Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Купчинские перспективы

 

Каким же увидим мы Купчино через 10-20-30 лет? Что изменится в районе и каким образом мы можем на это повлиять? Нельзя не признать, что за последние два десятилетия пустующих мест в Купчине почти не осталось. Сие – результат масштабной уплотнительной застройки, активно ведущейся по всему городу. Купчино в этом плане не исключение. Но особенности у нас есть.

В отличие, скажем, от многих других районов, у нас практически нет пустых мест для возведения масштабных жилых комплексов. Исключение – жилой комплекс «София», возведённый на месте бывшего кирпичного завода № 4. В основном у нас преобладает единичная застройка на небольших внутридворовых и околоуличных пространствах. В то время, как в других городских районах на обширных территориях возводятся такие громадные комплексы, которые можно было бы обозначить, как города-спутники. Например: «Новый Оккервиль», «Мурино» или «Шушары».

Как ни странно, но плацдарм для аналогичного строительства неподалёку от Купчина тоже есть. Это территории, примыкающие к новой части Софийской улицы, протянувшейся от Купчина до Колпина. Хотя планов по застройке этих территорий пока не озвучивалось, но нет сомнения, что рано или поздно к этому придут.

На территории же района ныне осталось несколько промышленных зон, которые могли бы быть потенциальными местами для застройки. Однако глобальных планов такого рода также пока не публиковалось. Зато существуют гаражные стоянки, которые, несомненно, есть в планах по уничтожению.

 

апарт-комплекс «Вало»

Фото 2020 г.

 

апарт-комплекс Valo

Фото 2024 г.

 

Сравнительно недавно было снесено автотранспортное предприятие на улице Салова. Его ликвидация стала первой после масштабного сноса бывшего кирпичного завода № 4 на Южном шоссе. Здесь сейчас возведён апарт-комплекс «Вало».

Пражская улица авторынок

 Пражская улица, авторынок

Фучика авторынок

 Разрушенный авторынок

Сопоставимой по территории можно было бы обозначить автомобильный рынок на улицах Фучика и Пражской. Более 30 лет он пользовался популярностью не только у купчинцев, но и у автомобилистов из других районов. В настоящее время завершается его снос. Территория отдаётся под строительство.

Одним из самых известных сносов культурного учреждения можно по праву назвать ликвидацию кинотеатра «Балканы» на Будапештской улице. Разумеется, на его месте выросла громадная башня.

Не менее печальная участь, судя по всему, ждёт первый купчинский кинотеатр «Слава». В использовавшемся уже много лет не по назначению здании в 2023 году произошёл пожар. До настоящего времени померкнувшая «Слава» ожидает своей дальнейшей судьбы. Множество купчинцев, для которых «Слава» не пустой звук борются за сохранение знакового кинотеатра – пишут письма в различные городские и районные инстанции и даже в Москву.

 

сгорела Слава

сгорела Слава

Сквер на улице Олеко Дундича

 Сквер на улице Олеко Дундича

 

Серьёзную активность проявили купчинцы в деле спасения от застройки сквера у перекрёстка улиц Купчинской и Олеко Дундича. Проводятся регулярные собрания жителей, на которых вырабатывается стратегия защиты. Написаны обращения во всевозможные инстанции. Однако, надо признать, территория уже огорожена и готовится к возведению дома. Есть серьёзные основания полагать, что достучатся до властных структур местным жителям не удастся.

Кроме жилищного строительства, в Купчине в настоящее время ведётся и планируется возведение самых разнообразных объектов торговли и строений социального характера.

К 2018 году было построено здание рынка на Бухарестской улице, получившего название «Старая деревня». Он был открыт, но просуществовал недолго по причине невостребованности. В настоящее время в здании расположен магазин сети «Светофор».

  

Диспансер на Южном шоссе

 

Школа на Софийской улице

 

Реконструкция сквере

 

Реконструкция Фёдоровского сквера

Диспансер на Южном шоссе

Школа на Софийской улице

Реконструкция сквере ул. Турку

Реконструкция Фёдоровского сквера

  

Уже несколько лет функционирует мебельный комплекс «Кубатура» на улице Фучика. Степень его загрузки и востребованности невысока. Особенно учитывая тот факт, что совсем неподалёку расположен торгово-развлекательный центр «РИО».

Вообще же Купчино давно уже и в полной мере насыщено торговыми комплексами. Казалось бы, хватит. Ан нет, в настоящее время прямо рядом с торговым комплексом «Международный» возводится ещё один. При строительстве он позиционируется как дом быта. Однако есть основания для прогноза, что будучи построен, он обратится в обычный большой магазин.

  

 

ТРЦ Кубатура на улице Фучика

 

Магазин на Бухарестской улице

 

Международная

 

ТРЦ Кубатура на улице Фучика

Магазин на Бухарестской улице

Строительство нового комплекса на Бухарестской улице

  

За последние годы в Купчине было открыто три бассейна, построен небольшой, но крытый стадион на Малой Балканской улице. Возможно строительства стадиона в сквере между Загребским бульваром и Бухарестской улицей, в близи от улицы Ярослава Гашека.

Однако имеются и иные примеры. Более пятнадцати лет неспешно возводится инфекционная больница на Бухарестской улице. Этот объект уже давно можно причислить к купчинским долгостроям. Зато вошло в активную фазу строительство психоневрологического  и противотуберкулёзного диспансеров на Южном шоссе, неподалёку от платформы «Сортировочная». Кроме того, озвучивались планы по возведению нового здания районного ГИБДД на Софийской улице в 31 квартале. Однако в последнее время о них забыли.

К планам, претендующим на новизну в нашем районе, следует причислить проект сноса здания 1999 года постройки у перекрёстка улиц Фучика и Будапештской с целью возведения гостиничного комплекса с бизнес-центром. До настоящего времени сносились здания более ранних лет постройки.

В прессе уже высказывались мнения, что на территории, примыкающей к Ново-Волковскому кладбищу (застройщиков такое соседство не смущает) планируется возведение семи корпусов с объединённых подземной стоянкой. В сущности – классический апарт-отель, схожий по предназначению с известным комплексом Valo.

  

инфекционная больница

 

инфекционная больница

 

улица Фучика

 

проект застройки Фучика

Площадка брошенного строительства на Бухарестской улице

Здание, планируемое к сносу и проект застройки на улице Фучика

  

Самые оживлённые споры вызвал у купчинцев, как и жителей многих других районов, проект комплексного развития территории – КРТ. Не вдаваясь в нюансы и детали, необходимо сказать, что по сути это реновация зданий, построенных в 1957-1970-х годах. В первую очередь под такую реновацию подпадают «хрущёвки» – пятиэтажные дома. То есть, тема касается исключительно жителей Северного Купчина. Хотя границы подпадающих под снос домов столь размыты, что можно подвести под этот процесс и девятиэтажные здания.

Оно бы кажется, хорошо. Хорошо, да не очень. В отличие от схожей по смыслу программы в Москве, наша реновация отдаётся на откуп коммерческим структурам, при это государство не берёт на себя решительно никаких обязанностей или гарантий. По сути получается, что собственники жилья в «хрущёвках» просто выселяются из своих домов, а стоимость жилья компенсируется по рыночной стоимости. На эти средства приобрести аналогичную квартиру в настоящее время практически невозможно. Разве что, в каком-либо небольшом областном посёлке.

Кроме того никто не собирается церемонится с жителями по теме места проживания. Всем нанимателям государственных квартир будет предоставлено жильё где-либо на окраинах городов-спутников, юридически расположенных на территории С.-Петербурга. В схожих условиях окажутся и владельцы приватизированных квартир, не имеющие достаточно средств на покупку новой жилплощади в Купчине.

Надо ли говорить, что ситуация вызвала решительные протесты подавляющего большинства жителей купчинских пятиэтажек. У многих из них сюда приехали родители, и сами они родились в Купчине. Район отстраивался и зеленел на их глазах. И считая себя уже коренными жителями, люди не желают изменять своей малой Родине. Страсти по КРТ в настоящее время слегка утихли, но нет сомнений, что бой ещё предстоит.

С дорогами в Купчине в целом дела обстоят не так уж и плохо. По мере открытия путепроводов на Софийской улице, Дунайском проспекте и проспекте Александровской Фермы, возможности поездок купчинцев во внешний мир заметно упростилась. Хотя нельзя не признать, что Невский путепровод (Сортировочный мост), без малого 50 лет выполняющий свои обязанности, обветшал и требует ремонта. В ещё более незавидном положении находится Фарфоровский путепровод (Цимбалинский мост).

В настоящее время активно возводится новый путепровод, который будет расположен практически рядом с историческим, но южнее. Согласно планам по окончании строительства нового, старый путепровод будет снесён. Общественники Купчина и городские активисты в настоящее время борются за сохранение исторического путепровода в той или иной форме.

С дорогами в Купчине в целом дела обстоят не так уж и плохо. По мере открытия путепроводов на Софийской улице, Дунайском проспекте и проспекте Александровской Фермы, возможности поездок купчинцев во внешний мир заметно упростилась.

Хотя нельзя не признать, что Невский путепровод (Сортировочный мост), без малого 50 лет выполняющий свои обязанности, обветшал и требует ремонта. В ещё более незавидном положении находится Фарфоровский путепровод (Цимбалинский мост).

 

путепровод Димитрова Орджоникидзе

Проект путепровода ул. Димитрова

Строительство Фарфоровского путепровода

Строительство Фарфоровского

В настоящее время активно возводится новый путепровод, который будет расположен практически рядом с историческим, но южнее. Согласно планам по окончании строительства нового, старый путепровод будет снесён. Общественники Купчина и городские активисты в настоящее время борются за сохранение исторического путепровода в той или иной форме.

По плану, хотя и в отдалённой перспективе, продление Бухарестской улицы на юг, за пределы окружной железной дороги и КАД, соединение улицы Салова с Невским районом и многократно обсуждавшиеся планы по спрямлению Белградской улицы на пересечении с проспектом Славы. Из совсем уж заоблачного, хотя и взятого из генерального плана развития города, сто́ит отметить создание железнодорожной платформы Витебская близ перекрёстка улиц Белградской и Турку, а также новой станции метро с этой платформой объединённой. Следующая же станция метро, согласно тем же планам, должна будет располагаться у платформы Фарфоровская.

С Фарфоровским Постом (местностью) связан ещё один проект общегосударственного уровня, который в случае реализации, несомненно окажет влияние и на городскую архитектуру в целом и на жизнь купчинцев в частности. Речь о высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. История ВСМ уходит корнями в конец века минувшего и достойна отдельного рассказа, здесь неуместного. От того проекта нам в основном осталась яма, ныне заполненная самыми разнообразными товарами (ТРЦ «Галерея»).

Современный проспект не менее амбициозен и гораздо более дорогостоящ. На данном этапе высказываются многочисленные скептические мнения о востребованности проекта при его реализации. Но эту дискуссию также следует вынести за рамки. Беда в том, что при строительстве новой магистрали будет уничтожена значительная часть исторических зданий Фарфоровского Поста. Разумеется это не может не беспокоить местных жителей, которым грозит переселение. К тому же с точки зрения ряда историков архитектуры и градозащитников нынешний Фарфоровский Пост представляет собой уникальный архитектурный анклав на территории города и имеет право претендовать на статус памятника. В настоящее время какого-либо окончательного решения о судьбе зданий местности ещё не принято. Хотя предложения поступали самые разные, вплоть до идеи перемещения исторических зданий на другое место.

Другой масштабный проект, реализующийся в настоящее время, вроде бы на жизнь купчинцев ощутимого влияния оказать не должен, хотя это как посмотреть. Речь о линии скоростного трамвая Купчино-Шушары с перспективой продления его в Славянку. Степень востребованности этого вида транспорта также неоднократно подвергалась сомнению. Тем не менее, есть основания полагать, что строительство будет завершено.

  

трамвай Купчино Славянка

 

трамвай Купчино Славянка

 

трамвай Купчино Славянка

 

трамвай Купчино Славянка

  

Кроме собственно путей, значительная часть которых пройдёт по путепроводам, будет построен новый трамвайный парк в Шушарах, а также закуплен новый подвижной состав. Опасения в перегрузках на станции метро «Купчино» после открытия линии разделяют не все. К настоящему времени поток пассажиров из Шушар и так практически весь сосредоточен у станций метро «Купчино» и «Звёздная». Единственно что может измениться со временем – это объём пассажироперевозок при расширении жилищного строительства в тех же Шушарах. Но эту проблему трамвайная линия решить не в состоянии. В наши же дни если какие неудобства купчинцы и испытывают, то это только связанные со строительством нового вокзала ужатия территорий остановок автобусов и троллейбусов на Балканской площади.

Южнее же самой Балканской площади также ожидаются масштабные преобразования. Каким образом только не планировали использовать эту территорию, известную знатокам истории под названием Московка. Ныне тут планируется строительство нового трамвайного парка. Он должен со временем заменить известный трамвайный парк № 1 (им. Коняшина) на Московском проспекте.

Кроме того, вокруг части исторического русла реки Волковки, сохранившегося на этом месте, планируется разбить парк. Хочется надеется, что эти планы будут реализованы. Но даже при самом удачном развитии событий зелёный массив, располагавшийся здесь последние полвека, уменьшится раз в шесть.

Сам по себе факт уничтожения зелени и застройки скверов, как уличных, так и внутридворовых, конечно же, радости не вызывает. Но иногда купчинцы обманываются и в ожидании улучшения ситуации при реконструкции самих зелёных зон. Ярчайшим примером бесхозяйственности и головотяпства является часть сквера между Загребским бульваром и Бухарестской улицей, не так давно получивший название Фёдоровский сквер.

Всем местным жителям и городским краеведам было хорошо известно, что сквер разбит на месте существовавшей здесь в не столь уж и отдалённые времена городской свалки. Однако администрации района сей факт был, очевидно, неведом. В 2023 году была начата масштабная реконструкция сквера. При земляных работах, разумеется, вскрылась вся правда об истории места. Работы были приостановлены, а затем и свёрнуты вовсе. Так и стоит недоделанный сквер с вывернутыми наружу пластами не сгнивших за полвека баночек, пузырьков, бутылок, кирпичей и прочих многочисленных элементов как строительного, так и бытового мусора. Просто рай для археологов. Многие этим пользуются.

Описанный случай, разумеется, вопиющий и неординарный, но нередко результаты реконструкции скверов и зелёных зон не получают массового одобрения общественности. Так, по мнению многих купчинцев, территория вокруг купчинских карьеров, ныне получившая название парк Героев-пожарных, по итогам реконструкции не являет собой идеала.

Не меньшей критике подвергается как сам факт реконструкции (оспаривается надобность в таковой), так и методика работ в так называемом «парке Дружбы» – сквере улицы Турку на протяжении оного между Бухарестской и Будапештской улицами. Учитывая умопомрачительную стоимость работ, в частности, в этом сквере, злыми языками нередко муссируются темы «отмывания денег», «распилки бюджета» и т.п.

Вообще же большого желания прислушиваться к мнению жителей у районной администрации нет и не было. Хотя проводятся слушания, иногда реальные, порой и реальные. Так было с Купчинским сквером – самым древним историческим местом нашего района. Слушания проводились в здании администрации района. На них краеведами были даны подробнейшие пояснения о том, на сколько значимо это место в контексте истории С.-Петербурга. И на сколько привлекательным оно может стать как для самих купчинцев, так и для гостей нашего района и города.

Реконструкция территории начата. И по первым шагам можно сделать неутешительный вывод о том, что предложения, внесённые на слушаниях местными краеведами, в лучшем случае, услышаны не в полной мере.

В настоящее время история этой территории кратко отражена на стенде установленном В. Б. Васильевым и Д. В. Шаляпиным. Меж тем, эта земля достойна стать достопримечательностью не районного даже, а городского уровня.

Редакция: июль 2024 г.

 

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024