Волковка,
которой нет
До сооружения Волковского канала
Шушарский ручей впадал в
Волковку (Чёрную речку)
у её излучины. После слияния с ручьём, Волковка
поворачивала на северо-запад и, проходя через
несколько не больших естественных и вырытых
водоёмов, приближалась к железной дороге и шла вдоль
путей до современного
Дунайского проспекта. Далее она уходила на
другую (западную) сторону железной дороги, шла
параллельно путям, и возвращалась на сторону
нынешнего
Фрунзенского района чуть севернее современной улицы
Орджоникидзе и
южнее нынешней
платформы
Проспект Славы.
При строительстве Царскосельской железной дороги
были сооружены три моста через реку. Третий мост
существует и ныне. Два же других со временем
потеряли востребованность, и были засыпаны.
Расположение одного из
этих мостов и ныне вполне различимо. Далее
река протекала на восток, мимо
деревни Купчино. |
|
Пруд, ранее он был соединён с Волковкой |
|
|
Заболоченная местность |
Ранее здесь
протекала река |
|
|
Ранее здесь
протекала река |
Вид на север (ж.д. – слева) |
|
Родное русло реки Волковки (Чёрной
речки) у нынешней станции метро
"Купчино"
проходило вблизи железнодорожного полотна, восточнее его.
При сооружении станции метро через реку были переброшены два
пешеходных моста.
Эта часть реки практически полностью уничтожена: в Московском
районе при расширении железнодорожных путей и строительстве гаражей,
а во Фрунзенском районе при строительстве торговых павильонов на
Балканской площади. |
Волковка у станции
метро "Купчино" и железнодорожной платформы Купчино
Фрагмент карты Купчина, склеенной из нескольких частей разных лет
Скачать карту
Скачать все карты |
Волковка у станции метро "Купчино"
и железнодорожной платформы Купчино
Фрагмент схемы Ленинграда 1985 г. |
|
Балканская площадь,
хорошо видны перила моста через Волковку у станции метро "Купчино" |
|
|
Кадры из кинофильма "Ты у
меня одна" 1993 г., режиссёр – Дм. Астрахан |
|
|
Ранее в
этих местах протекала река |
|
Вид на север, на Балканскую площадь и
станцию метро со стороны границы города |
Вид на юг от Дунайского путепровода
|
Впереди – Дунайский путепровод
Вид на
север |
|
Здесь ранее протекала река, вид на юг,
железная дорога – справа |
Впереди – Дунайский путепровод, вид на
север |
Здесь русло Волковки уходило на другую
(западную) сторону железной
дороги |
|
|
Сохранившиеся остатки русла Волковки
западнее железнодорожных путей, путей слева во времена течения
здесь реки не существовало |
Выпрямленное русло реки вдоль путей со стороны Фрунзенского
района |
|
Часть
Волковского канала, проходящая восточнее
железнодорожный путей, от
Дунайского проспекта до места чуть севернее
улицы Димитрова была сооружена ещё в начале
XX
века. Эту часть также называют спрямлением русла реки. В то
время Волковка на месте нынешнего
Дунайского путепровода уходила на
западную сторону железнодорожных путей и возвращалась обратно южнее
нынешней платформы
Проспект Славы. Имелось два железнодорожных
моста. Именно между ними, в непосредственной близости от путей и был
выкопан канал, выпрямляя таким образом русло реки. Есть предположение, что такое сооружение должно было
привести к заболачиванию родного русла реки западнее путей, а вода должна
была пойти по пути наименьшего сопротивления – по новому каналу. |
|
Старый канал у путей, впереди – часть родного русла
реки и слияние с прокопанным позднее Волковским каналом |
|
|
Бывший железнодорожный мост через Волковку
близ деревни Купчино |
Остатки родного русла Волковки |
|
Река Волковка на территории современного северного
Купчина
Наложение карты 1969 г. на спутниковый снимок 2006 г.
Увеличить |
О месте нахождения русла реки у
бывшей
деревни Купчино следует сказать
особо.
Пруд у 325 школы был вырыт
уже после засыпки русла реки. Само же русло проходило чуть севернее
ныне существующего пруда. При многочисленных попытках наложения топографической
карты 1969 года на современный спутниковый снимок получается именно такая
картина. Аналогичный результат получается при сравнении современных
спутниковых снимков и аэрофотосъёмки начала 1940-х годов. Всякие
сомнения отпали, когда стали доступны спутниковые снимки местности 1966
года. С полной уверенностью можно утверждать, что пруд был выкопан после
1966 года. |
|
|
Ниже
представлены воспоминания местного жителя Вячеслава Чурашова:
"Ныне существующий пруд у 325 школы является частью засыпанного русла Волковки.
Его не засыпали, так как там бьёт холодный ключ. Вода там все время
более-менее чистая. Даже если верхний слой летом прогревается, то если
нырнуть – вода ледяная, мы купались там в детстве. Сбоку , с западной
стороны пруда есть
канализационный люк (раньше он был прямо посреди воды,
сейчас частично засыпали). Это канализационный сток, иначе там было бы
болото. В начале 1980-х годов пруд был гораздо больше. Дом 10 корпус 4 по
улице Димитрова (около 205 школы) построен на месте засыпанного в конце
1990-х годов пруда. Я там ловил тритонов. Вероятно, там существует канализационный выход для оттока ключевой воды.
Котлован за 205 школой – это тоже остаток
русла. Там не было ключей. Его почему-то просто не засыпали. Котлован был
шире. Часть его была засыпана в конце 1980-х годов, перед постройкой
дома." |
Вероятно, во время течения реки, ключи, наполнявшие её, никак на
полноводность не влияли. Река была не очень широкой. После засыпки части
русла, деятельность ключей привела к значительному расширению отдельных
водоёмов и заболачиванию прилегающих территорий. Весьма возможно, что в
результате первоначальное место моста через речку могло сместиться южнее. |
|
Пруд, вид от дома 10 корпус 4 по улице Димитрова |
Пруд, впереди – дом 10 корпус 4 по улице Димитрова |
Плакат на берегу пруда |
|
|
Канализационный люк |
Здесь находился мост между прудами, впереди, справа видна школа № 325 |
В 1980-х годах это была заболоченная местность |
|
|
В 1980-х годах это была заболоченная местность |
Котлован у дома 14 корпус 2 по ул. Димитрова.
Ныне часть котлована занимает стадион |
|
В 1960-х годах на этом месте
Будапештская улица
заканчивалась. На правом берегу Волковки находилось садоводство. Возможно,
эти деревья – единственное, что осталось с тех времён. |
Пруд у дома 62 по
Будапештской улице
– остаток русла
реки. Территория вокруг пруда облагорожена. Высажены деревья, расставлены
скамейки. Установлен стенд с описанием пернатых обитателей. Но не обошлось без
ошибок. На стенде река почему-то названа Волховкой. |
На
Бухарестской улице, очевидно, моста не было. Не было
здесь и улицы. Заканчивалась она у
проспекта Славы или, вернее, с окончанием
трамвайных путей, ведущих на трамвайную станцию. На правом берегу реки
находились садовые участки, которые частично сохранялись до начала 1980-х
годов. После засыпки реки образовалась цепь прудов, которые сейчас
составляют часть
парка
Интернационалистов. |
На месте нынешних 29 и 31 домов по
улице Турку в реку
впадал безымянный ручей, который тёк со стороны железнодорожной платформы.
Ручей был, очевидно, засыпан ещё в начале - середине 1950-х годов. Здесь же
проходила главная улица села
Рылеева. |
|
Проспект Славы
На этом месте находился мост |
Ещё в середине 1980-х годов на этом месте был заболоченный пруд |
Заболоченный участок – единственное сохранившееся напоминание о
реке |
|
|
Пруд у дома 11 по улице
Турку |
|
|
Строительство на месте бывшего пруда |
|
|
На месте строительства до недавнего времени была пустая,
заболоченная территория |
|
|
Будапештская улица, на месте этого дома была река |
НИИ скорой
помощи им. И. Джанелидзе |
|
Вид от Будапештской улицы |
Вид от улицы Фучика |
Река текла на месте, ныне занимаемом институтом
им. Джанелидзе, а затем, до улицы Салова, по пустынной территории западнее
нынешнего
Ново-Волковского кладбища.
Параллельно правому берегу реки шёл
Волковский
проспект, параллельно левому –
Алмазная улица. В начале 1980-х годов на этом месте начали строить
конно-спортивную школу, да так и не построили. Ныне на этом месте возведён
многофункциональный торгово-развлекательный комплекс. |
|
Строительство
торгово-развлекательного комплекса |
|
В нескольких метрах
севернее Алмазного моста начинается сохранившееся родное
русло реки Волковки. Нынешний железобетонный мост был
построен в 1965 году там же, где с 1930-х годов
существовал деревянный. При его строительстве русло реки
выпрямили. Выпрямилась также и трасса дороги – нынешней
улицы Салова.
Можно утверждать, что современный Алмазный мост
перекинут не через Волковку, а именно через
Волковский канал. |
|
Родное
русло реки Волковки, вид с Алмазного моста на север (по течению) |
|
|
|