участков и глубинных перспектив, которые можно создать с учетом существующей ситуации.

Главное достоинство рассматриваемого проекта — его своеобразие. Это первое принятое в Ленинграде к осуществлению предложение по широкому раскрытию первого этажа жилого дома, расположенного на магистрали.

В основу внутренней планировочной организации девятиэтажных 750-квартирных жилых зданий положена секция, разработанная в мастерской № 19 института Ленпроект. Секция претерпела лишь незначительные изменения, вызванные архитектурно - пространственным решением.

Желание усилить пластику двух венчающих здание верхних этажей, придать корпусам большую индивидуальность заставило проектировщиков применить здесь комбинированные секции, включив в них трехкомнатные квартиры-«дуплексы» (в двух этажах).

Ансамбль будет простираться до проектируемой площади у 30-этажного гостиничного комплекса, который по замыслу авторов должен не только завершить композицию на участке въезда, но и явиться главной архитектурной доминантой всего планировочного района Купчина.

В настоящее время на головном участке Бухарестской улицы уже ведется пробная забивка свай. Строительство первого в Купчине значительного ансамбля, призванного активно способствовать тому, чтобы район и в особенности его главная магистраль приобрели индивидуальный художественно-яркий облик, начнется в конце нынешнего года.

  

  

     

 

Сканирование журнала Михаила Романенко

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024