Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

КРАСНОЯРСКАЯ ГОЛУБКА

Рассказ о поездке в Красноярск с целью детального изучения одного из экспонатов местного музея

 

 

В процессе реставрации тех или иных транспортных средств нередко возникают вопросы, на которые необходимо отыскать ответы. Справочными материалами в основном служат издания специальной литературы с описаниями, схемами, чертежами, параметрами. На некоторые машины обнаружить такого рода книги не так уж и затруднительно.

Но имеется множество моделей, описания которых крайне скудны, а порой и вовсе отсутствуют. Причём, это не машины какого-то XIX века, а не столь уж и отдалённая от нас по времени техника. Что, спрашивается, делать при отсутствии необходимой документации. Первое, что приходит в голову, узнать, имеются ли в мире и в его окрестностях подобные экземпляры, пригодные для снятия мерки с них непосредственно. Вот так или примерно так рассуждали наши специалисты, когда взялись за капитальное восстановление очередного музейного автобуса – Голубки ЗИЛ-158В ликинского производства.

Тут надо конечно пару слов сказать о потенциальном шедевре, который несомненно будет рождён в недрах нашего музея. Автобус, являвшийся непосредственным наследником модели ЗИС-155, выпускался на Заводе имени Лихачёва с 1957 по 1960 годы. Схожесть с предшественником у модели достаточно значительная. Концептуально, так это вообще один и тот же агрегат. Немного больше стал салон. Изменился внешний вид. Был применён ряд технических новшеств, которые далеко не все говорили об автобусе в положительном смысле.

Поясню свою мысль. Например, из салона исчезли печки отопления. Отныне пассажиры могли греться только от воздуха, проходившего сквозь передний, основной и единственный радиатор. Толщина целого ряда значимых (несущих) кузовных конструкций была ощутимо занижена по сравнению с предком. Это несомненно дало приличную экономию металла, но и сильно понизила жёсткость кузова, а к тому ещё способствовало боле скорой коррозии кузовных элементов. Выпуск модели продолжился в Подмосковье. Ликинские ЗИЛы принципиально от московских не отличались. Однако процесс модернизации не прекращался, и модификация ЗИЛ-158В имела ряд отличий.

Вот такую-то машину, поздний ЗИЛ-158В ликинского производства, и взяли мы за образец при начале работ по восстановлению. В качестве доноров у нас аж три автобуса. Все три не в лучшей форме. Один из Подмосковья, где долгое время служил сараем и душем. Другой – из Ленинградской области. О его извлечении написан рассказ. А третий подкатили нам коллеги-электротранспортники. Надежды собрать из трёх имеющихся один полноценный есть. Однако ряд элементов кузова и салона отсутствуют на всех трёх из имеющихся образцов.

Для получения понимания об элементах, на наших автобусах отсутствующих, решено было снарядить экспедицию в славный, но далёкий город Красноярск. Отчего же именно туда? Да всё просто, именно там в одном из частных музеев находится образец машины, которая нам и нужна. Это автобус ЗИЛ-158В ликинского производства одного из самых поздних выпусков, а именно 1969 года. И, как мы предполагали, этот автобус, оборудованный ещё на заводе, не подвергся значительной «модернизации», а точнее говоря – переделкам при последующей эксплуатации. Впоследствии машина была отреставрирована. Но мы лелеяли надежду, что при сём процессе все оригинальные детали, если и были демонтированы, то затем установлены на штатные места. История упомянутой машины достаточно подробно описана, нет нужды её повторять. Вот для детального осмотра и проведения множества промеров различных её элементов и отправились мы в город Красноярск, что удалён от нас на расстояние более трёх с половиной тысяч километров (это по прямой), а коль по дорогам считать, так без малого пять тысяч выйдет.

  

   

  

16 января 2024 года мы командой из трёх человек: Леонид Ончуков, Андрей Морозов и ваш покорный слуга отбыли в Сибирь. Лететь до Красноярска долго, пять часов. Пять часов реального времени. А вот прилетели мы в Сибирский край аж через 9 часов. Причина в часовом поясе, который пришлось порастянуть по прибытии на место. Разница во времени меж нашими городами четыре часа.

В аэропорту нас встретил Александр Эдуардович Кнапнугель. С этим человеком мы провели весь день и испытываем самые положительные эмоции от общения. Если не вдаваться в юридические тонкости, Александр Эдуардович – руководитель центра сохранения ретро-транспорта под названием «Авто-ретро Красноярск». Кроме сайта, организация имеет и группу в социальной сети ВКонтакте.

Приветливый хозяин всю дорогу рассказывал о музее, об отдельных экспонатах, интересовался нашими планами и намерениями. Ехать от аэропорта до Красноярска довольно далеко. Времени поговорить обо всём хватило. По дороге из окна автомобиля можно было увидеть зарождающий красноярский день. День предполагал быть хоть и морозным, но солнечным и нас впоследствии это очень порадовало.

  

   

  

     

  

     

  

Музей «Авто-ретро», на сколько я смог понять, единственный в Сибири выставочный комплекс такого уровня. Расположен он на городской территории, и открывается для посетителей по выходным дням. Экспонаты располагаются в адаптированном под выставку ангаре, изначально. вероятно, использовавшемся в качестве складского помещения. При этом, надо отметить, что ангар весьма просторен, разделён на отдельные помещения и имеет отопление.

Первое, что открывается вошедшему в музей, это – галерея различных дипломов и благодарностей, вывешенных на стене в рамках. Кроме них посетителям открывается внушительных размеров фотогалерея, на которой изображены экспонаты музея, участвующие в различных городских мероприятиях – праздниках и парадах.

  

     

  

     

  

     

  

     

  

Галерею экспонатов открывает «гармонь» – Икарус 280. Это не простой автобус, а ГМПэшный, то есть с коробкой-автоматом. В наших краях такие звери не водились, хотя коротыши ГМПэшные были. Кроме «гармони» в коллекции музея есть и трамвай и троллейбусы. Иначе говоря – всякой твари по паре.

  

     

  

     

  

Общее представление о коллекции и экспозиции вы можете сами составить, просмотрев нижеследующую галерею. Конечно, это поверхностный взгляд, скорее общий обзор, нежели детальное изучение. А изучать и осматривать в коллекции есть чего. На выставке представлены самые разные транспортные средства, от мопедов до автобусов. Далеко не все машины выставлены удобно для фотографирования, но это по причине экономии места.

  

     

  

     

  

     

  

     

  

     

  

     

  

     

  

     

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

Кроме автотранспорта на выставке представлен ряд стендов и наглядных пособий, некогда являвшихся элементами оборудования автошколы. Многочисленные наглядные пособия успешно вписываются в экспозицию.

В отдельных помещениях расположены мастерские по ремонту и реставрации. Сюда обычных экскурсантов не водят, но нам было разрешено осмотреть всё.

Разнообразие экспонатов впечатляет! В музее имеется даже свой кинозал, успешно встроенный в экспозицию. Это не просто зал, а ретро-зал с киноаппаратурой 1970-х годов.

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

   

 

  

 

 

 

  

А вот наконец и она, Голубка – автобус, ради встречи с которым мы проделали столь длительное путешествие. Подробнейшим образом нами были изучены, промерены и сфотографированы все нюансы конструкции этого аппарата. Надо ли говорить, что технические фотографии в настоящее повествование не включены. В противном случае тут была бы мощная галерея, не представляющая интереса для широкого круга любителей истории транспорта.

  

 

 

 

  

 

 

 

  

Процедура промеров и изучения конструкции потребовало времени, но не так, чтобы уж очень значительного. К тому же для нас машина была поставлена на яму, что многократно упростило дело. По окончании работы у нас появилось свободное время и радушный хозяин предложил прокатиться по городу. От такого предложения Александра Эдуардовича грех было отказываться. Никто из нас никогда в Красноярске не был, и случится ли нам ещё побывать в этих местах – большой вопрос.

Радушный хозяин музея показал нам самые интересные места Красноярска, прокатил по главным городским магистралям и по маленьким улочкам, по мостам и набережным. Мы впервые увидели Енисей не на картинке. Побывали в нескольких парках и в центре города. Конечно получить полное представление о Красноярске в процессе такой покатушки невозможно, но были очень благодарны нашему провожатому за интересную экскурсию.

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

Однако городскими ландшафтами всё не ограничилось. Нам было предложено прокатиться до Красноярской ГЭС – одной из самых мощных электростанций на Енисее. Сказано-сделано. Мы мчимся вдоль великой сибирской реки, обрамлённой высокими горными кряжами.

Саяны... Честно признаться, до этого дня все мои ассоциации с этой горной системой сводились к синей наклейке на лимонаде советских времён. Но вот же, довелось-таки увидеть Саяны вживую. Сочетание незамерзающего никогда Енисея (результат деятельности ГЭС) и горных массивов по берегам создаёт неповторимый колорит, пейзажи, которыми можно любоваться бесконечно.

Нет сомнения, что местные это прекрасно понимают, оттого и возводят смотровые площадки на местах с особо привлекательными видами. Мы побывали на нескольких из них. «Царь-рыба», Дивногорск, Старый Скит, памятник «Колесо турбины» и конечно же памятник «Слава труду» – самосвал МАЗ-525, установленный на постаменте.

Единственное, что не получилось ни осмотреть, ни сфотографировать – так это саму Красноярскую ГЭС. Солнце, сопутствовавшее нам всё время нашего путешествия, светило в лицо, превратив вторую по мощности в нашей стране гидроэлектростанцию в силуэт. А ожидать перемещения светила в более удобную точку у нас не было возможности. Ну ничего, каждый желающий может поглядеть на сей объект без особого труда, ведь Красноярская ГЭС отпечатана на каждой 10-рублёвой бумажной купюре, которые теперь в активном ходу.

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

  

Дело близилось к вечеру, и Александр Эдуардович отвёз нас в аэропорт. Так получилось, что пробыли мы в Красноярске один день, из которого половину потратили на работу, а вторую половину на интереснейшую экскурсию.

Дорога домой заняла те же пять часов реального времени, однако прилетели мы в город-герой Ленинград всего через час от того времени, в которое убыли из Красноярска. Затянули, значит, часовой пояс, который при полётё в то сторону ощутимо приспустили.

В заключении хочется ещё раз, не боясь повторения, выразить благодарность Александру Эдуардовичу за радушный приём и заботу, и конечно же пожелать процветания Красноярскому краю, красотами которого мы лишь чуть-чуть смогли насладиться, разумеется, дальнейшего развития музею «Авто-ретро» и всего самого наилучшего нашему гостеприимному хозяину, настоящему Патриоту!

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024