Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Грозный турок

или

Двадцать два несчастья

 

 

Можно сказать, что поездка эта стала для меня в некотором смысле юбилейной. Без малого пять лет назад, в сентябре 2015 года я по предложению Фёдора Черноусова впервые принял участие в перегоне автобуса для Автобусного музея нашего города. Тогда это было «Русское чудо» – ЛАЗ-42021. И перегоняли мы его тогда из города Ставрополя.

С тех пор чего мы только не гоняли, и откуда только не таскали! Большая работа проделана, сто́ящая. И, вот, надо ж такому случиться, именно в конце августа 2020 года волею судьбы я вновь оказался на ставропольской земле. На сей раз главным героем повествования станет автобус Мерседес турецкого производства, он же – Отомарсан, а если уж предельно точно, то Mercedes-Benz Türk О 325.

 

 

Перелёт

 

Аэропорт Пулково за последние пять лет нисколько не изменился. Это уже давно не тот аэропорт, который памятен мне с детства. Да и не только с детства. Я ведь работал тут на маршруте 39. Правда, не часто, но бывал. Времени было достаточно, погода благоприятствовала, и я сделал несколько фотографий близ аэропорта. Сфотографировал и нашу бывшую автобусную станцию в пандусе. Чего-то там сейчас…

Не смог пройти мимо монстра по прозвищу Пилот, провожающего прилетевших пассажиров. Именно провожающего, поскольку расположен он на первом этаже, и стои́т лицом к автобусной остановке и посадке в такси, к которым спешат прибывшие в наш город пассажиры. Рядом с монстром расположен «одуванчик». Это есть «символ мира и доброты», о чём информирует прибывших в аэропорт надпись на трёх языках.

 

     

 

           

 

     

 

       

 

     

 

     

 

     

 

Основной состав экспедиции на сей раз состоял из трёх человек: Фёдор Черноусов, Леонид Ончуков, и ваш покорный слуга. Билеты были взяты на рейс известного лоукостера «Победа». Ну тот, который сто́ит недорого, но и сервиса особого не предоставляет. А нам необходимо было с собой инструмент разный прихватить: ключи, монтировку, машинку для откручивания колёс («мясорубку»), да много ещё чего. Доставило нам это всё некоторые неудобства.

При проходе контроля домкрат и «мясорубка» вызвали повышенный интерес у контролёров и требование всё распаковать и предъявлять в разобранном виде. А мы так качественно всё в парке упаковали. Монтировку привязали к ручке тележки, в тележку же засунули и «мясорубку». Ну, ничего не поделаешь, пришлось развёртывать. Распаковали. Любопытство контролёров было удовлетворено. Пришлось запаковывать уже в аэропорту. Сей процесс уменьшил объём кошелька на 700 рублей. При оформлении багажа приёмщице не понравился вид монтажки, прикрученной к ручке тележки. Пришлось ещё раз допаковывать. К тому же тележка не вписалась в габарит груза, и её пришлось сдавать отдельно. В общем, набегались, но всё успели и вскоре ожидали посадки в самолёт.

 

Посадка в самолёт производства вражеской компании Бойнг осуществлялась при помощи специального коридора, ведущего прямо из старого здания аэропорта «со стаканами». Кроме обычных стандартных фраз, произносимых для пассажиров на двух языках, на сей раз сам командир экипажа, обратился с предложением взглянуть в окна и прокомментировал события, за окнами происходящие. Как то: посадка другого самолёта, взлёт и картины за бортом, встречный разлёт с другими самолётами, также в полёте обращалось внимание на пролетаемые города, в частности Москву и Ростов. Это внесло в полёт некоторое разнообразие.

Мне досталось место у окна, потому удалось сделать несколько фотографий из иллюминатора. Исключая моменты взлёта и посадки, это, в основном, были облака. Облака разные, тот барашковое поле, то сплошная пелена. И все они плыли ниже нас. Лишь изредка облака рассеивались, давая возможность взглянуть на города и посёлки, поля и реки, аэродромы марсиан, иначе говоря – всё то, что ежедневно видим мы на просторах нашей необъятной Родины. Полёт проходил на высоте 11 тысяч метров, если не путаю, и со скоростью более 800 километров в час.

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

Аэропорт в Ставрополе со времени моего последнего сюда вояжа не сильно, но изменился. Он получил имя. Теперь он называется «Аэропорт Ставрополь имени А. В. Суворова». Бюст великого полководца установлен тут же, на площади. Уместно присвоение этого имени аэропорту или не уместно, оставим за рамками.

Нас встречал местный житель Павел Шило, известная личность в узких кругах знатоков общественного транспорта и автомобилей вообще. Он и привёз нас в гостиницу, ту самую, в которой мы останавливались пять лед назад. Тогда она была совсем новой, а теперь уже стала заслуженной. Затем мы отправились в гости к Павлу. Он со своей очаровательной супругой Марией составят нам компанию в поездке из Ставрополя в город-герой Ленинград.

 

     

 

       

 

     

 

       

 

Чуть позже мы с Павлом отправились на окраину города, где проживал и проживает весьма неординарный дедушка Юрий Мальцев, тот самый, что многие годы бережно хранил на своём участке автобус ЗИС-155, и подарил его нашему музею в 2017-м. Именно за обнаруженными им запасными частями мы и отправились. Юрий уже ждал нас. Передав нам объёмную коробку самых различных предметов, он пожелал на счастливого пути. Было уже достаточно поздно, и прокатившись по ночному Ставрополю, мы вернулись в гостиницу и завалились спать.

 

     

 

Ставрополь

 

Так получилось, что утром следующего дня у меня было полтора-два часа свободного времени. Памятуя о прошлом визите, когда я, побывав в Ставрополе, города так и не увидел, я отправился гулять. Ну, понятно, осмотреть город за полтора часа нельзя. Но хоть что-то. Не мудрствуя лукаво, прогулялся по всей Октябрьской улице, на которой и была расположена гостиница.

Разумеется, судить обо всём городе по одной улице в принципе – не верно. Я этого делать и не стану. Но о том впечатлении, которая на меня Октябрьская улица с прилегающими к ней проездами произвела, поделюсь.

Ставрополь, несомненно, город контрастов. Весьма значительную часть города занимает частный сектор. Соответственно, это – маленькие домики с приусадебными участками, огороженными заборами. Нередко дома фасадом выходят на улицу, но много строений и за заборами участков. У многих есть гаражи, выглядящие очень по-разному.

Но тут же, совсем рядом, несложно обнаружить и вполне современную городскую застройку – многоэтажные здания, представляющие собой своеобразный арьергард фасадных маленьких коттеджей.

Вдоль всей улицы имеются многочисленные автобусные остановки. Однако следует заметить, что общественный транспорт Ставрополя заметно измельчал. Присущих большинству современных городов полноразмерных автобусов здесь нет. Под таковыми я подразумеваю машины большого класса и выше. В городе в качестве общественного транспорта самым крупным ныне являются всем известные ПАЗики. А больше ходит машин различных типов на базе Газели.

Остановки на Октябрьской мне понравились. Чистенькие, красивые. Многие с названиями. Рядом ажурные урны. На аншлагах (для непосвящённых – табличках с номерами маршрутов) с обратной стороны нарисован герб города.

В одном месте обнаружил деревянный столб, то ли фонарный, то ли просто опорный для какой-то проводки, подпёртый двумя рельсами. Рельсы оказались весьма древними, 1912 года.

Между двумя частями города расположена ложбина и имеются два достаточно крутых подъёма. С обеих сторон ложбины, с возвышенностей, несомненно, можно отыскать хорошие точки для осмотра города и фотографирования. Но, увы, у меня не было на это времени. До исторического центра города я так и не добрался, и вынужден был повернуть назад, к гостинице.

 

     

 

     

 

     

 

     

 

           

 

     

 

     

 

Автобус

 

Вскоре мы выехали из гостиницы в магазин, в котором были куплены новые аккумуляторы, и отправились на место стоянки, где ожидал нас вожделенный агрегат.

Тут надо сказать пару слов об автобусе. Машина, за которой мы собственно и прибыли, это – турецкий Мерседес, иначе – Отомарсан, выпускался с конца 1980-х, и в западную Европу практически не поставлялся. Пользовали его жители самой Турции, а также Болгарии, Румынии, ещё нескольких стран социалистического лагеря. В Союзе, а впоследствии и в России эти машины тоже засветились.

Но Ленинград не входил в список городов с большим количеством эксплуатируемых такого рода моделей. Тем не менее, в 1989 году в город на Неве было поставлено две машины модели O 302T. Обе машины проходили у нас экспериментальную эксплуатацию, и работали в Автобусном парке № 7. Трудились турки как на городских, так пригородных маршрутах (к числу коих можно отнести маршрут 290, на Южное кладбище), использовали их и для заказных поездок.

Автобусы внешне несколько отличались друг от друга. Если машина, получившая у нас бортовой номер 7300 не совпадала по экстерьеру с автобусом, о котором далее пойдёт речь, то машину с номером 7111 можно смело назвать близнецом автобуса, который и ожидал нас на стоянке.

Итак, аргументацией появления этого автобуса в Автобусном музее нашего города рассматривать как редкость модели (таких машин выпусков 1990-х годов крайне немного сохранилось в живом виде), так и факт эксплуатации машин в Ленинграде, хотя бы и в виде эксперимента.

 

     
Фотографии Петра Амелина 1989-1990 гг. Фото Сергея Мурашова 1991 г.

 

     
  Фото Александра Стаканова 1990 г.   Фото Владимира Демянченко 2006 г.  

 

В отличие от Ленинграда, в Ставрополе такие автобусы, поступившие в город в начале 1990-х работали отнюдь не экспериментально, а, я бы сказал, на износ. И, надо признать, что простота и сочетающаяся с ней надёжность конструкции, вполне это позволяли. Поступив сперва в государственный (муниципальный) парк, автобусы, по мере развала предприятия, переходили в частные руки, но продолжали работать. В частности, на машине, за которой мы собственно и прибыли, спидометр остановился (вышел из строя) приблизительно на накате в миллион. А спидометр (одометр) – это не та деталь, без которой машина не поедет. Поедет, да ещё как. Другое дело, что не понятно, сколько в итоге она откатает. Разумеется, починкой одометра никто не озаботился. Так, приблизительно сошлись знающие транспортники города во мнении что наш автобус за 27 (!) лет эксплуатации откатал без малого два миллиона километров по ставропольским холмам и пригоркам. Двадцать семь лет на городе, на линии! Для Ленинграда это немыслимо. Таких машин долгожителей у нас нет.

Автобус модели О 325 был получен в конце 1993 года и вышел на ставропольские улицы в январе 1994-го. Получил бортовой номер 410, государственным был 86-50 ССШ. Со временем бортовой номер пропал за ненадобностью, государственные номера сменились. Однако автобус честно отработал до февраля 2020 года, когда и был снят с линии. И его бы, без сомнения, порезали, если бы не местный ценитель автобусной, да и вообще автомобильной техники, Павел Шило, уже упоминавшийся выше. Павлу удалось выкупить два  схожих турецких Мерседеса. Один из автобусов он решил оставить себе, а второй подарить нашему музею.

Оба автобуса были поставлены на открытую площадку неподалёку от Ставрополя, на которую мы прямиком из магазина и направились. По дороге моё внимание привлёк необычный памятник – МАЗ-504 на постаменте.

Автобусы, стоявшие на площадке, были очень похожи. Но наш был чуть постарше, из первой партии, поступившей в Ставрополь. С внешнего осмотра мы начали знакомство с агрегатом. Сразу было видно, что автобус много пережил. Ещё будучи совсем новым, ор испытал сразу два удара, как в морду, так и в зад. Это заснул водитель следовавшего за ним автобуса при перегоне из Турции. Впоследствии автобус многократно били и латали. Десятки лет работы не прошли даром, едва взглянув на железо снизу, это стало совершенно ясно. Вся ферма машины напрочь гнилая. Живого места нет. Причём, понятно, что варили не раз за эти годы, а вот любопытно, чем. Очевидно брали всё, что только могли найти. Подваривали какими-то трубами, арматурой, отрезанными кусками других автобусов, латали и перелатывали. В общем, состояние кузовного железа оптимизма не внушало. Салон также был частично переделан. Установлено несколько икарусных сидений. Весь автобус сверху до низу был оклеен рекламой. Причём многократно. Не сдирая старую, на неё лепили новую, и получился своеобразный бутерброд. Как ни странно, но на нём порой и держалась обшивка кузова.

Установили АКБ. Проверили наличие требуемых жидкостей. Попробовали завести. Не с первого раза, но получилось. Пришлось поковыряться с тягой газа, которую прежние водители зачем-то сильно удлинили. Затем был сделан пробный выезд.

Вскоре к нам прибыли все участники нашей весёлой покатушки. А таковыми были, как я уже отмечал, сам владелец автобуса Павел, его супруга Мария, и Андрей Михайлов – личность хорошо известная в кругах интересующихся автомобильной техникой и общественным транспортом. Вот, такой компанией из шести человек, мы и двинулись в путь. Андрей известный блогер, и, разумеется, также написал рассказ о нашей поездке.

Сто́ит ещё отметить, что Павел где-то раздобыл новые задние фонари для автобуса. С пару часов было потрачено для их установки. Отчего столь долго, спросите, да всё просто, они не подошли. А когда пытаешься внедрить не то, что следует, всегда сопутствуют некоторые сложности. В конце концов фонари были побеждены, и даже светили.

Закончив все приготовления и усадив коллектив, мы уже под вечер, двинулись в путь. Автобус Павла остался на стоянке в одиночестве. Надеюсь, он не обиделся.

 

     

 

     

 

         

 

     

 

     

 

     

 

Перегон

 

Ну вот, предыстория закончена. Теперь я приступаю к описанию собственно путешествия. Дорога была трудной. Нам сопутствовали неприятности – великое множество различных поломок и неисправностей. Но при этом, нас на всём пути сопровождала то ли какая-то неведомая путеводная звезда, то ли русский авось спасал положение, благоволя нам. Так или иначе, но всё путешествие представляло собой неразрывную череду поразительных случайностей, которые, в конце концов, и привели нас к счастливому завершению поездки. Если бы в этой цепи нашлось хоть одно слабое звено, мы бы не доехали. Но обо всём по порядку.

Отбыв с площадки и заправив машину мы двинулись в путь. Не отъехав от Ставрополя и 70 километров, машина стала резко терять воздух. А надо сказать, что и изначально особо хорошо автобус давление не держал, но компрессор качал исправно, и компенсировал дыры в пневмосистеме. Заметив небольшую стоянку с придорожным кафе, мы кое как заехали на неё. Вернее, попытались заехать, с дороги съехали, но на площадку не добрались. Воздух вышел весь, тормоза заклинило и мы встали раком. Но не всё так плохо, объехать автобус было можно.

Остановившись таким образом, открыли крышку моторного отсека и обнаружили, что мы, оказывается, кипим. А датчик-то не работает, то есть работает, но показывает погоду на Марсе. Сколько времени машина кипела – непонятно. Но перегрев – это не самое страшное. А вот воздух...

Начали разбираться, что случилось. Леонид предположил пробку в системе, у меня сразу было другое мнение. За мою немалую технарскую практику на порядок чаще просто «летит» РДВ, нежели забивается система. Покрутив разгрузку туда и сюда (попытка отрегулировать давление), и не добившись никакого эффекта, открыли моторный люк в салоне, чтоб посмотреть, как выглядит система, и тут обнаружилось удивительное – мы были очень близки к тому, чтобы потерять кардан. Некие «мастера» прикрутили карданный вал болтами без гроверов (пружинных шайб, или шайб Гровера). Разбросать кардан по дороге – это существенная неприятность. Очень удачно, что мы это вовремя заметили. Ещё не попортилась резьба на самих болтах.

Но как же быть с воздухом. У меня первая мысль – сменить разгрузку. Но на что? На машине стоит фирменная немецкая (турецкая) РДВ, может быть она вообще родная. Вокруг нас поля, кафе-забегаловка и заправочная станция. Глухая ночь. Что делать? Разобрать оригинальную РДВ на коленке не получилось. Нет нужного инструмента. И тут, о чудо, в темноте не углядели, здесь же на площадке имеется магазин запчастей. Естественно ночью он закрыт и никого нет. Каким-то немыслимым образом удалось дозвонится, нет не до хозяина магазина, а до какого-то его товарища, у которого были ключи. Он согласился приехать к нам сюда в ночь-полночь, открыть магазин и попытаться найти нужную запчасть. Когда он приехал, все дружною толпою во главе с Леонидом туда в магазин и отправились. Мы с Марией остались машину охранять. И столь долго они там в этом магазине пробыли, что уж дурные мысли стали посещать.

Но вернулись, и не с пустыми руками. Обнаружили таки разгрузку чёрт её знает, от чего. Но очень схожую по креплению габаритам. Кроме того, купили ещё гаечных ключей – кардан протянуть. А ещё этот товарищ хозяина магазина нам гроверов отсыпал хороших совершенно бесплатно. Ну, дело к полночи, пошли в кафе, поели. Разгрузку Леонид на штатное место водрузил. Все карданные болты были откручена, шайбы поставлены и снова закручены. Открыли отсек главного радиатора, убрали оттуда обнаруженную заглушку. Кроме того, приоткрыли моторный отсек. Так часто делается, чтобы двигатель остудить. Подпёрли капот монтировкой, чтобы оставался зазор. Всё собрали, и с надеждой, что перегрева более не будет, двинулись в дорогу. Так с приоткрытым капотом (моторным отсеком) весь дальнейший путь до самого конца и проделали.

Памятуя о событиях прошлой покатушки, когда гнали ПАЗик через Краснодарский край, и в том самом краю гаишники нас так качественно... утомили, было решено ехать по дороге из Ставрополья прямо на Ростов-на-Дону. Дорога там не то, чтобы плохая, асфальт везде есть. И даже местами он ровный. Но места эти столь немногочисленны, что являются скорее исключением. Правилом же были то выбоины, то впадины, то ямы, то канавы. В общем порастрясло нас на этой трассе основательно. Я думаю, что эта дорога дала начало той эпопее, что ожидала нас в Кашире. Но всему своё время.

 

     
  Фото Фёдора Черноусова  

 

     

 

Уж рассвело, а мы добрались до Батайска. Не смотря на ранний час, нас встретили, да ещё и на раритетном Москвиче. Здесь нас ждали различные запчасти и детали от другой аналогичной нашей машины. В салон автобуса были погружены двери, сидения, множество прочих запасных частей, которых днём с огнём теперь не сыщешь на такую технику.

 

     

 

     

 

     

 

     

 

Выехали из Батайска, проехали Ростов. Тормознули пару раз с целью сделать фотографии. Переехали Дон. В общем, добрались до Аксая. К этому времени уж день вступил в права. Жаркий летний день на юге России. Это я к тому, что ночью. худо-бедно охлаждение у машины справлялось. А вот днём всё, кипим, хоть ты тресни. Греемся.

Остановились сперва на той же стоянке, что и год назад, у разномастных кафе. Но ремонтироваться на этой площадке не рискнули. Надо найти место не столь лобное. И без того, машина каждую свою парковку метит – маслице-то из мотора всё время бежит.

Совсем неподалёку удобное место и обнаружили. Тут и не мешаем никому, и ни чьих интересов не задеваем. А главное – рядом магазин запчастей имеется. Стали сливать жидкость. Жидкость, с этим не поспоришь, она. А вот тосолом это нечто назвать язык как-то не поворачивается. Чёрно-коричневая текучая масса, что была в системе охлаждения впечатлила. Стало очевидно, жидкость надо менять. Но это самое простое.

Леонид снял крышку термостата. Обнаруженные на местах термостаты удивили – они были родными. Столько не живут, так было решено купить новые. Пошли в магазин и нашли. Заменили. Вместо чёрной жижи залили дистиллированную воду, которой было куплено с избытком. Завели машину, протестировали на месте. Греется. Стали разбираться дальше. А с чем разбираться? С крыльчаткой. Таковая имеется у каждой машины и стоит у главного радиатора. Вот и у нашего есть. Есть, да только не та, что нужно.

Вероятно, изначально крыльчатка была пластмассовой, и установлена была на вискомуфту или что-схожее. Со временем конструкция сломалась, и была выброшена. Вместо муфты была выточена громадная болванка, а место фирменной крыльчатки заняла икарусная. И всё бы хорошо, да вот беда, крыльчатка и по размеру меньше, чем следовало бы, и дует непонятно куда. По уму, должна бы выдувать из радиатора, а она скорее в него воздух загоняет. То есть – против движения автобуса. Какое уж тут охлаждение.

Крыльчатку сняли, обмерили всю и начали искать нечто, более к месту подходящее. Пока то, да сё, сняли воздушный фильтр, посмотрели, прослезились, пошли, купили новый.

Пока стояли, Андрей себе занятие придумал – рекламу с автобуса отдирать. Вернее сказать, он начал дело это ещё ночью, когда разгрузку меняли, а теперь продолжил. И, надо заметить, весьма результативно у него это получалось. К концу поездки окна в автобусе почти полностью от наклеек освободились.

Долго ли коротко ли, но хоть ты лопни, а в ближайших магазинах нужной крыльчатки не нашли. Приехал друг Андрея и предложил два варианта развития событий: первое – ехать назад, в Ростов, и там на рынке искать, второе – ехать в Шахты, там, вроде как, в магазине имеется нужная штуковина. Подумали. Ну как же нам назад подаваться, негоже. Только вперёд, ни шагу назад! – вот наш лозунг. И выдвинулись во славный город Шахты.

 

       
  Фото Фёдора Черноусова  

 

   

 

     

 

     

 

А ведь бывали мы в этих Шахтах ужо. В той достопамятной покатушке, когда Альтерну из Невинномысска перегоняли. В тот раз, да, это была эпопея. Век не забуду. Заезжали мы в Шахты тогда, чтоб газовые баллоны с горелкой прикупить. И купили. А не нашли бы, так и прямо в ней же, в Альтерне, скорее всего бы и окочурились. Но то дело прошлое, хотя и не забытое.

До Шахт доехали без происшествий. Ну как доехали, доплелись. Быстро ехать нельзя, греется. Спидометра нет. По тахометру ориентируемся. Датчик температурный Леонид по ходу дела наладил. Теперь хоть какое-то представление о температуре имеется.

Магазин в Шахтах разочаровал. Оказалось не та здесь крыльчатка, по креплению не подходит. Здесь же рядом пообедали. Не понравилось. Сделали фотографию на память. На фото весь наш коллектив. Снимал товарищ Андрея. Тут мы с ним и распрощались. Он на юг поехал, а мы – на север.

 

     

 

     

 

   

 

Метода хорошо известная. Мы на линии работая, чего греха таить, прибегали к ней раз от разу. Не от хорошей жизни, разумеется. То было ещё в икарусные времена. А вот ведь, пришлось вспомнить.

В автобусе имеется система прогрева салона печками-радиаторами. Кроме того, установлен ещё дополнительный передний радиатор, который в мороз прогревает кабину, и тёплый воздух на стекло лобовое подаёт. Ну вот, в сложившейся ситуации было решено все печки реанимировать, и салон, да кабину погреть, чтобы значит температуру в двигателе понизить. Сказано-сделано. Не все печки оживить получилось, но некоторые заработали. Особо хорош был передний радиатор.

Боже ж мой, что же мы всё в крайности-то впадаем!? Когда Альтерну гнали, на улице мороз трескучий, а в салоне тот же мороз, да ещё и с ветром. Холодина, жуть. Тут: на улице жара, печка в кабине во всю пашет, то ли баня, то ли сауна, кому что нравится – выбирай. Хорошо хоть можно с открытой дверью ехать. А иначе бы совсем сжарились. Но действенно. Ощутимо скинули температуру мотора.

Ближе к закату остановились в поле подсолнухов. Фото на закате сделать, да с водой ещё позаниматься. Леонид решил разобрать один из термостатов, и заклинить его в раскрытом положении. Снова пришлось воду сливать. Провозились до темноты. Поехали. Ночью конечно спать хочется, но ехать ночью легче. Движения ночью не такое интенсивное, опять же, греется мотор меньше, а значит и скорость прибавить можно чуток. Домой-то всем охота.

 

     

 

     
Фото Марии Шило    

 

Миновали Воронежскую, Липецкую, добрались до Тульской области. Решено было заехать в город Ефремов, чтобы купить некоторый инструмент. Нет, не ключи гаечные, а швабру, совок, да веник. У машины в пути выявлена была одна особенность, она всю пыль дорожную каким-то немыслимым способом в салон затягивала. То ли щели как-то так «удачно» были расположены, то ли что, но в салоне как в пустыне – везде песок. Надобно подметать.

Пока в салоне порядок наводили, решено было ревизию «бардака» произвести. «Бардак» – это отсек так называется, тот, в котором шофёр своё имущество хранит, то имущество, что требуется для обеспечения бесперебойной работы автомобиля.

В советские годы каждый шофёр обязательно всю жизнь машины такой «бардак» собирал. Да и не в советские тоже. Я думаю, в глубинке и поныне так. Это только у нас вот сейчас указание, что водитель должен только машину водить, и полно. Нечего ему с гаечными ключами делать. На то слесарь есть. Запретили даже канистру с собой возить. Кончилась жидкость – вызывай технаря, приедет и зальёт. Мне такой подход крайне не импонирует. Крайне. Но не об этом сейчас речь.

Разобрали, значит, отсек, и обнаружили помимо всякого хлама, ряд нужных и полезных предметов: подкачку, молоток, ключей гаечных несколько разных, пару монтировок, трубу из поручня, ещё чего-то. Кроме того, нашлись два совершенно новых удлинителя на вентиля подкачки колёс. Всё обратно разложили, мусор вынесли, салон подмели, поехали.

 

     

 

       

 

     

 

     

 

Въехали в Московскую область. До Первопрестольной километров 150, не больше. А воскресенье, вечер, прямо скажем, не лучшее время выбрали. В один прекрасный момент упираемся мы в пробку, да не просто пробку, пробищу. Такую, что на навигаторе красный цвет аж глаза слепит. Принимается решение попытаться пробку объехать. Поворачиваем направо, въезжаем в город Каширу. Манёвр планировался такой: пройти Каширу и через Озёры налево, в сторону Москвы уйти. И вот тут-то машина заартачилась.

Уже давно, ну, некоторое время, как кочка какая, так слева из передней подушки как бы вздох исторгается. Кряхтит машинка, вздыхает. И чем дальше, тем сильнее. Помните, выше писал я, что думаю, ещё в ростовской дороге это началось. И вот уже в Кашире ну совсем ей невмоготу стало. Уже не только на кочках, о и просто при поворотах из подушки воздух выходит.

Полезли смотреть. Посмотрели, ужаснулись. Верхнюю площадку подушки (пневморессоры) изогнуло, да так, что она, площадка собой всю подушку обняла. Подушка уже не на посадочном месте сидит, а чёрт её знает как. Немного ещё, протрёт подушку, упадёт морда и на том закончится езда.

Надо переваривать площадку и смотреть, что с верхней крышкой подушки. Воскресенье. Вечер. Провинциальный подмосковный город Кашира. Что делать?

Очередное чудо. Именно в Кашире у Фёдора есть знакомый, тоже знаток автобусов, реставратор, у которого есть место, где можно поремонтироваться. И он сейчас на месте, с человеком созвонились, приехали к нему. Покуда добирались, а дороги там не очень, морда и совсем легла. В бокс въезжали уже на спущенных подушках. Не накачать компрессору, уж больно травит хорошо.

Тут надо сказать, просто чудеса героизма проявил наш главный механик – Леонид. Никто кроме него сварочным делом в нашем коллективе не владел.

Машину загнали наполовину в бокс. Вся не влезла, да это и не нужно было. Левое колесо сняли. Тут вспомнили, не зря таки «мясорубку» с собой таскаем. Пришёл тот самый Фёдора знакомый, не помню, как его зовут, посмотрел, сказал, это не починить. Кто бы спорил! Не починить конечно. Варить надо, а варить-то не к чему, одна труха. Залез туда Леонид с болгаркой, осёк всё лишнее. Потом со сваркой, приварил необходимое. Площадку сварил. Крышку верхнюю выстучал. Собрал. Накачали. И выехали.

В бокс мы забрались чего-то около десяти вечера было. В четыре ночи машина готова. Леонид – герой дня! Без кавычек и без всякого сарказма. Ремонт – всецело его заслуга.

Не хочется даже думать о том, что было бы, не сверни мы в Каширу в попытке объехать пробку. Стояли бы где-нибудь на трассе, куковали бы в ожидании эвакуатора.

 

     

 

     
    Фото Фёдора Черноусова

 

     

 

Въехали в Москву рано утром. Как раз по дороге ехали той, что вечером дня предыдущего битком забита транспортом была. В столице дело было ещё одно. Требовалось осмотреть автобус ГолАЗ-4242, известный в народе по прозвищу Годзилла. Долго ли, коротко, доехали до автобуса. Осмотрели. Даже завели. Правда, нашими аккумуляторами. Машина вроде ходовая, но запущенная, и граффитчиками вся разрисованная.

Любопытный момент, к делу не относящийся, прибыли мы в столицу в тот день, когда последний троллейбус по Москве свой последний рейс совершил. Убили, значит, московский троллейбус, уничтожили как класс. Не знаю, как москвичам, а мне жаль. Мы с троллейбусом пересеклись в каком-то месте, и я его видел. Но всю Москву проехал за рулём, тут уж никак не пофотографируешь.

 

     

 

     

 

После осмотра ГолАЗа наш коллектив слегка поуменьшился. В Москве остался Андрей. Мы продолжили поездку впятером. Выбрались на МКАД. Едем потихоньку. Тормозят гаишники. Это уже второй случай в поездке. Первый тоже мой был. Уж и не помню, то ли в Воронежской, то ли в Липецкой области на посту. Ну обычные вопросы. Я сразу про музей рассказываю, про автобус. Календарики карманные собственного производства с музейными автобусами всегда дарю, у меня с собой пачка. Гаишники бывают и вполне адекватные. Понимают ситуацию. Вот и тут, на МКАДе, останавливают, смотрят, разумеется, находят кучу неисправностей. Но отпускают. Едем дальше. Довольно далеко отъехали. Нас предупреждали, что на кольце есть придирчивый пост. А на МКАДе пробка едва не везде. Ухожу в третий ряд. Автобус наш быстро не едет по определению, но в пробке скорости не те, и наш Мерс в третьем ряду вполне ритм выдерживает.

В общем, миновали мы тот самый пост, и потихоньку в пробке дальше двигаемся. И тут, на тебе, обгоняет меня гаишная машина и кричит, следуй за мной. Это из третьего ряда. Целенаправленно за нами ехали. Тут уже сразу стало понятно, никакие календарики не спасут. Тут всё серьёзно. Остановились. Проверили документы. По бумагам всё хорошо. Потом инспектор в кабину сел и на тормоз нажал. Ну тут я подумал, что камеры все враз повылетают и шланги тормозные полопаются. Нельзя же над машиной так издеваться. Но выдержали мембраны, не рванули. Естественно, давление ушло. В нормы не вписывается. Вот бы я удивился, если бы вписались. Машина шипит из всех щелей. Ну всё понятно, приехали, светит штраф-стоянка. Пришлось договариваться. Договорились.

Со МКАДа свернули на платную дорогу. Удовольствие недешёвое. Но бесплатная дорога дороже может стоить. Потихоньку доехали до Клина, а там свернули на деревню Ямуга. Тут была назначена встреча с владельцем другого автобуса – Кубани. Добрались мы до места. И человек нас уже ждал. Тут же кафе. Поели. И всё бы хорошо, да вот опять неприятность, обнаружилось, что наружное правое колесо пустое.

Прикинули, что можно снять и на одном скате до шиномонтажа доехать. Колесо сняли, посмотрели на внутреннее и оптимизма поубавилось. Внутреннее оказалось хоть и не пустым, но с такими дефектами, что ехать на нём одном просто страшно. Разобрали пустое колесо. Из него местами торчит корд. Причём торчит как наружу, так и вовнутрь. Начали было разбирать внутреннее. Диск стащили и пришли к выводу, что дальнейшая разборка не имеет смысла. Из него уже ничего нельзя будет получить пригодного к использованию.

Колёса все на этой машине были практически утильными. Мы это прекрасно знали. Запасного колеса у нас не было вовсе. Надо было что-то предпринимать. Фёдор с Павлом поехали искать выход. И нашли! Мало того, что было куплено колесо и пара камер, они умудрились найти легковое такси, в багажник которого колесо от автобуса влезло. Всё это было привезено и собрано. Испорченная камера тоже пошла в дело. Из неё сделали «шубу» – обернули ею рабочую камеру в том колесе, из которого торчал корд. Вся процедура разборки и сборки на дороге занимает изрядное время. Особенно учитывая то, что никакого инструмента у нас не было.

Но, вот снова случайности: в установленной новой РДВ (разгрузке) был выход для подкачки (в фирменной РДВ такового не было), в хламе автобусного «бардака» при разборе был найден шланг подкачки, там же обнаружен молоток и монтировки. Если бы не сочетание всех этих случайностей, нам не удалось бы ни разобрать, ни накачать колёса.

Картину можно дополнить ещё одной деталью, кроме всего прочего, при разборке было обнаружено, что один из колёсных дисков имеет трещину, но не особо серьёзную, потому, ничтоже сумняшеся, на нём собрали колесо.

 

     

 

     
  Фотографии Фёдора Черноусова

 

   

 

Продолжили езду по платной дороге. Вообще дорога М-11 дорогая. Она несколько отличается от трассы «Дон», например. Причём отличается как по стоимости, так и по методике оплаты. Здесь в ходу карточки-билеты. Надо получить карточку при въезде на дорогу. А при выезде карточку надо сдать, при этом либо человек, либо автомат получает с тебя плату, соответственно пройденному тобой пути. На М-11 очень мало заправочных станций. Останавливаться на дороге нельзя, но есть множество специальных стоянок, которые пользуются спросом. На некоторых из них есть кафе. Цены ядерные. Зато присутствуют бесплатные туалеты.

Об одной из таких площадок хочу сказать особо, той, что на 561-м километра трассы, в Новгородской области. Кафе на ней не имеется, зато находится некое строение религиозной направленности. Церковь – не церковь, часовня – не часовня. Словом, не знаю, что. Официально именуется «придорожный киот иконы Божьей Матери "Знамение" и Святого Благоверного князя Александра Невского». А на противоположной стороне дороги (в сторону Москвы) на аналогичной площадке установлен памятник «Погибшим при защите Отечества». Монумент тут недавно воздвигли, в июне 2020 года. И не случайно. Это окрестности известной деревни Мясной Бор. Во время Великой Отечественной здесь шли ожесточённые и длительные бои.

Ночь. После всех передряг едем уже по Новгородской области. Я за рулём. Машина урчит и фыркает. Это гофра. В самом начале пути она несколько секла (пропускала выхлопные газы). Со временем развалилась напрочь. Если остановиться и погазовать на месте, салон быстро наполняется выхлопными газами. Если бы у нас была бензинка, давно бы передохли все.

Ну так вот, я веду, машина урчит, печка в кабине греет. Еду быстро, благо уже не в южных краях, на улице что-то вроде 12 градусов тепла. Даже дверь передняя закрыта. В общем всё более-менее хорошо. Ребята пытаются в салоне спать. Не знаю, у кого что из этого получается.

БАХ! ТРАХ! На разрыв внутреннее левое. Да как хорошо бахнуло, аж пыль в салоне поднялась. И надо ж такая случайность, буквально через 500 метров площадка-стоянка. Заезжаем, изучаем ситуацию. До дома прядка 140 километров. У меня было жгучее желание плюнуть на всё это и не снимая колеса ехать дальше. Однако нет, не получилось. Корд снаружи вырвало так качественно, что при движении он попортил бы подушки. Пришлось снимать. Эту сторону, задок, мы ещё не крутили. Опять пошла в дело «мясорубка». Снимаем. Решаем разобрать и всунуть диск без колеса. Но разобрать колесо непросто. Прикипело уж очень к диску. Наверное это комично выглядело снаружи, когда четверо мужиков на колесе «танцуют сиртаки». А что делать? Кувалды-то нет, а надо покрышку как-то отжимать, вытаскивать. В общем, топтались, колотили, молотили, победили. Рассвело. Из неоткрученного за весь период поездки осталось только правое переднее колесо.

 

     
  Фотографии Фёдора Черноусова Фотографии Фёдора Черноусова

 

     

 

     

 

         

 

     
  Фото Марии Шило Фото Фёдора Черноусова

 

Вскоре въехали в Ленинградскую область. а там и в город на Неве. Машина больше никаких коленцев не выкидывала. Въехали в моё родное Купчино, тут сфотографировались на память. Дальнейший путь до головного предприятия Автобусного парка № 1 грозный турок с экипажем проделал уже без меня.

Каковы же итоги? Главный – музей обрёл новый экспонат. Он потребует очень серьёзной реставрации. Очевидно, нужно будет переваривать ферму, менять обшивку, заниматься салоном. Скорее всего потребуется и перборка мотора. Хотя в этом я не уверен. Съел он масла весьма порядочно, но ещё больше вытекло. С ходовой тоже надо будет заниматься, и конечно, с воздухом. По поводу перегрева, тут всё просто, надо искать нужную крыльчатку и чистить радиаторы.

Зато в экономичности этот автобус может дать фору многим современным. Мы, конечно, шли пустыми, не на предельных скоростях, но, всё равно, 17 литров на 100 – это рекорд!

Покатушка завершена. Все живы. Все здоровы. Никто не поранился. Даже странно. Сказать, чтоб она была самой сложной в череде наших перегонов, так нет. Хотя, обсудив эту тему, мы пришли к выводу, что по количеству происшествий и сложностей в пути, она отныне занимает второе место после упоминавшегося мной тут уже неоднократно путешествия на борту Альтерны.

Август 2020 г.

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2020