Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Платформа Проспект Славы

 

 

Первое упоминание (из обнаруженных к настоящему времени) о том, что у деревни Купчино планируется к строительству железнодорожная платформа, относится к 1872 году. И планировалась эта самая платформа ни кем-нибудь, а именно жителями деревни.

В том самом году между купчинскими крестьянами и правлением Царскосельской железной дороги развернулась активная переписка на предмет разрешения и согласования этого, крайне важного для купчинцев, проекта. Понятно, сами крестьяне перепиской не занимались. Для такого дела ими был избран уполномоченный. Им стал губернский секретарь Ю. А. Нарбут. Именно он и проводил согласования.

  

 

 

 

Некоторые документы из переписки по теме строительства платформы. РГИА Ф. 262. Оп. 1. Д. 522.

 

Оригинальные документы

Перепечатанная пояснительная записка

 
  

Чертёж деревянной платформы у купчинского переезда    РГИА Ф. 350. Оп. 26. Д. 43.

  

К сожалению, из имеющихся документов нельзя сделать однозначный вывод о том, была всё-таки построена платформа, или же нет. Согласно странице расписания Царскосельской железной дороги Указателя путешествия по России 1873 года (№ 44, С. 83), «по воскресеньям поезда, отправляющиеся из С.-Петербурга в Царское село в 8 часов утра и из Царского Села в 5 часов 20 минут пополудни, будут останавливаться у вновь устроенной платформы при деревне Купчино на 9 версте от С.-Петербурга для приёма и выпуска пассажиров». Указание об остановочном пункте в будущем времени и отсутствие упоминаний о нём в других источниках (опять же, на данный момент) не позволяет с уверенностью говорить о том, что платформа существовала. Не исключено, что она и была построена, но использовалась редко или же совершенно не была задействована в пассажирском движении.

Как бы то ни было, к началу XX платформы у деревни не существовало. Известно, что в переписке по теме возведения купчинской церкви, Ф. Н. Орнатский указывает железнодорожную платформу у деревни лишь как возможную к обустройству, но не как действующую. Однако в начале XX века платформа так и не будет сооружена. Лишь при советской власти купчинцы наконец смогут прокатиться с ветерком в Петроград и Детское Село, но об этом ниже.

  

 

   

Указатель путешествий по России 1873 года, № 44, С. 83.  Царскосельская железная дорога.

  

Согласно справочнику А. С. и В. А. Архангельских, платформа (остановочный пункт) Купчино была основана в 1927 году. Совершенно очевидно, что такая информация является ошибочной.

В 1916 году, согласно расписанию, остановочного пункта у деревни ещё не существовало. Однако в декабре 1917 года в адрес управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги от имени купчинского сельсовета было направлено ходатайство об организации платформы и запрос на стоимость обустройства оной. Обращение было повторено также в 1918 и 1919 годах. В феврале 1919 года был получен ответ, из которого следует, что стоимость обустройства платформы обойдётся в 7500 рублей.*

  

 

   

Запрос комиссару службы пути Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги 1918 г. (ЦГА СПб. Ф.1398. Оп.1. Д.54)

  

Очевидно идя навстречу пожеланиям трудящихся остановку у деревни организовали. В расписании поездов от 1918 года отмечается две пары поездов, останавливающиеся на полминуты у поста на девятой версте. При этом платформа в расписании не указывается. Нет сомнений, что речь идёт об остановке у Купчина.

  

 

   

Расписание отправляющихся из Петрограда и прибывающих в Петроград поездов прямого и местного следования без пересадки

с 1 июня 1918 г. (листы расписания Московско-Виндаво-Рыбинской дороги с 1 мая 1918 г.)       Скачать расписание

  

Очевидно платформа была построена в период с 1919 по 1922 год. Уже в расписании на 1922/23 год упоминается остановочный пункт с названием «Купчино». Как ни странно, но время прибытия поезда к платформе не обозначалось, указывалось только время стоянки – 1 минута. Это больше, нежели остановка в 1918 году.

Надо отметить, что все 20-е годы составы останавливались у Купчина нечасто. Зато к 1935 году здесь уже регулярно брали пассажиров 14 пар пригородных поездов.

Во время Великой Отечественной войны пассажирское движение по железной дороге витебского направления не осуществлялось. В железнодорожной насыпи, в частности, у платформы Купчино, были возведены различные фортификационные сооружения.

После Победы деревня, практически стёртая с лица земли, вновь ожила. Люди начали обустраиваться на старом месте. Ожила и платформа. В 1953 году участок Ленинград – Павловск был электрифицирован.

Рядом с платформой железную дорогу пересекала трасса Куракиной дороги, впоследствии – Южного шоссе. Здесь появился переезд. Переезду столько же лет, сколько и самой железной дороге. Он просуществовал до конца 1960-х годов. После прорытия вдоль железнодорожных путей Волковского канала на трассе Южного шоссе был построен деревянный 4-й Волковский мост. По мосту осуществлялось движение транспорта. При ликвидации переезда был уничтожен и мост. Ныне – это название носит пешеходный мост, ведущий к подземному переходу под железнодорожными путями и проходом к платформам.

В начале 1970-х годов платформы подверглись капитальной реконструкции. Ранее они располагались с обеих сторон от переезда. Южнее переезда была платформа для посадки на поезда в сторону Павловска (нечётная), севернее – в сторону Ленинграда (чётная). Ныне платформы располагаются одна напротив другой. При этом платформа для посадки в сторону Витебского вокзала сохранила своё старое место расположения. Проход к платформам осуществляется через подземный пешеходный переход. Он же соединяет Фрунзенский район с Московским.

В 1974 году платформа получила своё нынешнее название. Одновременно название "Купчино" было присвоено платформе, ранее носившей название "Витебская".

  

 

     

 

Фрагмент расписания 1916-17 гг.

 

Фрагмент расписания 1922-23 гг.

 

Фрагмент расписания 1925 г.

 
 

Полный размер   Скачать расписание

 

Полный размер   Скачать расписание

 

Полный размер   Скачать расписание

 
  

Платформа Проспект Славы

 Спутниковый снимок 2009 г.     

Google

Яндекс

  

 

   

переезд Купчино

 

Платформа Купчино

 

Платформа Купчино

 

Платформа Купчино, переезд

Фото 1950-х гг. из семейного архива Екатерины Барабановой

 

Фото 1950-х гг. из Историко - географического атласа Ленинграда 1977 г.

 

Фото 1950-х гг. из архива

Ираиды Васильевой

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

  

Платформа Купчино

Фото Павла Илларионовича Зимина из личного архива Вячеслава Чурашова, зима 1965-1966 гг.  Полный размер

   

 

     

Платформа Купчино

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Кадры киносъёмки Валерия Чурашова из личного архива Вячеслава Чурашова, конец 1960-х гг. –  начало 1970-х гг.

  

 

     

Платформа Купчино

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Кинофильм

 

Кадры киносъёмки Валерия Чурашова из личного архива Вячеслава Чурашова, конец 1960-х гг. –  начало 1970-х гг.

  

 

     

Платформа Проспект Славы

 

Фото Сергея Родионова
август 2004 г.                Полный размер

 

Фото Сергея Родионова
август 2004 г.                Полный размер
 

Фото Сергея Родионова
август 2004 г.                  Полный размер

 
  

 

     

Платформа Проспект Славы

 

Фото Сергея Родионова
апрель 2005 г.                 Полный размер

 

Фото Сергея Родионова
апрель 2005 г.                 Полный размер
 

Фото Сергея Родионова
апрель 2005 г.                   Полный размер

 
  

 

     

Платформа Проспект Славы, вид от Волковского канала

 

Полный размер   Фото март 2006 г.

Полный размер   Фото март 2006 г.

Полный размер   Фото март 2006 г.

 
  

 

     

 

 

Здание электроподстанции

 
 

Полный размер   Фото март 2006 г.

Полный размер   Фото март 2006 г.

Полный размер   Фото март 2006 г.

 

 

 

     

Платформа, вид с юга на север

ДОТ и домик у платформы

Вид в сторону центра города

 
 

Полный размер   Фото март 2006 г.

Полный размер   Фото март 2006 г.

Полный размер   Фото февраль 2006 г.

 
  

 

     

Вид от Волковского канала

Место бывшего переезда

 
 

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

 
  

 

     

 

Место бывшего переезда

Вид от бывшего переезда

 

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

 
  

 

 

   

 ДОТ и домик у бывшего переезда

 

Полный размер   Фото апрель 2007 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

 
  

 

     

 ДОТ и домик у бывшего переезда

Платформа после реконструкции, вид от Белградской улицыпроспекта Славы

 

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

 
  

 

     

  

Билетная касса

Платформа после реконструкции, вид от Белградской улицыАльпийского переулка

 

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

 
  

 

     

Подземный переход и проход к платформам

 Билетная касса 

 
 

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

 
  

 

     

Подземный переход и проход к платформам, билетная касса

Четвёртый Волковский мост

 

 

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото июнь 2010 г.

Полный размер   Фото июнь 2010 г.

 
  

В 2008 году была проведена реконструкция платформы. Установлены турникеты, новые вывески, новая охранно-пожарная сигнализация, увеличена длина платформ.

  

 

       

Интерьеры платформы Проспект Славы

 

 

Фото 2008 г. взяты с сайта строительной компании "Афина Паллада"

 
  

 

       

Интерьеры платформы Проспект Славы

 

 

Фото 2008 г. взяты с сайта строительной компании "Афина Паллада"

 
  

Вид с крыши дома 52 по Белградской улице

Полный размер       Фото Андрея Ордынца  сентябрь 2009 г.

  

На месте нынешнего путепровода существовало путевое развитие, что позволяет считать Купчино, в определённые периоды, железнодорожной станцией. Сюда подходил одъездной путь. Он проходил параллельно современной улице Типанова (южнее её), и вёл к зданию электроподстанции. Ещё до 2007 года сохранялись рельсы на боковом проезде Витебского проспекта. Сейчас от подъездного пути осталась лишь маленькая часть у автомобильной стоянки.

  

 

     

 

Вид на северо-восток

Сохранившиеся рельсы в Московском районе

Вид на юго-запад

 

 

Полный размер   Фото декабрь 2008 г.

Полный размер   Фото июнь 2010 г.

Полный размер   Фото июнь 2010 г.

 
  

В 2009 году заменили незадолго до того установленные вывески и таблички на платформах, приведя их, таким образом, под единый на всей железной дороге стандарт.

  

 

     

Платформа № 1

Платформа № 2

 

Полный размер   Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 
  

 

     

Платформа Проспект Славы

 

Платформа № 2                                             Фотографии май 2010 г.                                           Вид с юга на север

Полный размер

Полный размер 

Полный размер

Полный размер

  

 

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024