Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

Современные формы развития технического музея, а также методы привлечения посетителей на примере рижского Мотормузея

 

Доклад на Первой научно-практической конференции «Технический музей: традиции и инновации», проходившей в Музее городского электрического транспорта, 22-23 апреля 2019 г.

 

 

Настоящий доклад не был опубликован. Не было подготовлено издания докладов вообще, хотя таковая публикация, на мой взгляд, является одним из логичных итогов любой серьёзной конференции. Меж тем, уж, коль скоро он написан, то можно предложить его к прочтению. Теоретически, он может кого-либо заинтересовать…

 

Возможно, кого-либо покоробит такое сочетание: бизнес-план и музей. Казалось бы, живём в век предпринимательства и деловых людей. Бизнес проник практически во все уголки нашей жизни. И музейная сфера не может быть исключением. Основой коммерческой составляющей деятельности музеев, без сомнения, является разработка методик привлечения в музей посетителей. А привлечение возможно только одним способом – необходимо вызвать к музейной экспозиции интерес. При этом очень хорошим результатом работы музея может рассматриваться самоокупаемость и только. Иначе говоря – бизнес-проект, не приносящий доходов. Можно счесть подобное нелепостью. Но в музейной сфере это очень неплохое достижение.

Как ни странно, и в наши дни имеются музеи, как государственные, так и ведомственные, основной задачей коллективов которых является лишь поддержка собственного благосостояния. Подобные музеи из года в год не меняют экспозиции, хранители фондов по сути становятся кладовщиками. Да, они профессионалы, они знают, где что лежит. Но более никаких действий не предпринимают и всех такое положение вещей вполне устраивает.

Нет ни малейшего повода сомневаться, что подобные музеи со временем прекратят своё существование. И если о распаде коллективов таковых структур сожалеть едва ли следует, то сохранность фондов может вызывать беспокойство.

Музей – это не склад. Важными направлениями работы любого уважающего себя музея являются научно-исследовательская, реставрационная, а также экспозиционно-выставочная деятельность. И если первая и вторая не всегда видны широкой общественности, то успех третьей составляющей – это как раз и есть залог процветания музея.

 

Нельзя не отметить, что наши прибалтийские соседи значительно раньше и полнее ощутили все прелести и недостатки ворвавшейся в наш мир коммерциализации. Одним из музеев, прошедших все стадии постсоветского развития, стал Мотормузей, расположенный в столице Латвии – Риге, подробно изученный мной во время посещения в составе делегации Автобусного музея нашего города.

На примере этого музея хочу познакомить вас с современными прогрессивными и действенными методами работы музейного комплекса в наши дни. В основу доклада положены как мои собственные ощущения, в качестве обычного посетителя музея, так и информация, полученная в результате интервьюирования руководителя музея Андрея Белинского и главного реставратора Гунарса Дортанса.

Мотормузей был построен ещё в советские годы, с 1986 по 1989. Открытие состоялось 22 апреля 1989 года, как вы понимаете, именно в эти дни музей отмечает юбилейную дату. Уже в то время он являлся одним из передовых технических музеев Союза. Музей стал одним из самых посещаемых в Латвии.  Возможно, сыграла свою роль и новизна и оригинальность экспозиции, так или иначе, но в первый же год в музее побывало 75 тысяч человек, в следующий – уже 130 тысяч.

Количество проданных входных билетов не рассматривалась, как критерий успеха. Гораздо важнее был престиж государства. Музей получал государственные дотации, и руководство не особо беспокоили финансовые вопросы.

Всё изменилось с обретением Латвией независимости и собственной государственности. Музей был передан в ведение Министерства сообщения. Постепенно государственные вливания иссякли. Время диктовало свои условия. Для того чтобы оставаться на плаву, музею необходимо было самому зарабатывать.

В первые годы решение было найдено самое простое – сдача площадей музея в аренду частным структурам. Определённый период музей смог, зарабатывая таким образом, продолжать свою деятельность. Однако арендная плата едва покрывала текущие расходы музея и нечего было даже помышлять о развитии.

Длительное время так не могло продолжаться, музей бы просто умер. Тогда было принято решение о реконструкции музея. Этому способствовала передача музея под управление Дирекции безопасности дорожного движения.

Задача ставилась, не больше, не меньше, а сделать лучший транспортный музей Европы. При разработке концепции сотрудниками Мотормузея был изучен опыт практически всех ведущих музеев мира, включая Австралию и Новую Зеландию. Разве что, до Южной Америки не добрались.

Как истинные художники, создатели новой концепции «рисовали для себя». Если же творение нравится самому создателю, то понравится и посетителям – гостям музея. И это не фигура речи. Действительно, коллектив решал, что могло бы заинтересовать посетителей кроме автомобилей. Не в мире одних моторов живёт человек, но в мире, где его окружают самые разные предметы и события.

Как же реализована концепция современного технического музея в рижском музее? Основа, музей – это территория для семейного посещения. Семья же может рассматриваться в самом широком смысле. Интересы каждого из членов семьи могут быть различными и на удовлетворение потребностей каждого музей и должен быть настроен.

Отталкиваясь от методики семейного посещения проводится и адаптивная ценовая политика. Нельзя не отметить, что стоимость посещения музея (по меркам среднего россиянина) достаточно высока. Вероятно, по местным меркам, не столь существенна, тем не менее, все умеют считать деньги и не хотят переплачивать. Именно поэтому стоимость семейных билетов для посетителей заметно ниже. Ещё большими льготами пользуются организованные группы как взрослых посетителей, так и детей.

Что же могут предложить создатели музея своим посетителям? Круг, очерченный организаторами достаточно широк. Разумеется, первое дело – показать основную коллекцию музея. Экспонаты, собранные со всего мира и представляющие самые различные временные периоды, расположены на нескольких этажах здания. Характерной чертой является отсутствие сколь-нибудь серьёзной ограды. Разумеется, есть ленточное ограждение, расположенное на полу и очерчивающее пространство, выделенное каждому экспонату. Оно не мешает обзору, не препятствует полноценному восприятию и фотографированию каждого объекта. В своё время в коллективе музея высказывались опасения, что при такой открытости многие захотят прикоснуться к каждому экспонату, что может привести к нежелательным результатам – заляпают. Этого не случилось. Уход за экспонатами осуществляется ежедневно в нерабочие часы музея, что позволяет поддерживать экспозицию в отличной форме.

Следующим важным моментом является информация об объекте. Тут музей может предоставить несколько уровней сложности. Как правило, большинству посетителей могут быть интересны марка машины, год выпуска, страна и фирма производитель. Эти данные каждый интересующийся может получить тут же, на интерактивной стойке экспоната. Однако если есть интерес к детальному изучению объекта, то каждый желающий сможет открыть для себя много нового, углубившись в историю машины не сходя с места, на той же стойке. Все нюансы и подробности будут показаны по мере интереса посетителя.

В этой связи нельзя не отметить информационную составляющую, как важнейший элемент музейной экспозиции. Начать с того, что вся информация в музее дублируется на множестве языков, в число которых непременно входит и русский. Это относится к информационным табличкам и стойкам, аудио сопровождению (аудио-гид), а также к экскурсоводам, работающим непосредственно в залах.

Методика экскурсионного обслуживания в музее весьма разнообразна. Большинству посетителей вообще не требуются услуги персонального экскурсовода, поскольку информация практически о каждом из экспонатов в залах музея исчерпывающа. Однако, в случае необходимости получения дополнительной информации, посетитель может обратиться к находящемуся в зале сотруднику музея. Каждый сотрудник, работающий в зале, имеет достаточную квалификацию и уровень знаний для подробного описания любого из объектов, экспонирующихся в музее. Кроме того, в музее можно получить аудио-гид. Устройство отличается от большинства используемых ныне тем, что не имеет последовательного текста. Каждый посетитель может осматривать музей в свободном порядке. При приближении к любому из объектов, он получит информацию именно о том экспонате, возле которого находится (задействована система GPS).

Сама же экспозиция крайне широка, весьма разнопланова, порой даже противоречива и экстравагантна. Ни коим образом не задаваясь целью демонстрации лишь автомобилей, руководство музея пошло по пути создания интерьерных экспозиционных комплексов, порой плавно перетекающих друг в друга, а порой и не сочетающихся, но расположенных рядом. В последнем случае, интерес восприятия вызывается контрастом экспозиций.

В этой связи чрезвычайно интересным является уголок музея, в котором воссоздан внешний вид стены хрестоматийной советской «хрущёвки». Окна дома представляют собой экраны, на которые проецируются бытовые семейные сюжеты 1960-х – 1970-х годов. Одновременно воспроизводится музыкальное сопровождение, присущее упомянутому временному периоду. Всё это создаёт неповторимый колорит, воспринимаемый разными посетителями по-разному. Людей в возрасте эта инсталляция может перенести во времена их юности. Для молодого поколения это интересный пример для наглядного изучения среза времени и прошлого страны. Разумеется, элементами инсталляции являются также и автомобили. Это машины именно тех марок и того периода. Расположенный в интерьере машины смотрятся по-иному, более гармонично и более естественно.

Продолжая тему истории, неподалёку от «хрущёвки» устроены сразу две выставки. Одна посвящена средствам связи – телефонным аппаратам, другая истории аудио-техники. На мой вопрос директору музея об обоснованности здесь подобных экспозиций, был ответ, суть которого в том, разнообразные устройства, на протяжении многих лет используемые в обыденной жизни, вполне достойны экспонирования в техническом музее. С другой стороны, изучение эволюции телефонных аппаратов или же радиоприёмников может позволить провести параллели и с эволюцией автомобильной техники. Ведь всё это развивалось одновременно и может дать понимание о ходе научной мысли своего времени. Кроме того, подобные выставочные ответвления вносят в экспозицию элемент разнообразия, что весьма существенно при посещении музея детскими коллективами.

Не менее важной не только для детей, но и для взрослых посетителей особенностью музея являются элементы интерактивного восприятия. Говоря простым языком, многое в музее можно пощупать, потрогать, покрутить. Начать, хотя бы с тех же телефонов. В стандартной советской телефонной будке установлен обычный для своего времени телефон-автомат. Но это не просто экспонат, он живой. Сто́ит лишь взять трубку, как вы сможете прослушать интересную информацию на желаемом вами языке.

В ряде экспозиционных комплексов расположены макеты, предназначенные для демонстрации работы самых различных узлов и механизмов. При этом они имеют ручной привод и прозрачные стенки. Каждый желающий может посредством подобных экспонатов наглядно получить понимание о работе механизмов и сути процессов в оных механизмах происходящих.

Интересное решение было найдено при создании описания истории автомобилестроения. В отличие от большинства мест с использованием современной цифровой техники, здесь используются настенные таблички, которые можно перелистывать, как книжные страницы.

Самому описанию истории транспорта и техники в целом в музее уделяется особое значение. Началом экспозиции можно было бы назвать выставку, посвящённую истории колеса. Затем стенды, посвящённые развитию колёсного транспорта самых разных направлений. Отдельно следует отметить экспозицию, посвящённую велосипедам. Ко времени появления автомобиля в жизни человека относится полноразмерный макет ремонтной мастерской начала XX века. Многочисленные элементы макета, уже сами по себе привлекают внимание. Чего сто́ит, например, токарный станок с ножным приводом. Собранные же воедино приспособления и механизмы, предназначенные для ремонта машины столетней давности вызывают живой интерес у самого широкого круга посетителей.

Развитию автомобильного транспорта, включая обособленные ответвления, посвящены отдельные экспозиции. Отдельного описания достойна спортивная тема. Здесь представлена авто- и мото-техника разных лет. Практически все они действительно использовались в качестве гоночных. Здесь же, разумеется, информационная стойка, а также ряд экзотических элементов экспозиции. К числу таковых я бы отнёс вибросидение. Оно представляет собой табурет-пуф довольно больших размеров, не особо выделяющееся среди прочих. Но, сто́ит лишь присесть на кресло, как ты мгновенно оказываешься в звуковом пространстве несущегося на гоночной трассе автомобиля. При этом звуковым восприятие не ограничивается. Всем телом ощущается вибрация машины, мчащейся по треку.

Не менее интересным представляется уголок специальных машин ГОН – гаража особого назначения. Тут собрано множество автомобилей, использовавшихся для перевозки первых лиц государства. Под государством, в основном, понимается Советский Союз. Среди множества представительских автомобилей выделяется один. Это – Rolls-Royce «Silver Shadow» («Серебряная тень») 1966 года выпуска. Уникальность машины в том, что она экспонируется разбитой. Известно, что гарантия на машины этой фирмы пожизненная, фирма отслеживает свои произведения и не позволила бы экспонировать битую машину. Но, по преданию, этот экземпляр разбил не кто-нибудь, а сам Леонид Ильич Брежнев. Памятуя о «заслуге» генерального секретаря, машину сохранили в таком виде.

Здесь же, каждый желающий может и сам выступить в роли лидера советской республики и прокатиться на представительском автомобиле. Да не просто прокатиться, а принять участие в параде. Всё, что требуется для этого, встать у специальной стены. На расположенном рядом экране вы увидите себя на автокабриолете представительского класса. Причём, не только увидите, но сможете и показать всем друзьям. Тут же у стойки можно указать один или несколько сетевых адресов, на которые немедленно будут отправлены ваши фотографии. Аттракцион может и не оригинальный, но интересный, востребованный и совершенно бесплатный.

Позиционируя себя в качестве музея для семейного просмотра, администрация, разумеется, не могла пройти мимо необходимости предоставления посетителям возможности отдохнуть, посидеть и перекусить. У проходной музея, близ главной информационной стойки и кассы по продаже билетов, имеется уютное кафе, по сути, выходящее за пределы выставочного комплекса. Подобное расположение вполне обосновано. В самом выставочном комплексе не место ларькам и магазинам.

Интересную деталь подчеркнул в разговоре со мной директор музея, каждый, купивший билет, может четыре раза беспрепятственно войти и выйти из выставочного комплекса, например, в кафе. Таким образом, удовлетворяются все потребности посетителей. Нет сомнений, что если кому-либо из гостей музея потребуется в пятый раз пройти из выставочного комплекса в ресторан, администратор пойдёт ему на встречу.

Итогом такого подхода стала возможность проведения на территории выставочного комплекса значительного количества времени. Причём, посетители самых разных возрастов, увлечений и этнической принадлежности смогут найти себе тут занятия по душе. Специалисты смогут ознакомиться с технической документацией, любители старинных автомобилей – оценить красоту и эстетику разных марок и моделей, а дети – получить ответ на извечный вопрос, почему же машина едет сама.

Привлечению внимания подрастающего поколения к музейным экспозициям администрации уделяется повышенное внимание. Проводятся специальные экскурсии, адаптированные для учеников различного возраста. Кроме множества интерактивных экспонатов, демонстрирующих устройство техники, в отдельных залах имеются специальные игротеки, разумеется, по автодорожной теме. Кроме того, в сувенирной лавке, как дети, так и взрослые, могут приобрести себе какой-либо сувенир на память о посещении музея. Но главное не это. Музей выполняет важную государственную задачу. В настоящее время Латвия испытывает нехватку профессиональных инженерных кадров. И в деле формирования интереса ребят к технике и профессионального ориентирования музей занимает не последнее место. Прошедшие специальную подготовку экскурсоводы и методисты постоянно совершенствуют свои навыки и формируют новые экскурсионные программы.

Основная экспозиция музея меняется редко. Оно и понятно, каждому экспонату или выставочной группе соответствует громадная информационная составляющая, обособленное освещение, и даже музыкальное (фоновое) сопровождение. Программное обеспечение всего этого – чрезвычайно большой труд, и его обновление потребовало бы значительных капиталовложений.

Но есть в музее и временные экспозиции. И они привлекают внимание не меньшего количества посетителей. В дни посещения Мотормузея группой Автобусного музея Санкт-Петербурга, во временном выставочном павильоне экспонировался один из раритетов военной техники – бронеавтомобиль «Иманта». Подробный рассказ об истории этой машины в рамках настоящего доклада не считаю уместным. Опишу лишь методику экспонирования, как заслуживающую особого внимания.

Поскольку обнаружено было несколько отдельных фрагментов автомобиля, для полного воссоздания потребовалось бы производство множества частей и агрегатов. В музее пошли иным путём. В зале демонстрируются только оригинальные элементы, однако они не разложены на витринах или полках. Все имеющиеся фрагменты автомобиля укреплены таким образом, чтобы создавать пространственную (как теперь принято говорить – 3D) конструкцию автомобиля в натуральную величину. Разумеется, подобная инсталляция требует всестороннего обзора. Это решено методом установки конструкции в центре зала с возможностью осмотра со всех углов.

При этом обзором самого автомобиля зал не ограничивается. На стенах зала размещены многочисленные описания и фотографии, повествующие не только об истории данного автомобиля, но и об истории бронетехники вообще. Одновременно в режиме нон-стоп демонстрируется фильм об истории появления данного экспоната в музее, рассказ о проведённых на месте его обнаружения раскопках. Разумеется, полную и весьма неординарную историю самого автомобиля, а также и его появления в качестве музейного экспоната, может рассказать любой местный экскурсовод.

Нельзя не отметить, что обойти весь музей, осмотрев детально все экспонаты за один рабочий музейный день практически не возможно. И это в случае отсутствия интереса к углублённому изучению параметров техники. При наличии такового, прогнозировать время для осмотра вей экспозиции я просто не в состоянии. Однако благожелательное отношение персонала, комфортная обстановка, удобство осмотра и изучения выставленных экспонатов делает музей весьма привлекательным и по окончании осмотра экспозиции у меня, как у обычного посетителя,  сформировалось чёткое понимание того, что я приду сюда снова при первой же возможности.

Казалось бы, музей создан, экспозиция внушительная, коллектив действует, можно почивать на лаврах. Однако в беседе с директором Мотормузея Андреем Белинским выяснилось, что это отнюдь не так. Как только музей прекратит самосовершенствование, он просто перестанет существовать. Стремление к улучшению – процесс бесконечный, являющийся, при этом, одной из основных задач и администрации и коллектива. В музее постоянно проводятся работы по модернизации программ как технического характера, так и экскурсионных. Разрабатываются новые тарифы для посетителей. Кроме того, здесь регулярно проходят собрания и конференции самой разной направленности.

Неотъемлемой частью Мотормузея являются реставрационные мастерские. Здесь не только приводят в порядок изношенные детали и механизмы экспонирующихся в залах автомобилей, но проводят полноценные реставрации и воссоздания самых разных видов техники. Практически вся техника, с которой работают реставраторы, уникальна в той или иной степени. Для работы необходимы обширные знания. Музей располагает значительным архивом – хранилищем документов, обустроенным по последнему слову техники. В хранилище посетителей не пускают. Для нашей делегации было сделано исключение. Поверхностно осмотрев архив, мной был сделан вывод, что музей имеет не только экспозиционный, но и научный потенциал.

Нельзя не отметить и некоторых замеченных недостатков. К числу таковых принадлежит недостаточные парковочные площади у музея. Мотормузей пользуется большой популярностью и, особенно в дни проведения конференций, мест для автомобилей прибывающих в музей явно недостаёт, мы ощутили эту проблему в полной мере. Не смотря на отдельные недостатки, в целом Мотормузей по праву занимает одно из ведущих мест среди Европейских музеев. Хочется пожелать его руководству и коллективу новых успехов и достижений, а нам понимания, что именно такая музейная стратегия, которую демонстрирует рижский Мотормузей является оной из образцовых и достойных к подробному изучению и применению нашими коллегами.

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2021