Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Обзорная краеведческая автобусная экскурсия по району Купчино

 

 

 

Введение

 

Современный Санк-Петербург по праву именуют «музеем под открытым небом». Однако это определение справедливо лишь по отношению к центральной части города.

Весёлый Посёлок, Гражданка. Рыбацкое, Лигово, Купчино – названия этих исторических районов можно встретить на современной карте Северной столицы. Одни из них старше города, другие – моложе. Но всех объединяет то, что, будучи в старину отдельными поселениями, они «нажили» каждый свою, достойную изучения историю, и вливаясь в состав города дополнили его ею.

Но много ли мы знаем об истории мест, большинство из которых теперь нередко именуют «спальными районами»? К сожалению, нет. Стремление показать Санкт-Петербург во всей красе приводит к тому, что обзорные экскурсии проводятся исключительно по центру города.

Разумеется, исторический центр более чем достоин внимания как со стороны приезжающих к нам гостей со всего света, так и со стороны местных жителей. Наш город изобилует архитектурными и монументальными шедеврами, и показ красот Северной столицы – есть важнейшая составляющая современного туризма.

Однако концентрация памятников истории и культуры в центре города приводит к тому, что жители периферийных районов Петербурга перестают, а чаще и вовсе не начинают, воспринимать свои районы составной частью города в плане его исторической значимости. Обычно такие районы оцениваются по наличию транспорта и разного рода магазинов в шаговой доступности. Подобное потребительское отношение к месту проживания приводит к отсутствию интереса к истории родного края, и даже сама мысль о наличии таковой начинает казаться неестественной. Меж тем, историей такие районы обладают, не редко – уникальной и неповторимой. И в пробуждении интереса как к прошлому, так и к современности места немалую роль могут сыграть обзорные экскурсии, проводимые вдали от центра города, именно по периферийным «спальным районам».

Следует отметить, что создание подобного рода экскурсий многократно превосходит по сложности аналогичные экскурсии по историческим и памятным местам центра города. Для составления экскурсий по «спальным районам» необходимо углублённое и детализированное знание их истории и современности – информация, которую обнаружить значительно сложнее, нежели отыскать сведения о достопримечательностях, имеющих мировое культурное значение.

Составными частями экскурсий по «спальным районам» могут стать архитектурная составляющая, историческая составляющая, обзор монументально-художественных произведений (памятников), примечательных и колоритных мест. Не следует пренебрегать рассказами о том, что располагалось в данных районах в прошлом, а также повествованиями о тех или иных несостоявшихся проектах на территории района. Кроме того, уместны рассказы об изменениях, случившихся в последние годы, на памяти экскурсантов (если экскурсия проводится для жителей района). Напоминания подобного рода обычно приятны и живо воспринимаемы слушателями.

Архитектурная составляющая подобных экскурсий наталкивается на значительные трудности. Прежде всего, современного экскурсанта трудно заинтересовать тонкостями архитектурных стилей нынешней или недавно ушедшей эпохи, которые зачастую воспринимаются как безвкусные в сравнении со строительными красотами прежних времён. Во-вторых, даже в профессиональном анализе архитектуры второй половины XX – начала XXI века только сейчас начинают вырисовываться более или менее общепринятые критерии классификации и оценки, при сохранении множества полярных мнений и представлений, которые трудно представить слушателю как объективные. Пробуждение интереса и воспитание заслуженного уважения к труду архитекторов последних десятилетий – непростая задача, требующая от экскурсовода специальных знаний в этой области. При этом необходимо учитывать, что настоящая экскурсия обзорная, следовательно подача материала должна быть упрощена.

Например, при описании значимости пятиэтажек хрущёвского периода необходимо отметить, что внешняя непривлекательность строений компенсировалась скоростью возведения. Не лишним также будет отметить четыре основных типа «хрущёвок», не вдаваясь в тонкости проектов, но описав принципиальные различия в планировке квартир, допуская общий для них сравнительный анализ с коммунальными квартирами послевоенной поры, трущобами и бараками. При этом необходимо отметить, что нередко в «спальных районах» обнаруживаются, если не шедевры архитектуры, то примечательные строения, вполне достойные более подробного описания с художественной точки зрения.

Одним из такого рода периферийных «спальных районов» является южный район Санкт-Петербурга, объединяемый в настоящее время историческим названием «Купчино». Его территория вобрала в себя несколько бывших анклавов – небольших населённых пунктов. От некоторых из них к настоящему времени не осталось ничего, кроме воспоминаний. Другие же, утратив обособленность, сохранили оригинальный колорит.

Самым известным из таковых населённых пунктов является бывшая деревня Купчино. И на её истории необходимо сосредоточиться. Экскурсионный показ бывшей деревни крайне сложен, поскольку от неё по сути ничего не осталось. Тем не менее, участок Купчинского сквера с сохранившейся частью трассы улицы бывшей деревни требует подробного описания с использованием иллюстрационного материала. Для оживления повествования как в этом, так и в других случаях, нелишним будет использовать отвлечённые рассказы, связанные исторической канвой с районом. Характерный пример – история последнего дома семьи Нуцковых и связанная с этим домом семейная традиция.

Важнейшим приёмом в подобного рода экскурсиях должен стать приём зрительной реконструкции. Позволяя дать представление как об утраченных объектах места, о которых идёт рассказ, так и о нереализованных проектах, он даёт возможность значительно расширить границы привлекательности района, вызвать интерес, или, по крайней мере, любопытство у экскурсантов. Не менее важным является использования «портфеля экскурсовода» с соответствующим теме иллюстрационным материалом для дополнения зрительного ряда.

Непременной составляющей любой краеведческой экскурсии является тема патриотизма. При этом под ним следует понимать отнюдь не шествия с транспарантами или выкрикивание лозунгов. Проявлением патриотических чувств является любовь к своей Родине, основанная на знаниях истории края, уважительном отношении к памяти предков и стремлении сделать свою Родину краше и привлекательнее. С этой точки зрения вполне допустимо рассматривать краеведческую обзорную экскурсию в качестве стимулятора такого рода патриотических чувств.

Довлеющим стереотипом является утверждение о том, что в Купчине нет исторических памятников. Это утверждение не только ложно, но и крайне вредно. Например, в районе имеется целый ряд сооружений времён Великой Отечественной войны. Большинство из них сейчас находится не в лучшем состоянии и требуют пристального внимания и приведения в порядок. Однако есть и музеефицированные объекты. Яркий пример – народный музей «ДОТ № 204 оборонительного рубежа "Ижора"». Посещение музея не входит в обзорную экскурсию, но рассказ о сооружении с показом отдельных его элементов необходим и требует от экскурсовода знаний не только о данном сооружении (устройство и предназначение), но и о рубеже обороны в целом. Необходимо также отметить особенность местности и причины сохранения этого уникального участка.

Обзорная краеведческая экскурсия призвана представлять и характеризовать Купчино в глазах экскурсантов, как район с объёмной и насыщенной событиями историей, многочисленными памятниками, как уже созданными, так и потенциальными. Кроме того, выявлять утраченные черты района, ряд неосуществлённых на его территории проектов, а также места, предназначение которых неизвестно или несёт ореол таинственности. Вся информация на обзорной экскурсии носит поверхностный характер, и об этом следует информировать экскурсантов. Крайне важным представляется дополнение к экскурсии в виде списка краеведческих источников. Основной задачей экскурсии следует рассматривать пробуждение у экскурсантов интереса к району, уважительного отношения к истории, а также желания сделать район более привлекательным как для его жителей, так и для гостей.

 
 

Сбор экскурсантов на площади у станции метро «Волковская».

Начало экскурсии от 10:00 до 13:00. Продолжительность – 2,5 часа.

Трасса движения автобуса: Касимовская улица, Задворная улица, Средняя улица. Волковский проспект, Бухарестская улица, улица Белы Куна, улица Турку, Белградская улица, разворот на улице Димитрова, Белградская улица, проспект Славы, Софийская улица, улица Димитрова, Купчинская улица, улица Ярослава Гашека, Балканская площадь.

Остановки: на Бухарестской улице, за перекрёстком с улицей Фучика; на улице Турку, между Будапештской и Белградской улицами; на Белградской улице, за перекрёстком с проспектом Славы; на Белградской улице, у территории бывшей деревни, с выходом экскурсантов; на проспекте Славы, за перекрёстком с Бухарестской улицей, в Парке Интернационалистов, с выходом экскурсантов; на Софийской улице, между проспектом Славы и Южным шоссе; на улице Димитрова, у ДОТ-музея, с выходом экскурсантов; на Купчинской улице, у «купчинской прорезки» (по желанию экскурсантов); на Балканской площади.

 

 

 

Авторский текст краеведческой обзорной автобусной экскурсии

 

 

Посадка в автобус у станции метро «Волковская». Площадка для посадки в автобусы пригородных и междугородних маршрутов. Восточная часть, оконечность близлежащая к железнодорожным путям.

Здравствуйте уважаемые экскурсанты! Мы рады приветствовать вас на борту нашего автобуса. Представление экскурсовода и водителя.

Начало движения. Вводная часть читается на отрезке от начала движения до первой остановки. 11 мин.

Сегодняшнюю нашу экскурсию никак нельзя отнести к классическим. Скорее она претендует на оригинальность, и тому есть объяснение. Сам по себе факт проведения экскурсии в, так называемом, «спальном районе» города у многих уже вызовет недоумение. Казалось бы, ну что можно со вниманием обозревать и о чём рассказывать в краю бесконечных бетонных коробок? Ведь в таких местах наши сограждане привыкли проводить самые пассивные часы жизни. Стремление к поиску истории и культуры за пределами района постепенно привело к безразличию, а порой и к нарочитому отрицанию подобных составляющих в самом районе. И нельзя не отметить, что Купчино представляет собой в этом смысле один из ярчайших образцов. В нашем районе нет ни театров, ни музеев. Школьные музеи в данном случае не следует брать в расчёт по причине их закрытости. В результате значительная часть жителей Купчина, если к ним приезжают в гости, ведёт гостей в центр города, даже не помышляя о том, что наш район не менее достоин красочного о нём повествования во время прогулки.

Мы ж с вами сегодня попробуем взглянуть на Купчино совершенно иначе. Как на район с древней историей, район, включивший в себя и утраченные объекты, и несостоявшиеся проекты, и реализованные монументы и памятные места. И немудрено, ведь Купчино уже давно разменяло пятый десяток.

Скептики могут заметить, что от первых лет XVII века до наших дней ничего не сохранилось. И они будут не правы! Сохранилось название. Поразительно схожее с нынешним название «Купчинова деревня», хотя и претерпело на протяжении четырёх веков значительные трансформации, но, в конце концов, вернулось к нам практически в первозданном виде. И теперь уже никто не сможет вымарать его с карт нашего города.

Я надеюсь, что к концу нашей экскурсии у вас сложится совершенно иное представление об историческом районе Купчино. Наша экскурсия носит название краеведческой, но рассказ обо всех местах и событиях многовековой истории Купчина в её рамках, разумеется, не представляется возможным. Мне бы хотелось надеется, что результатом нашей экскурсии станет не только пополнения вами собственного багажа знаний о районе, но вызовет интерес к более углублённому изучению истории Купчина, которое, без сомнения, этого достойно

Первое упоминание Купчина из обнаруженных к нынешнему времени относится к 1612-му году от Рождества Христова. Хотя правильнее было бы сказать, к 7120-му году «от сотворения мира», ибо таково было тогда летоисчисление в Московском царстве . Потом случилось так, что деревенька наша вдруг стала на шведской территории располагаться. Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых, благополучно сдал эти края неприятелю. И только лишь его внук, Пётр I, отвоевал исконные наши земли и вернул в лоно государства Российского. За то время, пока под шведами были, как только не менялось название нашей деревушки. А всё потому, что инородцы в ней поселились. Но стоило россиянам вновь на своей земле начать хозяйствовать, так и вернулись к родному названию. И, вот,  существует оно и доныне.

Остановка. Бухарестская улица, нечётная сторона. Автобус остановить за перекрёстком с улицей Фучика, сразу за остановкой общественного транспорта. Впереди слева и справа должны быть хорошо видны дома 23 и 71 для использования метода панорамного показа. 4 мин.

Купчинское начало начал относится к 1612 году. Мы же сейчас подъехали к началу Купчина многоэтажного. Начало это, конечно, условное, и относится к 1960-м годам. Прошу взглянуть вперёд. Слева и справа симметрично, зеркально друг к другу расположены два здания, уходящих вдаль. Постепенно сужаясь, они образуют собой коридор, уводящий нас в центр района. «Купчинские ворота», они же – «купчинские пропилеи», так окрестила их народная молва. И по праву. Символический въезд в Купчино. Если вдуматься, ворота у ж и не на въезде теперь. Много чего построили и севернее, да и границы Купчина гораздо шире. Но всё это значения ворот и некоторого символизма им не убавляет.

Дома 23 и 72 по Бухарестской улице были построены в начале-середине 1970-х. Это одни из самых протяжённых строений Купчина. В зданиях воплотились новые для Купчинской застройки того периода технологии. На первом этаже расположены различные учреждения и магазины. Значительная часть здания поднята над землёй на столбах-опорах. Квартиры на восьмом и девятом этажах зданий имеют двухуровневую планировку. Снаружи эти этажи ярко выделены на фасаде зданий.

Сейчас мы с вами находимся в седьмом квартале северного Купчина. Слева от нас, на противоположной чётной стороне улицы расположен шестой квартал. Деление на кварталы – довольно специфическая вещь, но и сейчас это деление используется. В середине же 1960-х годов, когда в Купчино пошёл общественный транспорт, в данном случае – трамвай, необходимо было как-то именовать остановки. Не найдя особы выделяющихся ориентиров, остановки порой именовали просто по номеру квартала. Так обрела название и та трамвайная остановка, которую вы можете видеть впереди. Многие годы она называлась «Шестой квартал». Постепенно это название перешло на всю близлежащую местность.

Продолжение движения. 5 мин.

Всем известен Пулковский меридиан, проходящий очень близко к трассе Московского проспекта. Нашу Бухарестскую улицу с известной долей условности можно было бы назвать «купчинским меридианом». Улица пронизывает весь район с севера на юг, деля его на приблизительно равные части. Названа она в честь столицы социалистической Румынии – города Бухареста. Тут нельзя не отметить купчинскую топонимическую специфику. Большинство магистралей современного Купчина названы в честь городов стран социалистического лагеря, а также политических деятелей государств восточной Европы.

Одной из таких улиц стала улица Бела Куна. Именно такое название она получила в 1964 году. Названа она была в честь венгерского коммуниста, личности, мягко говоря, не особо привлекательной, да к тому ещё и безграмотно – «улица Бела Куна». Но название прижилось, из-за простоты в произношении. Ныне название указывается по всем правилам русского языка – «улица Белы Куна». Однако многие старожилы традиционно именуют улицу по-старому, сливая воедино оба слова – «улица белакуна».

Взгляните направо. Перед вами длинный панельно-блочный 9-этажный дом, ничем не выделяющийся среди прочих его многочисленных близнецов. Ничем, кроме одного обстоятельства. В сём домике провёл детские годы третий президент нашего государства Дмитрий Анатольевич Медведев.

Посмотрите налево. Перед вами три точечных дома. Это жилой комплекс «Международый», получивший своё название по близлежащей станции метро. Это не самые новые башни, но самые высокие в Купчине. Ещё 50 лет назад тут текла река Волковка. Впоследствии много лет была заболоченная местность. Современные же методы строительства позволили построить практически на болоте эти три гиганта. В советские годы такое строительство в Купчине не проводилось.

Многие знают такое место в нашем городе, под названием «пять улов». У нас тоже есть схожий перекрёсток. И мы уже к нему подъехали. Мы движемся по улице Белы Куна, пересекаем Будапештскую улицу, а слева к перекрёстку подходит улица Турку, которая проходит вперёд до Белградской улицы. Именно по улице Турку мы и продолжим движение.

Остановка. Улица Турку, не доезжая 150 м. до перекрёстка с Белградской улицей. При рассказе используются пособия из портфеля: фото макета части района с построенным каналом; фото кирпичных домиков совхоза «Ударник». 7 мин.

Посмотрите направо. Вы видите широкий зелёный сквер с двумя боковыми автомобильными дорогами по краям. Это сквер улицы Турку. Улица проходит от этого места до Софийской улицы. Своё нынешнее название она получила в 1987 году в честь финского города-побратима Ленинграда. А до того она носила название Бассейная улица.

Надеюсь, многие из вас помнят стихи Маршака «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». Но знаете ли вы, на какой улице жил этот самый рассеянный? На нынешней улице Некрасова. Спросите, как относится улица Некрасова к Купчину? Отвечу, совершенно никак, но параллели обнаружить можно. Бассейная, та, что в центре, названа была так по тому, что на месте нынешнего Мальцевского рынка существовал водный ресивер, по сути – пруд или бассейн, в который стекали воды Лиговского канала. Наша же Бассейная получила своё название тоже в честь водного резервуара, но, увы, несостоявшегося.

Рассказ об истории Южного Обводного канала вполне достоин отдельной экскурсии. Коротко скажу, что последняя попытка его постройки относится к середине 60-х годов XX века. Именно тогда был создан последний проект канала, который должен был быть прорыт от Невы до Финского залива. И по территории Купчина этот канал как раз и должен был проходить по трассе нынешней улицы Турку. Вы можете легко представить себе ширину этого канала. Это как раз и есть ширина зелёного газона посредине. Увы, проект не был реализован. Купчино не обрело красивейшую водную артерию, которая могла бы стать одной из достопримечательностей района. Бассейная улица в Московском районе сохранила своё историческое название, а купчинская часть была переименована.

На дальней от нас стороне сквера вы видите обычные купчинские многоэтажки 1960-х годов. Но если бы мы зашли внутрь этого квартала, мы бы увидели четыре домика гораздо более приземистых. Это сохранившиеся постройки центральной усадьбы существовавшего здесь ещё с довоенных времён совхоза «Ударник». Жители этих домиков вынуждены были «переезжать» трижды. Изначально их дома имели адреса по Пензенской и Алмазной улицам (это были маленькие улицы совхозного посёлка), впоследствии – по Бассейной улице, а ныне они имеют прописку по улице Турку.

О домиках бывшего совхоза даже купчинцам мало что известно, зато едва не все жители района знают, что такое Яблоневый сад. Посмотрите налево. Вот он пред вами. И сейчас мы поедем вдоль этого излюбленного места прогулок купчинцев.

Продолжение движения. После поворота на Белградскую ул. автобус вести по правому ряду, максимально медленно. Первый объект показа по ходу напротив дома 26, к. 9 по Белградской ул., второй – напротив дома 32 по белградской ул. 8 мин.

Парк Яблоневый сад, или «Яблонька» некогда представлял собой совхозный плодовый сад. И основными деревьями в нём, разумеется, были яблони. После ликвидации совхоза, плодовый сад превратился в общественный парк. Совхозных яблонь в нём теперь осталось очень немного, но таковые ещё есть.

Справа от нас проходит железнодорожная насыпь. Это трасса первой в России общественной железной дороги – Царскосельской. Впервые составы пошли тут в 1837 году. Эта железная дорога ещё станет для нас объектом обозрения. Отделяет насыпь от нас канал, заполненный водой. До конца 1960-х годов по всему северному Купчину протекала петлявая речка Волковка. Но впоследствии вся она была засыпана, а вдоль железнодорожной насыпи от Балканской площади (это у станции метро «Купчино») до Алмазного моста (это на улице Салова) был прорыт канал, который стал называться Волковским. Обратите внимание на два бетонных сооружения в насыпи. Первое прикрыто дёрном, и не очень выделяется, зато второе хорошо заметно. Это долговременные огневые точки – оборонительные сооружения времён Великой Отечественной войны. Таких сооружений достаточно много сохранилось и в Купчине и в других южных районах. Об их роли и предназначении мы подробно поговорим, когда приедем к народному музею.

Сейчас мы с вами пересекаем проспект Славы. Посмотрите налево. Вы видите перспективу проспекта. Если не успели рассмотреть, не беда. Мы с вами сегодня проедем по всему проспекту и осмотрим ряд памятников. Проспект получил своё название в 1964 году в честь военных и гражданских побед Советского народа, в числе которых Великая Отечественная война стоит, конечно же, на первом месте.

Остановка. Белградская улица, сразу после поворота налево по трассе улицы. Справа должна быть хорошо видна платформа и пешеходный мост. Используются пособия из портфеля – фото вокзала и платформы Купчино. 4 мин.

Вернёмся к теме первой в России железной дороги. Посмотрите направо. Вы видите железнодорожную платформу, носящую ныне название Проспект Славы. Всем понятно, откуда пришло это название. Но платформа существовала здесь задолго до появления проспекта. И называлась она тогда «Купчино». Нынешнее название было её дано в 1974 году, а название «Купчино» перешло по наследству той самой платформе, что расположена сейчас у одноимённой станции метро.

Перед платформой вы видите мост через канал и далее вход в подземный переход, ведущий как на платформы, так и в Московский район. Это мост пешеходный. Но до появления железнодорожного путепровода, того, что сейчас справа сзади от нас и проспекта Славы, у железнодорожной платформы существовал переезд. Переезд соединял две части самой древней купчинской магистрали – Куракиной дороги.

Продолжение движения. Движение автобуса в правом ряду, максимально медленно. Обратить внимание на перспективу Альпийского переулка. 3 мин.

Посмотрите налево. Вы видите перспективу части это самой дороги. Эта её часть сейчас называется Альпийский переулок. Взгляните в другую сторону и мысленно продлите этот переулок прямо к железной дороге. Именно так она и проходила и именно тут был расположен переезд. Надо сказать, что Царскосельская железная дорога-то значительно моложе Куракиной дороги, которая известна ещё с 1790-х годов.

Остановка. Белградская улица, 300 м. не доезжая до перекрёстка с улицей Димитрова. Слева должен полностью просматриваться сквер. Панорамный показ сквера слева с использованием приёма зрительных реконструкций и пособий из портфеля: фото с видами деревни Купчино 1930-х гг. 4 мин.

Я думаю, вы уже догадались, что мы находимся совсем рядом от того места, которое можно по праву назвать «началом начал», «истоком» или просто «точкой отсчёта» купчинской истории. Мы с вами подъехали к месту, где многие века располагалась деревня Купчино.

Взгляните налево. Перед вами незастроенный небольшой сквер, не особо обихоженный, но с дорожками и небольшим количеством деревьев. В настоящее время он носит название «Купчинский сквер», и это не случайно. Это и есть место расположения бывшей деревни. На самом деле здесь находилась лишь часть её. Деревня была достаточно большой, и тянулась с севера на юг прочти параллельно железной дороге. Большая часть территории деревни давно застроена, но этот участочек сохранился и мы сейчас по нему прогуляемся.

Выход. Автобус разворачивается на перекрёстке улиц Белградской и Димитрова и занимает удобное место для посадки максимально близко к месту высадки.

Проход экскурсовода с экскурсантами вглубь квартала по асфальтовой дороге к южной оконечности Старой улицы деревни.

Расположение экскурсантов на песчаной дорожке для начала рассказа. Рассказ начинается у южной оконечности Старой улицы. Фото из портфеля – дом семьи Нуцковых; встречи этой семьи. Проход по Старой улице деревни до информационного стенда. Остановка в середине дорожки для рассказа с показом из портфеля фото часовни и кладбища. Размещение экскурсантов у информационного стенда с показом фото из портфеля – моста через реку. Проход по дорожке к Белградской улице, к автобусу. 20 мин.

Уважаемые экскурсанты, сейчас мы с вами пройдём к бывшей Старой, или по-другому – Главной улице бывшей деревни Купчино.

Перед вами, как видно, обычная песчаная дорожка, коих великое множество в скверах и парках нашего города. Но расположенная перед вами тропинка почти в точности повторяет трассу части одной из двух улиц деревни Купчино. Причём мы идём по наиболее древней улице. Деревня начиналась со стороны Куракиной дороги, которую мы только что пересекали. Следовательно, мы идём от конца деревни к её началу. Основные постройки уже остались у нас за спиной. Но и тут ещё существовали дома.

Слева от нас с послевоенных времён и до 6 марта 1976 года находился дом семьи Нуцковых. Спросите, почему с послевоенных. Дело в том, что в войну почти все дома деревни были разобраны, а материалы использовались для фортификационных укреплений. Жители были отправлены в эвакуацию. Но после Победы многие купчинцы вернулись домой, и отстроили свои жилища заново.

Дом семьи Нуцковых стал последним домом посёлка. Это древний коренной купчинский род. В их семье есть традиция, каждый год восьмого марта они собираются на месте снесённого дома, и вспоминают свою малую Родину. Несколько поколений этой семьи родились и выросли уже в совершенно других местах, тем не менее семейная традиция по-прежнему жива.

Справа мы видим большой пруд. Он рукотворный. Территорию южного берега пруда, да и сам пруд частично ранее занимало старое деревенское кладбище. По воспоминаниям очевидцев, здесь были захоронения с начала XVIII века. Во время Великой Отечественной войны здесь же хоронили погибших и умерших бойцов, защищавших Ленинград.

У входа на кладбище на главной улице деревни находилась часовня. Приблизительно на этом месте. А дальше улица пересекала реку Волковку, во времена существования деревни более известную под названием Чёрная речка. Здесь был мост. Река текла с запада на восток, неся свои воды из Виттоловских болот, но по ходу течения подпитывалась и подземными ключами. Когда реку засыпали, территория начала заболачиваться. Воспрепятствовать этому процессу и призван был выкопанный пруд, имеющий возможность сброса лишнего уровня воды в канализацию.

Вся эта территория, без сомнения, имеет историческую ценность. Здесь нужно поставить памятник деревне. И такие идеи уже озвучивались. В начале нынешнего века была возможность создать здесь парк. В проектной документации он назывался «Парк Памяти и Славы». Он включал в себя как историческое, так и патриотическое начала. Кроме того, здесь весьма живописное зелёное место, востребованное для прогулок и отдыха. Но, увы, проект не был реализован. Напоминанием об истории места ныне служить лишь этот информационный стенд.

Сейчас мы с вами пройдём практически по руслу засыпанной речки в сторону ожидающего нас автобуса и продолжим наше путешествие.

Посадка. Продолжение движения. По проспекту, от перекрёстка с Будапештской ул. автобус вести максимально медленно. Объекты показа по ходу движения: памятник Жукову между домами 24 и 30 к. 1 по проспекту, «Бетонный танк» у арки дома 30 корпус 1 по проспекту. 9 мин.

Мы с вами снова пересекаем трассу самой древней улицы Купчина, справа от нас Альпийский переулок, бывшая Куракина дорога. Практически параллельно ей проходит и главная купчинская магистраль – проспект Славы. Проспект прокладывался в начале 1960-х как часть центральной дуговой магистрали Ленинграда. Взгляните налево. Формирование чётной стороны этой части проспекта успешно завершено ещё в 1970-х. Выделяются четыре длинных типовых кирпичных здания, на первых этажах которых в течение многих лет располагались отделы Купчинского универмага. Посмотрите направо. Вы видите ряд зданий башенного типа повышенной этажности совершенно другого времени постройки. Нечётная сторона проспекта обрела законченность лишь в XXI веке. И это символично. С известной долей условности, проспект делит Купчино на «Старое» или «Северное» и «Новое» или «Южное».

Мы подъехали к перекрёстку с Будапештской улицей. Здесь вы видите своеобразное архитектурное сооружение – надземный пешеходный переход. Два таких перехода были открыты несколько лет назад. Надо отметить, переходы большой популярностью не пользуются, и получили у жителей народные названия «краб», тот, что перед вами сейчас и «креветка», тот, что у перекрёстка с Белградской улицей.

Посмотрите налево. В сквере вы видите памятник Г. К. Жукову. Монумент представляет собой бюст маршала Победы, установленный в сквере в 1995 году. Согласитесь, памятник Жукову вполне уместен на проспекте Славы. Но не менее приемлема была бы его установка и на любой другой улице города. А теперь посмотрите внимательно. В середине сквера, между «карманом» и основной дорогой проспекта, заметна танковая башня. Но это не танк. Это памятник, который не может существовать нигде, кроме только этого места. Перед вами ДОТ –  долговременная огневая точка с башней танка КВ-1, установленной на него. Уже во второй раз мы с вами встречаем фортификационные сооружения времён войны. Подробный рассказ о каждом из них вы сможете услышать на специальной экскурсии, посвящённой этим огневым точкам.

Мы подъезжаем к одному из самых известных купчинских перекрёстков. Это пересечение Бухарестской улицы с проспектом Славы. Слева от нас здание бывшего кинотеатра «Слава». Типовой по сути, кинотеатр, открытый в 1967 году, стал для первых купчинцев культурным центром молодого района. Справа от нас расположен один из самых известных купчинских парков – парк Интернационалистов. О нём и его памятниках мы поговорим отдельно.

Остановка. Автобус остановить на боковом проезде проспекта, максимально близко от заезда в «карман».

Выход. Проход к памятнику воинам-интернационалистам, затем к ближайшему пруду, назад к памятнику бойцам спецназа. Возвращение к автобусу. В рассказе о реке и садоводстве применять метод зрительных реконструкций, в рассказе о парке допустимо использовать из портфеля фото митингов и собраний за сохранение целостности парка. 12 мин.

Уважаемые экскурсанты, перед вами парк Интернационалистов. Его история восходит к началу 1960-х годов. В проекте здесь предполагалось создание парка, да какого! Кирпичный завод, снесённый несколько лет назад, был приговорён ещё в 1960-е. Но только на его месте должны были не выситься, видимые нами сейчас дома-башни, а раскинуться зелёные насаждения, объединяющие как эту часть парка, так и карьеры, и «Купчинский лес», в который мы с вами попадём чуть позже. Самым значительным архитектурным сооружением здесь предполагался спортивный стадион. Однако эти планы не были реализованы. В начале 1980-х здесь начал создаваться парк. Он получил название «Комсомольский». Название не прижилось. В 1988 году парк обрёл своё нынешнее название.

Парк расположен на проспекте Славы. Мы с вами уже видели памятники, посвящённые Великой Отечественной. Прошедшая война – это и горе и слава нашего народа. Монумент, перед которым мы с вами находимся – это тоже и горе и слава, но уже другой эпохи. Официальное его название «Памятник-ансамбль воинам, погибшим в Республике Афганистан». Но большинство знают этот монументальный комплекс, как памятник интернационалистам. Он был открыт в 1998 году, и мгновенно стал одной из главных достопримечательностей Купчина. Здесь собираются воины-интернационалисты, проводятся встречи, митинги, собрания. У памятника всегда лежат живые цветы.

Пройдём вглубь парка по дорожке. Справа от нас расположен храм Георгия Победоносца. Это первая церковь, построенная в Купчине в постсоветский период. К 2003 году основные работы были завершены, но тот вид, который храм имеет сейчас, он обрёл в 2012 году.

Перед нами живописные пруды. Это остатки старого русла Волковки или иначе – Чёрной речки. Как я уже говорил, она протекала по всему Купчину. В большинстве мест от неё кроме воспоминаний ничего не осталось, но тут мы можем видеть, как старицы преобразились и стали главными водными резервуарами парка.

На противоположной от нас стороне ещё в конце 1970-х годов существовало садоводство. Оно было не единственным на территории нынешнего Купчина, но просуществовало дольше прочих. Со временем все садоводства были ликвидированы, а множество плодовых кустарников переселились во дворы построенных в районе многоэтажек. Именнно тогда было положено начало нынешнему «зелёному Купчину». Если приглядеться, за южным берегом прудов можно рассмотреть плодовые деревья, росшие когда-то на садоводческих участках. А если взглянуть ещё дальше, мы видим дорогу. Это – Южное шоссе, часть той самой Куракиной дороги, самой древней купчинской магистрали, которую на нашем пути мы уже встречали. И это не последняя наша с ней встреча.

С момента своего создания парк Интернационалистов несколько поуменьшился в размерах. На его территории было построено несколько зданий. Но это ничто в сравнении с трагедией, которую не допустили жители Купчина и все неравнодушные к судьбе парка. В створе Пражской улицы, справа от нас, планировалось возвести громадный торговый комплекс под прикрытием красивой вывески «океанариум». Строительство практически уничтожило бы парк в его нынешнем виде. Общественные организации развернули масштабную борьбу за сохранение парка в неприкосновенности. Противостояние коммерции и здравого смысла увенчалось успехом последнего. Это редчайший случай в современной истории. О подробностях противостояния можно почитать в книге «Купчино. История. События. Люди».

Перед вами памятник бойцам специальных подразделений Российской Федерации, или просто – памятник спецназу. Памятник был открыт в 2012 году. До того, в течение многих лет, на этом месте находился закладной камень. Идея создания памятника возникла после известной бесланской трагедии 2004 года. Была создана общественная организация «Спецназ – Память и Слава», взявшая на себя организационные работы по созданию монумента. Как и у памятника интернационалистам, здесь всегда живые цветы. Здесь проводятся встречи и митинги, отмечаются праздничные и памятные даты.

Посадка. Продолжение движения. В рассказе использовать метод зрительных реконструкций и показ фото из портфеля: рисунок башни «Ленсистемотехники». 5 мин.

С обеих сторон от нас вы видите ультрасовременные многоэтажные постройки. Об эстетической их составляющей, наверное, можно спорить. Но ещё в 1970-х годах здесь планировалось создать одно неординарное строение. Слева от нас должна была располагаться 140-метровая башня счётно-вычислительного центра объединения «Ленсистемотехника». Однако проект не был реализован.

Мы проезжаем перекрёсток проспекта Славы и Софийской улицы. Площадь эта с 1997 года носит название «Гамбургская». Об этом свидетельствует стела, установленная на площади слева от нас.

Остановка. Автобус остановить на Софийской улице, между перекрёстками с проспектом Славы и Южным шоссе. В рассказе использовать метод зрительных реконструкций и показ фото из портфеля: схема города с нанесением соединения улиц; рисунок перспективного центра города 1930-х гг. 5 мин.

Площадь эта может быть названа «площадью-призраком», по той причине, что адресов по ней не существует. Вообще в Купчине много есть такого, чего нету. Многое из этого, чего нету, утрачено, но многое никогда и не существовало. Прошу взглянуть назад, на «площадь-призрак». А теперь представьте себе, что вы смотрите на перспективу Софийской улицы, той улицы, на которой мы с вами стоим, на десять километров. Смотрим вдаль строго прямо. И что же мы с вами увидим в конце, как вы думаете? Кто хорошо представляет расположение улиц нашего города? А взгляд наш упрётся в величественное творение Андреяна Захарова – Главное адмиралтейство. И это отнюдь не случайность.

Ещё в довоенные годы существовали планы создания магистрали из центра Ленинграда до Колпина. И в 1930-е годы проект начали частично воплощать. Гороховая улица (тогда – улица Дзержинского) должна была быть продлена на прямо юг и превратиться в проспект Дзержинского. Нынешняя Софийская улица по праву может считаться правопреемницей несостоявшегося проспекта, поскольку от начала до пересечения с проспектом Славы в точности повторяет его трассу.

Представьте себе, если бы планы 1930-х были реализованы, вместо этой круглой площади мы видели бы громадный путепровод, а под ним плескались бы волны того самого Южного обводного канала, о котором я вам рассказывал в начале нашей экскурсии. И всё это в окружении многочисленных величественных дворцов и башен. А то как же, ведь мы в центре Ленинграда! Вернее, самый центр – это нынешняя Московская площадь, но и тут совсем недалеко.

А теперь посмотрим вперёд. Перед нами перекрёсток Софийской улицы с Южным шоссе. Да, это опять та же Куракина дорога, вечная купчинская трасса. В те же 30-е годы прошлого века, когда на рисунках и планах архитекторов высились многоэтажные здания, здесь был построен маленький кирпичный завод, получивший порядковый номер четыре. Посмотрите направо. Вы видите маленькие домики, столь отличные от рвущихся ввысь башен фасада проспекта Славы, что здесь впору делать фотографии на тему «Купчино – район контрастов». Это постройки уже 1950-х – 1960-х годов.

Продолжение движения. Движение по Софийской улице с поворотом на улицу Димитрова. При рассказе использовать фото из портфеля: домик бывшей радиостанции. 6 мин.

Завод был возведён на Куракиной дороге, неподалёку от железнодорожной станции (это важное дополнение), и при нём был выстроен посёлок барачного типа для работавших на предприятии. В послевоенные годы бараки были снесены, а на их месте были построены так называемые «немецкие коттеджи». История и описание этих строений – предмет специальной экскурсии, посвящённой купчинской архитектуре.

Я не случайно упомянул железнодорожную станцию. Она сейчас слева от нас. Собственно, это развитие бывшей Николаевской железной дороги, соединившей столицы империи в 1851 году. В 1930-е годы это уже Октябрьская железная дорога. Кроме всего прочего, для работы сортировочной станции нужна была радиосвязь.

Взгляните направо. Перед нами зелёная полоса леса, отделённая от дороги спортивными и иными площадками. Ещё пару лет назад на опушке леса было заметно здание красного кирпича, построенное в 1935 году, и предназначенное для размещения радиостанции для железной дороги. Вся расположенная справа от нас зелёная территория имеет несколько народных названий: «Купчинский лес», «Радиополе», «Антенное поле», «Глушилка».

В послевоенные годы здесь расположилась релейная  радиостанция, которая, кроме всего прочего, была предназначена для противодействия вещанию «вражеских радиостанций» на территории Советского Союза. Возможно, многие из вас помнят то время, когда западные радиоголоса вещали советским гражданам то, что с точки зрения советских властей, гражданам знать было совершенно ненужно. И вот тут, у нас в Купчине, была такая «цитадель противодействия буржуазной информации». Вся территория леса, который мы проезжаем, была утыкана радиомачтами. В послевоенные годы мачты были пониже. В начале 1980-х установили новые, более высокие, не снося при этом старых. На самом деле леса в таком виде и не было. Он вырос за последние 30 лет. А было поле с перелесками, которое периодически расчищалось от быстро растущего в этих местах кустарника.

Остановка. Непосредственно у дороги к музею. Выход. Расположение экскурсантов у информационного стенда, с хорошим обзором на противотанковые ежи, надолбы и ДОТ. Проход по дороге к музею с возвратом обратно. Расположение экскурсантов у музея: на площадке у тыльной стены сооружения; в траншее у колодца;  у землянки. Допустимо использовать из портфеля фото мачты-антенны антенного поля.

Внимание! При осмотре на территории музея соблюдать меры безопасности: на крышу ДОТ не забираться, спускаться в траншеи и подниматься только по лестнице (не прыгать), колодец самостоятельно не открывать, на крышку колодца не вставать, не приближаться к землянке ближе чем на 1,5 метра, держать детей за руку. Эти правила необходимо озвучить экскурсантам. 20 мин.

Однако задолго до того, как на этой территории стали активно препятствовать проникновению в умы советских граждан ненужной информации, здесь происходили совершенно другие события.

Восьмое сентября 1941 года. Враг окружил город. Ленинград в блокаде. Передний край обороны — от нас это 12 километров. Ленинградцы копают противотанковые рвы. На дорогах устанавливаются бетонные противотанковые надолбы, вот они перед вами, и противотанковые ежи, вы видите их чуть поодаль от нас.

Территория современного Купчина в те году представляла собой, в основном, совхозные поля и огороды, пустоши и болотца с небольшими подлесками. Было также и несколько населённых пунктов, самым большим из которых была деревня Купчино. Но, вы помните, население деревни уже эвакуировано, деревенские дома разобраны.

И всю эту территорию пронизывало несколько разветвлённых сетей траншей, ходов сообщений и укреплений, предназначенных как для укрытия, так и для обороны. Как тут не провести параллель с современной интернет-паутиной, возможно молодым она будет понятнее. Все сооружения были связаны воедино. Но к каждой ячейке есть отдельный подход. В одном месте окоп для стрелка с противотанковым ружьем, в другом – для пулемётного расчёта. Специальные укрепления – орудийные дворики, землянки для укрытия и проживания бойцов, склады, блиндажи и командные пункты – вот как выглядела купчинская земля. И всё это не должно было быть видно врагу, всё замаскировано. Повсеместно были различные боевые соединения, готовые отразить атаку неприятеля.

Так продолжалось до 1943 года. 18 января того года блокада Ленинграда была прорвана. Но на фронтах положение было не везде одинаковым. В мае 1943 противник отбил у нас Белгород и Харьков, стали известны планы немецкого командования взять Ленинград штурмом. Сейчас маститые историки спорят, реальной или вымышленной была такая угроза. Никогда не стал бы вдаваться в такие дискуссии. Но факт тот, что руководство обороной города отнеслось к этому вполне серьёзно.

В мае 1943 года было решено создать «бетонный щит» Ленинграда на южных подступах. После прорыва блокады в город по железной дороге, кроме всего прочего, стал поступать сухой цемент. Быстро наладили  производство бетона в окружённом городе, и с мая по октябрь 1943 года Ленинград получил новый оборонительный рубеж под кодовым названием «Ижора». В данном случае это не река и не народность, а просто кодированное обозначение, фортификационного рубежа.

Рубеж протянулся от угольной гавани (Автово) до Рыбацкого, охватив все южные районы. Основными его сооружениями стали долговременные огневые точки. Они были стандартизованы, но условно их можно разделить на три типа: пулемётные, артиллерийские и снабжённые танковыми башнями. ДОТ с танковой башней мы с вами видели на проспекте Славы, артиллерийский ДОТ проезжали мимо по Белградской улице. А перед нами сейчас ДОТ пулемётный, двухамбразурный. На информационном стенде описание сооружения, схема и фото бригады девушек – бойцов военно-строительных батальонов – подразделений, специально созданных в блокадном Ленинграде для возведения различных фортификационных укреплений. Именно эта бригада построила данный ДОТ. Подойдём к нему ближе.

Представьте себе пулемёт «Максим», думаю он многим известен по фильмам, его можно поставить на любой пригорок направить в сторону врага и строчи себе, коси живую силу противника. В долговременной фортификации всё иначе. Какой пулемёт куда и зачем будет стрелять, просчитывается заранее при составлении проекта рубежа. Наш рубеж строился именно так. Различные по типу укрепления чередуются между собой, и расположены так, чтобы прикрывать друг друга. Один ДОТ в поле не воин. Он жизнеспособен только в комплексе с другими сооружениями. Ему также нужна и пехота. Вы видите рядом стрелковые ячейки, они необходимы для отражения близко подошедшего врага.

Рядом с огневой точкой обязательно землянка, вот она. Здесь жил гарнизон. Вернее, находился, когда был не на боевом дежурстве. От землянки к огневой точке ведёт траншея. Это как раз одна из тех многочисленных траншей времён войны.

Рубеж «Ижора» был принят на вооружение в октябре 1943 года, будучи построенным согласно проекту. Но к этому времени стало понятно, что он уже не будет востребован. Так что наш ДОТ никогда не воевал. Как не участвовали в боях аналогичные укрепления, сохранившиеся в Невском районе, на Московской площади, Ленинском проспекте, да много ещё где. И сохранились они по той простой причине, что уж больно сложным был процесс их демонтажа, то есть разрушить их оказалось нелегко.

Но если трудно сломать бетонный ДОТ, то сравнять земляные укрепления – в два счёта. И вот тут надо вернуться ко временам «Радиополя». Дело в том, что кабели к антеннам-мачтам тянули не по земле, а по воздуху, используя для этого опорные столбы. Они и теперь сохранились, вот один из них перед вами. Таким образом, сколь-нибудь серьёзных земляных работ здесь не проводилось. При этом территория «Глушилки» была стратегической и на неё никто не покушался.

Сочетание этих обстоятельств дало нам беспрецедентный случай увидеть полную сеть земляных фортификационных укреплений времён войны на территории города. «Купчинский лес» – уникальное место, единственное в С.-Петербурге, городе-герое Ленинграде, где всё это сохранилось в комплексе, включая и долговременную фортификацию. Это место просто вопиёт о том, что здесь должен быть мемориально-парковый ансамбль, равный по значимости, ну скажем, мемориалу Площади Победы или Пискарёскому кладбищу. Понимая это, группа жителей Ленинграда, объединённая Клубом истории и фортификации, под руководством Алексея Седельникова в 2013 году провела реставрацию этой огневой точки и открыла в ней народный музей. Открывается музей не очень часто, поскольку все, кто работают в нём, где-то работают, и посвящают музею только свои выходные. О подробностях, связанных с музеем вы можете узнать из группы соцсети ВКонтаке или на сайте музея. Также более подробную информацию вы сможете получить на специальной экскурсии, посвящённой фортификационным сооружениям Купчина.

Посадка. Продолжение движения по улице Димитрова с последующим поворотом на Купчинскую улицу. При повороте налево крайне удачным представляется остановка на запрещающий сигнал светофора с показом в этот момент сквера Димиторва. 7 мин.

«Купчинский лес» остаётся у нас сзади, а перед нами справа купчинские карьеры. Это рукотворные водные резервуары, результат работы того самого кирпичного завода, о котором я уже говорил. Бо́льшая часть карьеров – послевоенная. Только тот, что примыкает к «Купчинскому лесу» – довоенный. В настоящее время территория носит название «парк Героев-пожарных». Нелепое название, не подкреплённое практически ничем. Сами карьеры пользуются большой популярностью. Несмотря на официальное запрещение в них купаться, в жаркую погоду многие купчинцы тут регулярно плещутся. А «моржи», так и всесезонно.

Мы проехали перекрёсток с Бухарестской улицей, и движемся дальше по улице Димитрова. Она получила своё название в 1964 году по имени болгарского коммуниста и предводителя Георгия Димитрова, что полностью вписывается в купчинскую топонимическую стратегию. Улица строилась в три этапа. Сейчас мы едем по самой старой её части. Застройка здесь вполне характерная для Южного Купчина. Это, в основном, девятиэтажные крупнопанельные и кирпичные дома. Только у перекрёстка с Будапештской улицей пейзаж разбавляют две «точки» повышенной высотности.

Но и здесь, на фоне довольно однообразных строений есть островок зелени и монументальный комплекс. Посмотрите направо. Это сквер Димитрова. Именно тут был в 1982 году установлен памятник болгарскому коммунисту, чьё имя носит улица. Это единственный случай в Купчине, когда персоне, во чью честь названа магистраль поставили на ней же памятник. В 1989 году монумент модернизировали, а также дополнили гранитной стелой в память дружбы Ленинграда и болгарского города Пловдива. Мы ещё вспомним этот город-побратим Ленинграда через несколько минут.

Мы поворачиваем на Купчинскую улицу. Она как раз выпадает из местных топонимических традиций. Улица названа в честь деревни Купчино, южная околица которой располагалась недалеко от нас, справа, там, где сейчас высятся 14-этажные «точечные» дома. Мы с вами были уже сегодня в этой деревне, в её начале.

А теперь, внимание, смотрите направо, видите перспективу незастроенной территории? Теперь резко налево, в противоположную сторону. Та же перспектива. Если хотите, можем остановиться и присмотреться внимательнее.

Допускается кратковременная остановка за домом 5 по Купчинской ул. 2 мин.

Заметьте, это не автодорога не ЛЭП, а просто пустая незастроенная территория. Можно было бы обозначить эту прогалину названием «купчинская прорезка». Одно из таинственных мест нашего района. Взгляните на любую топографическую карту, и вы вмиг различите эту странную прогалину. Вспомните про несостоявшийся центр предвоенного Ленинграда. Так вот, от территории, близлежащей к Дому Советов (нынешнее центральное здание на Московской площади) к Неве протянули подземный водопровод. Вот это он и есть. На всех схемах он так и обозначен. Строили, значит, водопровод, а вот что построили, не знаю… Что-то уж больно он масштабен, грандиозен, и доныне неприкосновенен. Закрадываются сомнения и совершенно другие мысли о его основном предназначении.

Продолжение движения в случае остановки. 8 мин.

А теперь вновь посмотрите направо и узрите камень. Камень не простой, а мемориальный. Мы с вами пересекаем одну из самых очаровательных купчинских улиц – Каштановую аллею. Увы, это название было сменено на Пловдивскую улицу в 1984 году. О чём и свидетельствует камень. А вдали, за камнем, приглядитесь, видны два ряда раскидистых каштанов. Камень закрывает от нас каштаны, и это символично. Пловдивская улица являет собой первое из двух купчинских переименований. Второй была Бассейная улица, мы сегодня там побывали. Оба переименования район не украсили, хотя в топонимическую стратегию и вписались.

Мы поворачиваем на улицу, названную в честь известного писателя Ярослава Гашека. Улица имеет некоторый колорит даже в топонимической области. Вот улица Димитрова в алфавитном списке начинается на букву «Д». Улица Фучика – на букву «Ф». Улица Гашека – на букву «Я». С этой особенностью связана старая таксистская байка, когда молодой водитель не смог найти в справочнике улицу Гашека. Просто некоторым улицам Купчина присвоили полные имена персон, а некоторым – только фамилии. Почему так получилось – топонимическая загадка.

Мы с вами въезжаем на Балканскую площадь. Справа от нас расположена железнодорожная платформа Купчино. Та самая, что получила своё название в наследство от исторической платформы Купчино, располагающейся у места бывшей деревни. А также станция метро «Купчино», открытая в 1972 году, и на сорок лет ставшая единственной станцией метро в Купчине.

Остановка. Балканская площадь. Выход на площадь. Автобус более не востребован. Проход к статуе Швейка. Расположение у скульптуры. При рассказе использовать из портфеля фото Швейка на высоком постаменте. 10 мин.

Чешский журналист и писатель Ярослав Гашек вспоминается купчинцам не только по улице, названной его именем. Самыми известными его произведениями по праву признаны рассказы о бравом солдате Швейке. Кстати, кто ответит, в какой стране чех Гашек прожил бо́льшую часть своей жизни, исключая только последние годы? Конечно, в Австро-Венгрии. В армии этого же государства воевал и Швейк.

Теперь он уже не воюет, а улыбается всем проходящим мимо него купчинцам. А надо признать, что стои́т он в самом оживлённом месте, на проходе к метро. Изначально Швейк стоял на высоком постаменте и был досягаем только взглядам купчинцев. Однако со временем его приблизили к народу, что дало возможность родиться местному поверью и сильно изменило лицо бравого солдата.

Швейк, конечно, очень популярен у купчинцев. Об этом ярко свидетельствует до блеска отполированный нос скульптуры. Считается, если потереть ему нос, то будет вам счастье. Хотя многие придерживаются мнения, что это подобное действо – есть проявление вандализма по отношению к скульптуре. А вот сфотографироваться со Швейком было бы вполне уместно. Заметьте, он даже кружку с пивом спрятал за спину, чтоб никого не обвинили в рекламе алкоголя.

У этой скульптуры, ставшей одним из символов Купчина, мы и завершаем нашу сегодняшнюю экскурсию. Надеюсь, вы почерпнули из нашего путешествия интересную и новую для себя информацию. Не менее надеюсь, что вы понимаете, что рассказать обо всей истории и современности Купчина в рамках такой экскурсии невозможно. Сегодня мы, если можно так выразится, коснулись лишь «вершины айсберга». И этот поверхностный взгляд, я надеюсь, стимулирует вас к более детальному изучению как истории, так и современности района. На протяжении многих лет Купчино развивалось параллельно с Петербургом. И, став частью Северной столицы, район сохранил как свою историю, так и определённую самобытность, неповторимость и даже некоторую обособленность, будучи, по сути, одним из «спальных районов» города.

 
 
Заключение
 

Представленная выше экскурсия не имеет какой-либо специфики или обособленности. Она предназначена для широкого круга экскурсантов. Однако логично предположить, что схожие по тематике экскурсии могут быть адаптированы для различных категорий экскурсантов.

В этой связи чрезвычайно важным представляется охват подрастающего поколения, в первую очередь – школьников. Не секрет, что, как экскурсии, так и посещения музеев, входят в программы обучения большинства школ, гимназий, лицеев и прочих учебных заведений. Однако такие посещения, как правило, немногочисленны и имеют тематику согласно методическим пособиям, в которые краеведение входит достаточно редко.

Интерес и, как следствие, уважительное отношение к собственному дому, улице, району может рассматриваться как один из краеугольных камней формирования всесторонне развитой личности. Человек, знающий историю собственной семьи, собственного дома, будет со вниманием относиться и к истории собственного народа и государства, поскольку первое – есть частичка второго.

Адаптация обзорной краеведческой экскурсии для школьников должна включать в себя как общие для района памятники и прочие достопримечательности, так и места, которые данной конкретной группе экскурсантов были бы особо хорошо знакомы. Вплоть до рассказа о квартале или микрорайоне. Допустимо и желательно вовлечение в процесс рассказа самих слушателей. Подобная методика формирует у детей ощущение района, как своего дома, и зарождает в душе элементы истинного патриотизма.

Схожим образом может выглядеть экскурсия, адаптированная, например, для жителей какого-либо муниципального округа, организации ветеранов или другого локального объединения жителей. В этом случае также надлежит сосредоточить внимание на участке, квартале, событии, или же на сочетании мест и событий, к которым слушатели могут быть неравнодушны.

Но в случае со взрослыми, и особенно – с пожилыми людьми допустимо снизить демонстрационную составляющую, и напротив, увеличить часть повествовательную, с максимальным вовлечением в диалог. Как правило, пожилым людям есть что рассказать, есть чем поделиться, хотя контактность и коммуникабельность далеко не всем присуща.

Вполне допустима адаптация краеведческой экскурсии и для коллективов работников того или иного производства. В этом случае необходимы знания основ производственной деятельности предприятия, коллектив которого выступает в роли экскурсантов, с тем, чтобы в процессе экскурсии подобрать или выделить места и события, который могут вызвать у экскурсантов особый интерес в силу их производственной деятельности.

Все вышеперечисленные варианты экскурсионных адаптаций предназначены для жителей района или близлежащих районов и предполагают у экскурсантов наличие, как минимум, поверхностные знаний о районе. В случае же проведения экскурсии для жителей отдалённых районов, других городов или других стран, нет крайней надобности в подробных описаниях отдельных локаций района, исключая, конечно, знаковые, как то: место бывшей деревни Купчино или «Купчинский лес», но необходимо оценивая значимость района в разные временные периоды, показывать его связь с другими районами, с городом, а также взаимную востребованность.

Необходимо также отметить допустимость проведения подобных экскурсий для маломобильных групп населения. Совершенно очевидно, что организацию подобной экскурсии должны взять на себя органы социальной защиты. И основным техническим элементом должен стать специальный транспорт, предназначенный для передвижения групп таких лиц. В подобных экскурсиях необходим показ объектов максимально всесторонне без выхода из транспортного средства, для чего допустимо увеличить как количество остановок во время проведения экскурсии, так и продолжительность остановки у объектов осмотра. В остальном же следует учитывать все вышеперечисленные особенности экскурсионной группы (сообщество, характер занятий, интересы), поскольку, исключая методику передвижения, ничем иным такие экскурсанты от прочих не отличаются.

Логично предположить, что организацию обзорных экскурсий по району могли бы взять на себя районные или муниципальные власти. Результатами подобных экскурсий могли бы стать, как минимум – повышение уровня знаний о районе проживания у местного населения самых разных возрастов и социальных групп, как максимум – создание привлекательного образа района в глазах экскурсантов из других районов С.-Петербурга, а также иногородних и иностранных туристов.

С сожалением надо отметить, что во Фрунзенском административном районе С.-Петербурга, в который входит исторический район Купчино, подобные методы популяризации истории района не рассматриваются и никогда не рассматривались. Купчино является основной составляющей современного Фрунзенского района, однако экскурсионной деятельностью эпизодически бывает охвачена исключительно часть административного района, тяготеющая к центру города, а именно – Лиговка и Волково, включая известный некрополь Литераторские мостки. Причиной тому – популярность и известность упомянутых мест, а также доступность экскурсионного материала. Основная же часть Фрунзенского административного района – исторический район Купчино в качестве поля для экскурсионной деятельности на данный момент не охвачено, хотя и обладает, при этом, громадным потенциалом.

Июль 2020 г.

  

Приложения

 

       Портфель экскурсовода:

 

01. Южный обводный канал на макете планировки района. 1960-е гг.

02. Южный обводный канал на макете планировки района. 1960-е гг.

03. Дома совхоза «Ударник», фото 1960-г гг.

04. Дома совхоза «Ударник», фото 2000-г гг.

05. Вокзал платформы Купчино, фото 1960-х гг.

06. Платформа Купчино, фото 1950-х гг.

07. Главная улица деревни Купчино, фото 1930-х гг.

08. Мост в деревне Купчино, фото 1930-х гг.

09. Часовня в деревне Купчино, фото 1930-х гг.

10. Семья Нуцковых на месте снесённого дома. Современное фото.

11. Дорога послевоенного посёлка Купчино

12. Дорога послевоенного посёлка Купчино

13. Послевоенный дом посёлка Купчино (строительство)

14. Послевоенный дом посёлка Купчино

15. Шествие в защиту Парка Интернационалистов

16. Митинг в защиту Парка Интернационалистов

17. Башня НПО «Ленсистемотехника», рисунок

18. Перекрёсток Софийской улицы и проспекта Славы на проекте 1934 г.

19. Фрагмент схемы развития Ленинграда. Купчино 1934 г.

20. Домик радиостанции

21. Антенна-мачта радиополя

22. Скульптура бравого солдата Швейка на высоком постаменте

 

      Литература для самостоятельного чтения:

 

1. Купчино. Исторический район. Сайт. http://www.kupsilla.ru

2. Фортификация Ленинграда. Сайт. http://www.lendot.ru

3. Шаляпин Д. В. Купчино. Четыре века истории. 50 лет современности. СПб. 2013

4. Шаляпин Д. В. Купчино. История. События. Люди. СПб. 2019 (ознакомительный фрагмент)

 

От автора.

Настоящая экскурсия является первой, написанной мной экскурсией по Купчину. Хочу отметить, что экскурсии по району мной проводились неоднократно, причём различного характера. Однако никогда текстов для них я не писал. Только составлял план экскурсий с контрольными точками и основными тезисами. Для меня нет надобности в подготовке к изложению выше представленного материала. В кругу моих друзей также есть люди, способные прочесть эту или аналогичную экскурсию без какой-либо подготовки. Любой же другой экскурсовод, профессионал или любитель, в случае надобности проведения подобной экскурсии краеведческого характера, должен иметь некоторую базу, которую можно было бы взять за основу и проводить экскурсию как согласно предложенной схеме, так и разработать с её помощью собственный авторский вариант. Мне бы хотелось надеется, что такие экскурсии могут быть востребованы.

Я являюсь дипломированным экскурсоводом, что подтверждается соответствующими документами, полученными мной в Санк-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК), и вполне в состоянии написать экскурсию в соответствии с классическими нормами и современными требованиями в этой области. Тем не менее, я решил отойти от общепринятых канонов по следующим причинам: во-первых я не планирую где-либо регистрировать экскурсию официально, а во-вторых методика записи всех необходимых дополнений технического характера слитно с основным текстом мной рассматривается как гораздо более практичная, нежели классическое оформление в форме таблицы.

В планах создание ещё двух автобусных экскурсий по району, более специфических, нежели представленная выше. Экскурсии планируется посвятить оборонительному рубежу «Ижора» и сооружениям этого рубежа, расположенным на территории Купчина, а также купчинской архитектуре в самом широком смысле. Не менее интересными могли бы стать и пешеходные экскурсии по Купчину. Создание текстов для таковых в более отдалённой перспективе.

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2020