Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Формирование нового района Ленинграда

Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда" № 2 за 1967 г.

 

 

 

П. И. ЮШКАНЦЕВ
АРХИТЕКТОР

 

У южных границ Ленинграда, между Витебской и Московской пиниями железной дороги, создается новый городской район. Здесь, на территории около 15 тыс. га, в ближайшие годы будут проживать 250 тыс. человек — столько, сколько насчитывают Псков, Новгород и Луга, вместе взятые. Население первых микрорайонов в Купчине в настоящее время уже составляет почти 50 тыс. человек. Огромный жилой массив, призванный градостроительно объединить Московский и Невский районы города, намечается в основном завершить в 1970 г.

Кроме нескольких сот жилых домов, будут сооружены в Купчине 30 школ, 58 детских садов-яслей, 27 торговых центров, гостиница, 4 кинотеатра, 2 больницы, родильный дом, 4 поликлиники для взрослых и 4 поликлиники для детей. Откроются крупные фирменные магазины.

На участке, расположенном у пересечения проспекта Славы, Пражской улицы и Южного Обводного канала, проектируется создать общественный и торгово-бытовой центр городского района, где, в частности, намечено возвести здание райисполкома. Невдалеке решено разбить большой парк, в котором будут расположены Дом культуры, Зелёный театр, стадион, плавательный бассейн, спортивная школа. К центру района проложат линию метрополитена.

Строительство в Купчине огромного жилого массива, формируемого в течение нескольких лет, естественно, должно было отразить и отразило прогрессивные тенденции в советской, в частности, ленинградской архитектурно-строительной практике. Имеем в виду совершенствование системы культурно-бытового обслуживания населения, поиски наиболее рациональных решений планировочных задач, разработку и применение новых типов жилых и общественных зданий.

Широкое строительство в Купчине — это претворение в жизнь одного из главных проектных предначертаний генерального плана развития Ленинграда, утвержденного Советом Министров СССР.

Формирование района ведется на основе проекта детальной планировки, который на различных стадиях его разработки последовательно совершенствовался.

Создана органическая связь нового района с центральной частью города. Магистрали Купчина продолжают городские радиальные и широтные направления. Так, продолжением улицы Дзержинского является Софийская улица; через район проходит Центральная дуговая магистраль, носящая на этом участке наименование проспекта Славы. Основным въездом в район со стороны центра города становится Бухарестская улица — магистраль общегородского значения. Транспортной артерией такого же значения является и улица Бела Куна, которая в перспективе будет магистралью непрерывного движения. В связи с этим здесь предполагается построить транспортный тоннель и создать развязки в разных уровнях с пересекающими ее улицами.

Большое значение в системе связей района имеет также зелёная эспланада, запроектированная вдоль трассы будущего Южного Обводного канала, пересекающего район в диагональном направлении.

Четкая классификация улиц и магистралей, подчеркнутая их архитектурным решением, служит одной из главных основ планировочной структуры района, придает ей ясность и выразительность. Следует, однако, здесь же отметить чрезмерную величину некоторых межмагистральных территорий. Площадь отдельных кварталов достигает 80—90 га, что, конечно, затрудняет их планировочную организацию.

Другой важнейшей основой планировочной структуры района является прогрессивная система ступенчатого обслуживания населения. Есть основание утверждать, что эта система в таких масштабах — от первичных звеньев жилой группы — до общественного центра городского района — осуществляется в ленинградской практике впервые.

В планировочной организации Купчина главной структурной единицей служит микрорайон, состоящий из двух первичных групп жилых домов, связанных с детсадом-яслями на 280 детей. Кроме того, в каждом микрорайоне есть школа на 960 учащихся и общественно-торговый центр.

Все микрорайоны по своей величине равны друг другу, каждый рассчитан на 8 тыс. жителей.

 

Девятиэтажные крупнопанельные дома на Бухарестской улице, вид из строящегося кинотеатра "Слава"

Полный размер

 

 

   

 

Группа домов в квартале № 10

 

В квартале № 12

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Застройка Будапештской улицы

Полный размер

 

 

   

 

В квартале № 12

 

В квартале № 10

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 

   

Проект планировки и застройки квартала № 11 Макет

 

Проект планировки и застройки кварталов №№ 10, 12, 13 Макет

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Строительство кинотеатра на проспекте Славы

Полный размер

 

 

     

 

Торгово-бытовой центр, рисунок

Схема размещения общественных зданий

Торгово-бытовой центр, макет

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

    

Характеризуя новые жилые массивы, часто с полным основанием говорят о монотонности застройки, ее эстетической неполноценности.

Удалось ли добиться и в какой степени архитектурно-художественной выразительности в районе Купчина?

Анализируя объемно-пространственную композицию, необходимо, по нашему мнению, рассматривать ее в трех аспектах.

Первый — объемно-пространственное решение застройки, обеспечивающее внешние архитектурно-композиционные связи Купчина с остальными частями города.

Казалось бы, местоположение района между двумя железно­дорожными магистралями само по себе предопределяло его обособленность и давало основание придать планировочному решению замкнутый характер.

Однако авторы пошли по иному пути. Они создали развитые пространственные связи нового жилого массива с соседними городскими районами — Невским и Московским. Это получило отражение в более крупном масштабе застройки пограничных кварталов и крупном ритме расстановки объемов жилых зданий башенного типа, воспринимаемых с далеких расстояний.

Примыкающий к линии железной дороги квартал № 17 станет «железнодорожным фасадом» района Купчина. Для объемно-пространственной композиции этой части застройки характерен четкий, легко читаемый ритмический строй 16-этажных жилых зданий, рассчитанный на быстрое восприятие.

Прием, связанный с созданием четкого ритмического строя зданий башенного типа, применен и при формировании северной границы застройки. Стремление как можно сильнее архитектурно выделить у этой границы въезд в район побудило авторов ввести в застройку Бухарестской улицы нетиповые здания необычной протяженности (470 м) с проездами в первых этажах. Подчеркнутая индивидуальность решения соответствует важному градостроительному значению этой части застройки в композиции всего района.

Второй аспект рассмотрения — это внутренние композицион­ные связи в масштабе нового городского района.

В планировочной структуре Купчина ощущается архитектур­ное единство сложной системы жилых и общественных комплексов, зелёных пространств. Общность планировочной структуры достигается взаимосвязью чередующихся многоплановых композиций. В этом отношении большую роль, естественно, играют улицы и магистрали. Они образуют ясные пространственные композиционные связи отдельных жилых комплексов, отчетливо выявляют главное ядро в структуре района — его общественный центр. Такое определенное и сильное подчеркивание мест сосре­доточения общественной жизни населения, несомненно, является важным положительным качеством объемно-пространственного решения застройки.

Взаимосвязи жилых ансамблей и выявлению главных узлов способствует также структура внутренних зелёных пространств района. Так, непосредственно к территории центра примыкает протянувшаяся вдоль Пражской улицы широкая зелёная эспланада с рядом свободно стоящих башенных домов. Архитектурный облик этой своеобразной зелёной улицы, соединяющей парк городского района с зелёным массивом у северных границ застройки, основан на характерном сочетании высоких жилых домов с низкими объемами общественных зданий. Широкие зелёные аллеи по берегам канала соединят центр района с важным планировочным узлом — кварталом № 12, а сооружение на на­бережных общественных зданий еще больше подчеркнет значение этого канала в структуре района.

И, наконец, парк городского района широким зелёным «языком» вольется во внутреннее пространство кварталов № 14 и 15, образуя цепь непосредственно «перетекающих» друг в друга зелёных массивов, в среде которых будут живописно поставлены башенные дома.

Третий аспект рассмотрения — формирование объемно-пространственных композиций отдельных кварталов. Здесь приходится отметить разницу в облике кварталов, запроектированных ранее, и кварталов, проектная разработка которых завершена в последнее время. Их сравнение свидетельствует о постоянном совершенствовании архитектурно-планировочных решений. Отказавшись от несколько измельченной структуры первых кварталов, архитекторы разработали ряд интересных проектных предложений.

Если говорить об общих принципах, которым авторы следовали на всех этапах проектной работы, то следует отметить стремление максимально разнообразить застройку, сочетая разноэтажные здания, секционные и башенные дома, контрастные объемы жилых и общественных сооружений. Эти приемы помогли, в определенной степени, избежать однообразия и монотонности типовой застройки.

В проектах ясно выражена тенденция формировать планиро­вочную структуру кварталов, укрупняя объемно-пространственные комплексы, образуемые группами зданий, объединенными либо на основе общего ритма, либо размещением у общего открытого зелёного пространства.

Организации зелёных участков в проекте уделено большое внимание.

В кварталах № 10, 11 и 12 зелень распределена равномерно по всей территории. В свое время такой прием находил под­держку. При этом полагали, что весь квартал становится крупным зелёным массивом, в котором размещаются жилые и общественные здания. Позиции сторонников этого приема укреплялись еще тем, что, как показала практика строительства, обширные свободные территории, предназначенные под озеленение, не всегда осваивались.

Но жизнь во многом опровергла эти принципы. В условиях массовой, в основном крупнопанельной застройки, когда применяется ограниченная номенклатура типовых зданий, такой прием создает предпосылки эстетической невыразительности и равнозначимости внутренних пространств квартала. Отсутствие же ясно выраженных акцентов приводит к монотонности и безликости застройки. Кроме того, в таких условиях недостаточно четко воспринимается взаимосвязь отдельных, иногда весьма удачно решенных частей застройки, не ощущается единство их архитектурно-планировочной композиции.

В какой-то степени все эти недостатки свойственны и перечисленным кварталам Купчина.

Иная тенденция наблюдается в проектах кварталов № 18, 19 и особенно квартала № 17. Здесь зелёные массивы значительно укрупнены. Микрорайонные сады выносятся к границам микрорайонов и объединяются в общий внутриквартальный сад, что приводит к большей контрастности открытых и застроенных пространств. Появляется возможность создавать развитые многоплановые объемно-пространственные композиции, глубинные перспективы. В этом отношении особенно интересно решение зелёной зоны в квартале № 17. Микрорайонные сады размещены здесь вдоль линии железной дороги, образуя вместе с посадками в полосе отчуждения и «подключенными» участками школ и детских учреждений обширное зелёное пространство, в сторону которого раскрываются более интимные внутренние дворы микрорайонов.

Именно благодаря объединению микрорайонных садов в общие внутриквартальные зелёные массивы в основном достигнута композиционная выразительность Пражской улицы между кварталами № 18 и 19 и внутреннего пространства кварталов № 14 и 15. Здесь созданы многоплановые объемно-пространственные композиции, в результате чего архитектурный облик каждого квартала приобретает характерные индивидуальные черты.

Хотя микрорайоны в функциональном отношении являются структурными единицами жилого комплекса, они в отдельных случаях получили в застройке четкое объемно-пространственное выражение.

В этом отношении особенно выделяется квартал № 18. Внутренние пространства его микрорайонов отличаются свежим и оригинальным решением. По замыслу авторов, каждый микрорайон должен получить свою цветовую гамму, а в его озеленении должна доминировать какая-либо одна порода деревьев — береза, липа, клен и т. д. Этот прием, несомненно, заслуживает одобрения.

Размещение садов у границ микрорайонов приводит, естественно, к бóльшей концентрации застройки, плотность которой и без того достаточно высока. Это заставляет укрупнять масштабы застройки, что, в известной степени, достигается широким применением 9-этажных зданий значительной протяженности.

В целях повышения плотности застройки сейчас используют прием, в результате которого торцы секционных зданий, стоящих под углом друг к другу, находятся на очень близком расстоянии. Между домами возникают маловыразительные разрывы. Из-за большого количества сгруппированных торцов создается впечатление измельченности, раздробленности застройки.

Все это диктует необходимость применять жилые дома, более пластичные и гибкие по своей форме. Отсутствие таких домов ограничило возможности архитекторов при формировании квартала № 18, где композиция создавалась с помощью элементарных объемов — параллелепипедов типовых зданий. Объединение таких объемов в пластически выразительные композиции очень затруднительно. Поэтому попытка авторов поставить в квартале № 17 здания более сложной конфигурации заслуживает всемерной поддержки. Здесь предлагается применить жилые секции-вставки, соединяющие под прямым углом девятиэтажные здания. Эффективность такого приема совершенно очевидна. Внутренние дворы становятся более уютными, сокращается количество разрывов в застройке, укрупнен её масштаб.

Много новых, интересных предложений содержится в архитектурно-планировочных решениях кварталов № 6 и 7, проекты которых были недавно утверждены Градостроительным советом Ленинграда. Не случайно Совет отметил высокое качество разработки этих проектов. Названные кварталы занимают весьма ответственное положение: они формируют северный фасад Купчина и фланкируют Бухарестскую улицу — основной въезд в район со стороны города.

Как уже говорилось, для северного фронта застройки Купчина наиболее характерным будет крупный ритм 16-этажных домов башенного типа. Расположенная перед ними широкая зелёная эспланада обеспечит хорошую просматриваемость этой выразительной композиции с дальних точек. В зелёной эспланаде намечено расположить общественные здания.

Застройку кварталов № 6 и 7 по характеру их планировочных решений можно расчленить на две части — северную и южную. Композиция северной части, довольна «жесткая» и в основе своей симметричная, продиктована, в первую очередь, задачей формирования фасада городского района. Застройка южной части значительно более пластична. В ней выделяются две группы зданий, образующих уютные внутренние дворы.

Интересно решен трапециевидный внутренний двор, ограниченный с трех сторон низкими секционными зданиями, а с четвертой — рядом башенных домов. Последние, определяя границы двора, в то же время не препятствуют его органическому включению в общую систему зелёных пространств квартала, связанных, в свою очередь, с городской зелёной эспланадой.

В кварталах № 6 и 7 предусмотрена блокировка зданий, что вносит в застройку разнообразие, помогает лучше организовать пространство. Большой эффект достигается также введением в застройку секционных девятиэтажных домов с центральным проходом по первому этажу. Постановка таких домов как бы центрирует композицию квартала, завершает объемно-пространственное развитие его северной и южной частей, но благодаря проходу не отделяет их друг от друга, а, наоборот, усиливает их взаимосвязь.

В южной части квартала № 7 предусматривается строительство нового здания общественно-торгового центра, проект которого в настоящее время разрабатывается в институте ЛенЗНИИЭП. Положение центра на магистрали традиционно, но он хорошо увязан с внутренней структурой квартала.

  

 

 

 

Сооружаются путепроводы

 

Проект застройки центральной дуговой магистрали. Макет

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

 

 

 

 

Проект планировки и застройки района Купчино между Витебской и Московской линиями железных дорог. Макет

 

Проект застройки проспекта Славы на участке от Бухарестской до Белградской улицы. Макет

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 

 

 

Проект застройки кварталов № 6 и 7. Макет

 

Проект застройки кварталов № 14 и 15. Макет

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

В застройке Купчина пока что применяется всего лишь несколько типов жилых домов и, к сожалению, крайне ограниченный набор зданий общественного назначения.

Наряду с крупнопанельными домами — пятиэтажными (серий 1ЛГ-502. 1ЛГ-504, 1ЛГ-507) и девятиэтажными (серии 1ЛГ-602) довольно часто сооружаются кирпичные — секционные и башенные.

Уже неоднократно отмечалось, что кирпичные и крупнопанельные здания не всегда хорошо «уживаются» друг с другом.

И в районе Купчина их соседство подтверждает этот вывод. Как следствие наблюдается некоторая разностильность композиционных сочетаний.

Основным типом пятиэтажного здания, применяемым в районе, является дом серии 1ЛГ-502. Этот тип дома во многих отношениях — шаг вперед в крупнопанельном домостроении. В частности, ему присущи определенные архитектурно-художественные достоинства. В решении его фасадов удалось избежать схематизма; усложнилась и обогатилась прорисовка деталей.

Уже очевидным является градостроительный эффект, достигнутый благодаря возведению крупнопанельных домов новой серии 1ЛГ-602 с их выразительными «орнаментальными» фасадами.

И все же следует отметить, что в решении отдельных зданий, сооруженных в Купчине, проявлено меньше изобретательности и имеется меньше находок, чем в предшествовавших работах коллектива авторов, известного своими неустанными поисками разнообразных решений крупнопанельных зданий.

Происходит это, на наш взгляд, из-за того, что работа над проектом планировки отделена от проектирования зданий. Ведь вопросы о том, какой проектный вариант дома следует применить, какие изменения необходимо внести в его пластику, отделку, решаются, в первую очередь, в зависимости от места здания в застройке, от его роли в архитектурно-планировочном формировании жилого комплекса.

Проектирование и строительство района Купчина еще раз свидетельствуют о сложности и многообразии проблем, возни­кающих при создании современных жилых комплексов. Решая эти проблемы, советские архитекторы ведут неустанную борьбу за торжество прогрессивных принципов градостроительства, в частности за наиболее рациональную и в архитектурно-художественном отношении полноценную организацию больших жилых массивов и отдельных ансамблей. В этом смысле строительство в Купчине следует признать новым и очень поучительным этапом.

Первые итоги этой большой творческой работы уже дают основание надеяться, что новый район займет в городе Ленина достойное место

 

Сканирование журнала Сергея Ларенкова

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024