Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Алмазная, Пензенская и Очаковская (Петрушина) улицы

 

В 1930-е годы на значительной территории нынешнего северного (старого) Купчина был основан совхоз "Ударник" треста пригородных совхозов Московского района. Почти в центре находившихся здесь угодий стояло небольшое двухэтажное деревянное здание, в котором размещались контора, красный уголок, два начальных класса школы, здравпункт и две комнаты – молодежные общежития. Чуть подальше стояли три барака – семейное общежитие. Буквально перед самой войной был выстроен двухэтажный бревенчатый жилой дом. Хозяйство имело свыше 550 гектаров земельной площади, 2,5 тысячи квадратных метров теплиц, 60 голов лошадей, были тракторы и автомашины.

 

Фрагмент карты 1939 г.              Смотреть карту всего Купчина с прилегающими территориями

 

В отличие от расположенного неподалёку колхоза имени Тельмана, совхоз пережил военное время и возродился. Тогда он именовался отделением "Ударник" совхоза "Ленсоветовский". Вплоть до начала массовой жилой застройки совхозные сады и огороды плодоносили. Случалось, дома начинали строить буквально на следующий день после сбора последнего урожая. И даже во время существования первых многоэтажек их жители часто протаптывали дорожки к домам по свекольным и капустным полям.

Ныне совхозные поля практически полностью застроены. Но воспоминание о совхозе всё-таки сохранилось. Яблоневый сад, известный ныне всем купчинцам, как один лучших парков района, ни что иное, как бывший совхозный плодовый сад.

По территории совхоза проходило несколько улиц. В центре было несколько коротеньких улиц, объединяющих основные совхозные жилые постройки. Но существовали и длинные дороги, ведущие в Волково, Рылеево, Купчино. Некоторые из них были известны ещё в начале XX века.

Алмáзная улица известна с 1911 года. Есть предположение, что название представляло собой насмешку над состоянием прилегающей территории. Улица проходила от холерного кладбища (немного севернее нынешней улицы Салова) до Куракиной дороги параллельно линии железной дороги. Вероятнее всего, как и все улицы этой местности, она представляла собой грунтовую просёлочную дорогу. Эта трасса практически полностью повторяется современной Белградской улицей.

 

Алмазная улица

Фрагмент карты С.-Петербурга 1913 г.

 

К началу 1940-х годов трасса улицы сместилась восточнее и часть её проходила параллельно протекавшей неподалёку Чёрной речке (Волковке). Улица вела к созданному в 1930-х годах совхозу. В середине 1960-х началась прокладка Белградской улицы. Ещё ранее, в 1950-е годы в совхозе "Ударник" на Алмазной и Пензенской улицах было построено несколько новых трехэтажных жилых зданий. Ныне это корпуса 3, 4, 5 и 6 дома 2 по улице Турку. Здесь Алмазная улица и заканчивалась. Далее дорога изменяла направление – поворачивала под прямым углом на восток. После поворота начиналась Пензенская улица.

Пе́нзенская улица проходила с запада на восток от Алмазной улицы до улицы Петрушина. Название присвоено в честь Пензы уездного города Пензенской губернии Российской империи. Улица сохранилась и поныне, и представляет собой внутридворовый проезд.

Улица Петру́шина (до 1940 года – Оча́ковская улица) практически повторяет трассу нынешней Будапештской улицы. Она проходила с севера на юг, от Чёрной речки до Байкальской улицы. Первоначальное название дано в честь города Очакова, города Херсонской губернии, ныне расположенного на территории Украины. В 1940 году улица была переименована и названа в честь Ивана Петрушина, младшего политрука 13-й армии Северо-Западного фронта, геройски погибшего в феврале 1940 года.

Как Пензенская, так и Очаковская улицы, обозначались на картах с 1910-х по 1950-е годы. Сложно сказать, использовалось ли название улицы Петрушина  в середине 1960-х годов. В справочнике 1969 года эта улица обозначается, как проходящая от Волковского проспекта до Будапештской улицы. Пензенская и Алмазная улицы в период начала массового строительства ещё существовали, по этим улицам имелись адреса. Официально они были упразднены в январе 1974 года.

  

Алмазная улица 1942 год

Фрагмент немецкой аэрофотосъемки 1942 г.                                                   Увеличить

 

Алмазная улица 1966 год

Фрагмент спутникового снимка 1966 г.                           Увеличить

 

совхоз ударник купчино

Фрагмент Генерального плана Ленинграда 1955 г.                               Увеличить фрагмент плана

 

Алмазная улица

Фрагмент топографической карты 1969 г.

 

Совхоз Ударник

Улицы во времена совхоза на современной карте                           Увеличить  

 

Уже в период массового жилищного строительства в Купчине по Алмазной и Пензенской улицам ходили маршрутные автобусы № 59 и № 74 (до 1970 года). С окончанием прокладки Белградской улицы и засыпкой реки Волковки Алмазная улица южнее улицы Салова прекратила своё существование. Официально название этого участка улицы упразднено в январе 1974 года.

Карта 1994 года

Алмазная улица на карте 1992 г.

 

С 1974 до 1998 года небольшая часть улицы севернее улицы Салова ещё сохраняла своё название. В 1998 году она была присоединена к Витебской Сортировочной улице. Небольшая часть Алмазной улицы сейчас сохранилась как безымянный внутриквартальный проезд благодаря тем самым трёхэтажным постройкам.

    

 

Алмазная улица

 

Алмазная улица

   

 

Будапештская улица, перекрёсток бывших Пензенской и Очаковской (Петрушина) улиц

Бывшая Пензенская улица,
вид на от Будапештской улицы

Бывшая Пензенская улица,
впереди – дом 4 по улице Турку

 

 

Полный размер  Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Бывшая Пензенская улица,
вид на запад от дома 4 по улице Турку

Бывшая Пензенская улица,
справа – корпуса дома 2 по улице Турку

Бывшая Пензенская улица,
дом 2 корпус 3 по улице Турку

 

 

Полный размер  Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Дом 2 корпус 4 по улице Турку

Поворот дороги,
далее шла Алмазная улица

Бывшая Алмазная улица,
дом 2 корпус 3 по улице Турку

 

 

Полный размер  Фото март 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Безымянный проезд, проходящий с запада на восток

Дом 2 корпус 3 по улице Турку

Дом 2 корпус 6 по улице Турку

 

 

Полный размер  Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Дом 2 корпус 6 по улице Турку

Бывшая Алмазная улица,
справа – корпуса дома 2 по улице Турку

Бывшая Алмазная улица,
направление на север

 

 

Полный размер  Фото март 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Дом 2 корпус 3 по улице Турку после реконструкции

Вид на восток от Алмазной улицы

 

 

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

 

 

 

     

 

Бывшая Алмазная улица, впереди – дом 6 корпус 2 по Белградской улице

Бывшая Алмазная улица, вид на север от дома 6 корпус 2 по Белградской улице

Вид от улицы Фучика,
виден дом 6 корпус 2 по Белградской улице

 

 

Полный размер  Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 

    

На территории ограниченной улицей Салова, Ново-Волковским кладбищем, улицей Фучика и Волковским каналом, где когда-то протекала река Волковка и проходили Волковский проспект и Алмазная улица, в начале 1980-х годов развернулось строительство детской специализированной школы по конному спорту. Однако не достроив здание, работы были прекращены. Причины, по которым школа так и не была достроена неизвестны.

Согласно официальным документам, в 1996 году было принято решение о строительстве на этом месте Конно-спортивного комплекса открытым акционерным обществом «Санкт-Петербургский ипподром». При этом, застройщик был обязан снести недостроенное и уже порядком обветшавшее к тому времени здание.

Трудно представить более неудачное место для лошадиных бегов. То ли соседство с кладбищем сыграло свою роль, то ли экономические факторы (последнее более вероятно), но строительство так и не началось, и в 1998 году контракт с застройщиком был разорван.

В итоге более двадцати лет скелеты недостроенных трибун «украшали» собой эту местность. Как ни странно, но иногда встречались схемы города, на которых ипподром указывался, как достроенный.

Постановлением правительства города в 2004 году участок был передан для строительства мнгофункционального комплекса «Словацкий дом». В конце 2006 года недостроенный ипподром снесли и приступили к возведению многофункционального комплекса под названием "Словацкий дом". В результате был построен торгово-развлекательный комплекс "РИО", включающий магазин "О'Кей" и множество других торговых точек.

 

 

     

 

Здесь протекала Волковка, западнее её проходила Алмазная улица

 

 

Полный размер  Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 

 

 

     

 

Строительство многофункционального комплекса "Словацкий дом"

 

 

Полный размер  Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 

 

 

   

 

Фото апрель 2009 г.

 

Фото июнь 2010 г.

 

 

Строительство многофункционального комплекса "Словацкий дом"

 

  

 

     

 

Торгово-развлекательный комплекс "Рио", магазин "O'Кей"

 

 

Полный размер  Фото декабрь 2011 г.

Полный размер  Фото декабрь 2011 г.

Полный размер  Фото декабрь 2011 г.

 

 

 

     

 

Торгово-развлекательный комплекс "Рио"

 

 

Полный размер  Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Торгово-развлекательный комплекс "Рио"

 

 

Полный размер  Фото май 2012 г.

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

 

 

 

     

 

Торгово-развлекательный комплекс "Рио"

 

 

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

Полный размер  Фото сентябрь 2012 г.

 

 

У забора, огораживавшего строительство, до недавнего времени хорошо просматривалась часть дорожного покрытия бывшей Алмазной улицы. В конце 2011 года, при благоустройстве территории у торгового комплекса, сохранившееся асфальтовое покрытие было уничтожено.

 

 

     

 

Сохранившаяся часть Алмазной улицы

 

 

Полный размер  Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 

   

 

     

 

Сохранившаяся часть Алмазной улицы

Часть полностью уничтожена

 

 

Полный размер  Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото сентябрь 2010 г.

Полный размер   Фото июнь 2012 г.

 

   

 

     

 

Сохранившаяся часть Алмазной улицы полностью уничтожена

 

 

Полный размер  Фото июнь 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2012 г.

 

 

 

     

 

Сохранившаяся часть Алмазной улицы полностью уничтожена

 

 

Полный размер  Фото июнь 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2012 г.

 

  

 

   

 

Алмазный мост, севернее моста – река Волковка, южнее – Волковский канал

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

   

 

Алмазная улица севернее улицы Салова, ныне – часть Витебской Сортировочной улицы

 

 

Полный размер  Фото апрель 2009 г.

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

      

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024