Исток реки находится в районе
Пулковских высот. Далее река петляет
между полей совхоза
Шушары (Пулковского отделения), пересекает
Московское
шоссе, недавно построенный Витебский проспект, железную дорогу
витебского направления и Малую Октябрьскую (детскую, узкоколейную)
железную дорогу.
Южнее нынешней Балканской площади река впадает в прорытый канал. На многих современных картах до этого места река
именуется как Чёрной речкой, так и Волковкой. Канал начинается у пересечения
Купчинской и
Балканской
улиц. Метрах в восьми-десяти от начала канала, в него впадает
Шушарский ручей.
Канал протекает параллельно железной дороге, по правому берегу
канала проходит Балканская
улица (фактически, как улица, не существующая). Канал прокопан в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Хотя небольшая часть канала существовала уже в
предвоенные годы. Уже после создания
канала было засыпано
русло реки Волковки, проходившее по северному Купчину. Была
также ликвидирована часть реки, протекавшей западнее
железнодорожных путей витебского направления, в Московском районе.
В 1994 году было засыпано русло реки, находившееся в непосредственной
близости от
станции метро и
железнодорожной платформы Купчино. Волковский канал,
прорытый с востока, вдоль железнодорожных путей и местами скрытый в
подземные коллекторы заканчивается у
Алмазного моста. Далее, до
Обводного канала,
проходит сохранившееся родное русло реки Волковки. В редакции
Реестра названий объектов городской среды 2010 года топоним "Чёрная речка"
был упразднён. С названием реки и канала поступили достаточно оригинально:
вся река до впадения в Обводный канал теперь официально называется "Волковка",
но при этом участок реки Волковки от впадения
Шушарского
ручья до
Белградского моста называется также
"Волковский канал" (таблица
9, примечания). Объясняется это тем, что названий "Чёрная речка" на
карте города великое множество, топоним же "Волковка" оригинален и давно
закрепился за этим участком, при этом давать пунктирное название
река — канал — та же река, не правильно с точки зрения топонимики. Хотя
фактически имеет место именно такое положение вещей. |
Чёрная речка – Волковский канал – Волковка |
Спутниковый снимок.2008 г. |
Google |
Яндекс |
Река
Сетуй, известная с XV века была левым притоком
Невы.
Название имеет вепсское происхождение. Существует два принципиально
отличающихся друг от друга варианта перевода: по мнению
А. Шарымова название можно перевести, как "Светлый ручей". По
мнению С. Мызникова – "Говённый
ручей". По-шведски имя речки звучало сходно: как "Sitala", а также "Situla-oo". С XVIII
века – Чёрная речка. После сооружения
Обводного канала часть русла названа
Монастыркой. В 1887 году часть Чёрной речки от Обводного канала до границы
города (нынешняя улица Салова) названа Волковкой. Название дано по
Волковой
деревне. До середины XX века река называлась Чёрной речкой. Впервые
река на территории Рылеева обозначается как Волковка на карте 1940 года. С 1960-х
годов название распространилось на всю реку на территории
Купчина. Чёрная речка (Волковка) имела правый приток – ручей
Светлой.
Ныне Шушарский
ручей впадает не в Волковку, а в Волковский канал.
Имелся также правый приток – безымянный ручей, впадавший в реку в
районе нынешней
Гамбургской площади.
После слияния с
Шушарским
ручьём, Волковка
поворачивала на северо-запад и, проходя через несколько не больших
естественных и вырытых водоёмов, приближалась к железной дороге и шла вдоль
путей до современного
Дунайского проспекта. Далее она уходила на другую
(западную) сторону железной дороги, шла параллельно путям, и возвращалась на сторону
Фрунзенского района чуть севернее современной улицы Орджоникидзе.
Железнодорожный мост через Волковку и ныне вполне различим. Далее река
проходила мимо деревни
Купчино, направляясь сначала на северо-восток, а
затем меняя направление на северо-западное. В реку впадало несколько
безымянных ручьёв. Её излучина находилась недалеко
от пересечения
проспекта Славы и
Софийской улицы, где она сливалась с
ещё несколькими ручьями, один из которых на карте 1766 года был
помечен названием "Григоровский". Впоследствии название забылось,
хотя ручей существовал вплоть до послевоенных времён.
В 1972 – 1973 годах большая часть русла Волковки была
засыпана. Старицы (остатки русла реки) можно увидеть на
Будапештской улице и
в
парке Интернационалистов. В начале 1980-х годов существовали пруды на
пустыре между
Пражской улицей,
улицей Турку и проспектом
Славы. До недавнего
времени имелись также прудик во дворе дома 11 по улице
Турку
и заболоченная
местность между
Бухарестской улицей,
улицей Турку и
улицей Белы Куна. Ныне
всё это успешно застроено.
В середине 1960-х годов
параллельно железнодорожным путям витебского направления от
улицы Салова начали рыть канал, который и был доведён до нынешней улицы
Димитрова. В начале 1970-х годов в районе строящейся станции
метро "Купчино"
восточнее реки Волковки, от
Шушарского
ручья до улицы Димитрова, была прорыта
вторая часть Волковского канала. По проекту, вдоль берега канала должна была
проходить
Балканская
улица, но проект так и не был реализован. В начале
1980-х годов часть канала, непосредственно прилегающая к
Балканской площади,
была спрятана в подземный коллектор. Аналогично поступили с каналом
и у перекрёстка улиц Димитрова и
Белградской.
Таким образом, получилось, что с середины 1970-х до середины 1990-х
годов Волковский канал и река Волковка протекали параллельно: река
ближе к железнодорожным путям, а канал поодаль. При этом
Шушарский ручей
впадал уже не в реку, а в канал.
Часть канала между Дунайским путепроводом и
улицей Димитрова была прокопана ещё в начале
XX века. Русло реки, проходившее западнее железнодорожных путей (в нынешнем Московском районе) было засыпано при расширении
железнодорожной
насыпи и строительстве гаражей.
В середине 1990-х годов началось активное строительство на
Балканской площади. Волковка была засыпана. Два моста через реку у проходов к станции метро и
железнодорожным платформам были ликвидированы. Самая
старая часть канала, с
которой и соединялась река после ликвидации её части западнее путей,
перестала быть проточной. |
В рамках данного проекта
рассматривается часть реки от моста через реку на Витебском
проспекте до моста Соединительной железной дороги. Прогулка вниз по
течению. |
Река Волковка от
Витебского проспекта до впадения в Волковский канал |
|
Волковка (Чёрная речка) у автомобильного моста на Витебском
проспекте |
Мост для строящейся детской железной дороги и мост на Витебской
железной дороге |
Вид с железнодорожного моста на восток в сторону Купчина |
|
|
Вид с железнодорожного моста
на восток в сторону Купчина (по течению реки) |
|
|
Заброшенные садовые участки |
|
От железнодорожного моста река
течёт на
восток, северо-восток. Русло петляет между немногочисленных деревьев и
кустарников. Вдоль реки, в основном на правом берегу, и
вплоть до окружной железной дороги располагались садовые участки. Очевидно,
это были самозахваченные территории. Они обозначены на карах середины 1960-х
годов, за долго до появления вблизи многоэтажных домов. Судя по их нынешнему
состоянию, уже много лет они ни кем не посещаются. Местность заболочена. С
юга территорию постепенно подсыпают грунтом в вперемешку с изрядной долей
бытового мусора. Вероятно, для последующего строительства. |
|
Заброшенные садовые участки |
|
|
Заброшенные садовые участки |
|
|
Место подсыпки грунта и мусора |
Вид с горы подсыпанного грунта и мусора |
|
|
Вид с горы подсыпанного грунта и мусора |
Заброшенные садовые участки |
|
|
Вид по течению |
Вид против течения |
|
|
Вид против течения |
Здесь гнездятся утки |
Вид по течению |
|
|
Новопроложенная дорога, мост,
кучи мусора |
|
|
Вид по течению |
Вид против течения |
Мост |
|
|
Мост |
Волковка перед впадением в Волковский канал,
вид против течения |
|
Волковский канал от
начала до впадения реки Волковки |
|
Начало
Волковского канала, вид на восток |
Вид на запад |
|
|
Мост через канал, проезд к
гаражам |
Волковский канал |
Левый берег, гаражи |
|
Волковский канал от
впадения реки Волковки до улицы Димитрова |
|
В 2010 году через канал перебросили новый
автомобильный мост в створе
улицы Олеко Дундича, мост назван
Балканским |
|
|
Вид на юг с Балканского моста |
Вид на юг с пешеходного моста |
Вид на юг
от начала коллектора |
|
|
Пешеходный мост через
Волковский канал |
|
|
Волковский канал после прорытия у
Балканской площади, вид от трамвайного кольца на север |
|
Волковский канал после прорытия у
Балканской площади, вид от трамвайного кольца на северо-запад |
|
|
Пешеходный мост – проход к гаражам
Не состоявшаяся
Балканская
улица |
Правый берег канала, вид на север
Не состоявшаяся
Балканская
улица |
Волковский канал, вид на север
Пешеходный мост – проход к гаражам |
|
|
Вид с пешеходного моста на юг |
Пешеходный мост |
Вид с пешеходного моста на
север |
|
Спиленные деревья вдоль всего левого берега |
Вид на юг (против течения) |
|
Вид на север (по течению) |
|
|
Самая древняя часть Волковского канала |
Часть канала, проходящая восточнее
железнодорожный путей, от
Дунайского проспекта до места чуть севернее
улицы Димитрова была сооружена ещё в начале
XX
века. Эту часть также называют спрямлением русла реки.
Известно, что Чёрная речка в своё время принесла немало
сложностей строителям первой в России железной дороги. Из-за
петли, которую делала река, строителям железной дороги пришлось
соорудить два дополнительных моста. В результате получилось, что
часть русла реки оказалась западнее железнодорожной линии.
Именно между мостами, но уже с восточной стороны железнодорожных
путей и был прорыт канал.
У автора нет
доподлинных сведений о том, кто и с какой целью прорыл этот
канал. Имеются воспоминания, согласно которым канал был прорыт
ещё до строительства церкви, но абсолютно достоверными их
считать нельзя. Можно утверждать лишь то, что в предвоенное
время канал существовал, что подтверждается аэрофотоснимками.
Результатом такого сооружения стало изменение движения воды.
Она пошла по пути наименьшего сопротивления. Русло реки, проходившее
западнее железнодорожных путей, постепенно стало заболачиваться.
Мосты стали не нужны, и впоследствии были ликвидированы. Место
одного из мостов и ныне
чётко выделяется.
Самая древняя часть канала сохранилась, но
перестала быть проточной с 1994 года, когда было засыпано русло
реки у станции метро "Купчино". |
|
Прорытый
канал вдоль путей со
стороны Фрунзенского района |
|
|
Бывший железнодорожный мост через Волковку |
Остатки родного русла Волковки |
|
|
Остатки родного русла Волковки, вид от железнодорожной насыпи |
Вид в сторону насыпи |
|
|
Старый канал у путей, впереди – часть родного русла
реки и слияние с прокопанным позднее Волковским каналом |
|
Волковский канал от
улицы Димитрова до Алмазного моста |
|
Подземный коллектор |
Автостоянка над подземным коллектором |
|
|
Слева – русло Волковки, далее – водопад |
|
Местные обитатели |
|
Интересный
знак установлен на берегу канала недалеко от платформы
Проспект
Славы. Он информирует проходящие
суда о наличии подводного перехода (кабели, трубопроводы и т. п.) и
запрещает бросать якоря. Требование знака выполняется
неукоснительно. Не зафиксировано ни одного прецедента порчи кабелей
проплывающими по каналу судами. Других аналогичных знаков на канале не
замечено. |
|
Водопад, для не боящихся промочить ноги здесь
возможен переход канала |
Вид на север (по течению) |
|
|
Вид по течению, впереди – трубопровод,
далее – 4-ый Волковский мост |
Трубопровод, здесь также возможен
переход через канал |
Альпийский переулок (Южное шоссе),
здесь
недолгое время был мост к Ж.Д. переезду |
|
|
Сужение
Волковского канала |
Расширение Волковского канала |
Вид на север (по течению) |
|
|
Плотина, водопад |
Волковский канал у
улицы Турку.
Здесь заканчиваются бетонные берега |
|
|
Фото май 2009 г. |
Фото май 2009 г. |
Фото май 2009 г. |
|
|
Канал между улицами
Турку и
Фучика |
Левый
берег, остатки асфальтового покрытия |
|
|
Вид с левого берега перед Белградским
мостом |
Белградский мост |
|
|
Белградский мост, канал отдаляется от железной дороги и переходит
на другую сторону Белградской улицы |
|
|
Вид на север от Белградского моста |
Белградский
мост, вид на юг
(против течения) |
|
|
Правый берег канала. Чего-то тут пытались
соорудить |
Строительство там, где раньше текла Волковка и
проходила
Алмазная улица |
Левый берег канала, слева проходит
Белградская
улица |
|
|
Волковский канал у нового торгово-развлекательного комплекса "Рио" |
|
|
Волковский канал перед Алмазным мостом.
Здесь заканчивается Волковский канал, далее идёт русло реки
Волковки |
|
|
Алмазный мост |
Вид по течению с Алмазного моста |
Вид по течению |
|
Река Волковка от
Алмазного моста до железнодорожного моста |
|
Вид на север (по течению) |
Вид на юг
(против течения) |
|
|
Левый берег Волковки в районе дома 30 по
Витебской Сортировочной улице,
вид на север (по течению) |
|
На левом берегу Волковки сплошная помойка, на правом берегу
– кладбище, вид на север |
|
|
Третий Волковский мост |
Вид
на север с Третьего Волковского моста |
|
|
Вид на правый берег |
Трубопровод |
Утопленники |
|
|
Утопленники |
Территория между 2-ым и 3-им
Волковскими мостами, вид по течению с левого берега |
|
|
Второй Волковский мост |
Вид по течению со
2-го Волковского моста |
|
От Второго
Волковского
моста до гаражей, на небольшом расстоянии от
берега идёт забор, который постепенно превращается в развалины
забора. В заборе несколько сторожевых вышек. По некоторым
сведениям на этой огороженной территории находилось газохранилище. |
|
Второй
Волковский
мост |
Развалины сторожевой вышки |
Левый берег
Волковки, вид на север |
|
|
Приток |
Вид по течению, на правом
берегу
– заправочная станция |
|
|
Руины сторожевой вышки
со стороны реки и с обратной стороны |
|
|
Вид со сторожевой вышки |
Вид с вышки по течению реки (на север) |
|
|
Волковка у сторожевой вышки, вид на север |
Территория на левом берегу
Волковки |
|
|
Территория на левом берегу
Волковки |
|
|
Далее по обоим берегам реки расположены
гаражи, проход вдоль берега не возможен |
|
Левый берег,
развалины забора |
Вид на север (по течению реки) |
Правый берег, гаражи |
|
Волковка у железнодорожного моста, вид на
север (по течению
реки) |
|
|