Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Монументализация памяти подвигов предков, как пример крайне не выгодного капиталовложения
или
   Размышления об утраченном, не состоявшемся и перспективах

 

 

мемориал

 

мемориал

 

мемориал

 

мемориал

 

мемориал

 

мемориал

 

мемориал

 

мемориал

 

Все фотографии выше – это не Купчино. А жаль... Так, или примерно так, могла бы выглядеть ныне совершенно не обихоженная зелёная зона – площадка радиоцентра, расположенная у пересечения Софийской улицы и улицы Димитрова, при должном внимании и уходе.

Примеры для подражания есть, и не где-нибудь, а в нашем городе. Аллея Славы в Красносельском районе, чем не образец? Хотя в Купчине мемориальную зелёную зону можно было бы сделать и оригинальнее и привлекательнее.

 

Радиостанция в Купчино

 

радиополе в купчино

 

мачта антенна в купчино

 

радиополе в купчино

 

железо-бетонный дот

 

Д.О.Т. на территории радиостанции

 

жбот прямоугольный

 

ЖБОТ

 

А вот это уже она, та самая площадка. Странным образом сохранилась эта часть заболоченной, заросшей кустарником купчинской земли, в том самом виде, в каком, быть может существовала ещё в допетровские времена. Но почему так вышло? Разгадка проста. Ещё с середины 1950-х годов и вплоть до перестроечных времён, на этом месте располагалась радиостанция, призванная не допускать пропаганду капиталистического образа жизни на советской земле. Вся эта территория* была хорошо известна, как "глушилка". Задача эта была политическая и несомненно стратегическая, и на площадку никто не покушался.

Но, хотя и эта часть нашей истории не должна быть выброшена из памяти, не на этом хотелось бы сейчас заострить внимание. Задолго до того, как "вражеские голоса" стали с завидной регулярностью подрывать социалистические устои, в 1943 году, в прифронтовом блокадном городе, именно здесь возводился южный оборонительный рубеж, известный под именем "Ижора".

Рубеж "Ижора" состоял из системы фортификационных сооружений, в основном – долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед создателями рубежа стояла нелегкая. В кратчайший срок было построено более ста фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края противника.

На столько прочными оказались сооружения, что строителям в мирное время пришлось столкнуться с серьёзными проблемами при демонтаже. Известны прецеденты, когда рядом с долговременной огневой точкой откапывали котлован и зарывали туда всё сооружение. Отчасти, по причине сложности демонтажа, отчасти по иным причинам, но значительное количество ДОТ – долговременных огневых точек и ЖБОТ – железобетонных огневых точек сохранилось до нашего времени.

Казалось бы, вот они – памятники Великой Победы, монументы, олицетворяющие подвиг Народа – Героя! Не только военные годы пережили они, но и гораздо более продолжительный мирный период. Учитывая то, что эти сооружения строились у переднего края обороны города, в нынешних "спальных" районах, где зачастую не сохранилось никаких иных свидетельств военного лихолетья, именно эти сооружения следует рассматривать, как памятники несгибаемой воли и великого подвига ленинградцев, так никогда и не допустивших врага в свой город. Так должно быть!

А что же на деле? Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в ответ на запрос о принадлежности шестидесяти шести сохранившихся фортификационных сооружений, входивших в состав южного оборонительного рубежа "Ижора", официально сообщил, что под государственной охраной находятся всего девять объектов. Почему-то все они расположены исключительно в Кировском и Московском районах С.-Петербурга. Все остальные сооружения, расположенные на территории города никакого статуса не имеют и не кому не принадлежат. Во Фрунзенском районе ни одного охраняемого фортификационного сооружения нет!

Таким образом, получается, что любой желающий снести одно или несколько из указанных сооружений, даже спрашивать об этом никого не обязан, потому, что в сущности, оные ДОТы и ЖБОТы никому не принадлежат. И ситуацией успешно пользуются. До недавнего времени на территории бывшего кирпичного завода существовало два ДОТа. Ныне, после полного сноса всех заводских строений и подготовке площадки для последующего строительства, существование ДОТов вызывает серьёзные опасения. Такая же угроза нависла над уникальными ЖБОТами и ДОТом, расположенными на площадке радиоцентра.

Известно, что над отдельными сооружениями взяли шефство ряд образовательных учреждений района. Школьники подкрашивают ДОТы, как могут*. Но никакие надписи не помешают снести любой из них в одночасье, если появится в этом у кого-либо материальная заинтересованность.

Однако не следует думать, что нет в наших краях людей, знающих историю и хранящих память о подвигах предков. Такие есть! Именно эти люди, в меру сил и возможностей, собирают, классифицируют и предоставляют на всеобщее обозрение информацию, которую по невежеству, или по коммерческим причинам, хотели бы утаить те чиновники, которым должность вменяет в обязанность этим заниматься.

 

         Ниже представлена статья одного из знатоков темы Леонида Харитонова

 

Для меня эта история началась в конце зимы 2011 г., когда, рассматривая топогеодезическую съемку Ленинграда в масштаба 1:2000 на предмет объектов, помеченных как ДОТы, я нашел один такой, мне неизвестный, к северо-востоку от Купчинских карьеров и к северу от четырёх уже известных огневых точек на территории 2-й площадки Радиоцетра № 3. Отнеся его к условному оборонительному узлу в окрестностях проспекта Славы ("S"), я дал ему номер S-12, так как на тот момент были известны уже 11-ть. Вот этот план (но найденный мною ДОТ отмечен, как S-20):

 

 

Сделав наложение плана на спутниковый снимок я убедился, что ДОТ находится на территории некоего промышленного объекта, судя по Викимапии то ли "Металлопроката", то ли "Металл-Резерва", и в конце апреля — начале мая 2011 г. попытался туда проникнуть с "чёрного входа", со стороны карьеров. Однако после нескольких попыток убедился, что это невозможно: все подходы перекрыты, и ДОТ находится на закрытой территории. Посему, как и во всех подобных случаях, я выложил всю известную информацию о нем в свой альбом о городских ДОТах в группе ВКонтакта "Память о блокаде Ленинграда", где я модератор по фото-изобразительной части.

 

 

В конце сентября 2011 г. со мной связался один сотрудник завода "Стройфарфор", попросивший не называть его имени, и сказал, что по работе может снять S-12. Я, конечно, попросил его это сделать, по возможности, детальнее, по возможности, сфотографировав интерьеры и определив направление стрельбы. В первой половине сентября 2011 г. он сделал 18 фотографий и переслал их мне, предупредив, что "Стройфарфор" ныне активно эвакуируется и все скоро снесут, включая, скорее всего, и ДОТ. Внутрь ему попасть не удалось, так как вход был закрыт. К фотографиям он приложил схему местонахожденяи и положения ДОТа:

 

 

Из этих материалов сразу стало понятно, что:
   1) ДОТ — артиллерийский под установку Л-17,
   2) это полукапонир, и его примерное направление стрельбы 135 градусов (стрелял в район противотанкового рва у кладбища Памяти жертв 9 января, прикрывая тамошние пулеметные ОТ),
   3) его координаты (сняты с Google Maps): 59.859851 N, 30.4140508 E, и он находится примерно в 140 м севернее от точки, которую я первоначально нашел на топоплане. Иначе говоря, это другой ДОТ!

Я для контроля соотнёс общий план ДОТа на фоне строений со спутниковым снимком этих строений и убедился, что положение ДОТа показано совершенно правильно, т. е. координаты точные.

По каким-то техническим причинам, точно уже не помню каким, оказалось удобнее сохранить индекс S-12 за вновь сфотографированным ДОТом на "Стройфарфоре", а ДОТу на территории Металлобазы я поэтому присвоил индекс S-20, опять же — самый последний свободный номер.

Испросив разрешение у автора фотоснимков на публикацию, я разместил фото в упомянутом своем альбоме, а также отослал Алексею Седельникову в Книгу Памяти, где на него была заведена карточка.

Понимая, что к ДОТу нужно попасть побыстрее, мы с Алексеем в где-то в ноябре 2011 г. проездом завернули к бывшему "Стройфарфору". Охрана была еще стройфарфоровская. Хамить охранники не хамили, но пустить без разрешения начальства не пустили, и предложили связаться с некоторым начальником в ранге, кажется, зам. директора "Стройфарфора" (у Алексея есть точные координаты), который, видимо, отвечал за уже почти опустевшую территорию. Максимум, что мы с Алексеем тогда смогли сделать, — от ворот пронаблюдать положение той башенки (сейчас ее уже нет), под которой, как видно на фото, приютился ДОТ. В тот момент упомянутого товарища на месте не оказалось, и мы позвонили ему, как и предложила охрана, вечером. Видимо уже предупрежденный охраной о том, что некие активисты пытались пройти на территорию и посмотреть на ДОТ, сей товарищ понес какую-то чушь, что он, мол, пустить никого не может, без разрешения нового хозяина (т.е. застройщика, "Группы ЛСР"), к которому нужно обращаться с разрешением на проход чуть ли не письменно. Было, конечно, понятно, что товарищ темнит и изворачивается, но формальных предлогов вломиться на территорию силой или просто пригрозить у нас не было, и пришлось искать такую возможность.

Возможность представилась в конце 2012 г., когда мы познакомились с Павлом Швецом, помощником депутата Госдумы О. Г. Дмитриевой, который заинтересовался всем ДОТовским хозяйством Петербурга на предмет его принятия под охрану в качестве памятников культурного наследия. Он организовал в январе-феврале 2013 г. ряд депутатских и журналистских запросов в связи с петербургскими ДОТами вообще, и в связи с находившися под явной угрозой ДОТом S-12 на "Стройфарфоре", в частности. В общем, запросы были "отфутболены". В горвоенкомате ответили, что бывшие ДОТы у них на учете не состоят. В КГИОП знают о тех, примерно 6-ти, которые мемориализированы в Кировском и Московском районах, а остальные-де могут быть на балансе райадминистраций, а то и вовсе "ничейные". Это из 86-ти (виноват, уже 85-ти) известных ДОТов и ЖБОТов и артказематов в границах Ленинграда 1980-х гг. (т. е. без "пригородных" городских районов Колпинского, Курортного, Пушкинского, Петродворцового и т.п.). Включить проведение госэкспертиз этих ДОТов на предмет объектов культурного наследия в КГИОП не могут, так как финансирование программы на 2013 г. уже закрыто, и пусть мы сами, как заинтересованные лица, инициируем такую экспертизу. В Земельном комитете по запросу "Моего района" (Купчино), говорят, что около 30-ти ДОТов болтается на карте РГИС КГА, а остальные — ниченйые, но сносить их инвестору без согласования с госслужбами нельзя. Во Фрунзенской районная администрации дело тоже глухое. В "Группе ЛСР" журналистам из "Моего района" ответили, что ДОТ не находится на их территории и вообще они о нем ничего не знают, что есть просто грубая ложь. Откликнулся только соседний муниципальный округ "Купчино", где планируется организовать музей рубежа "Ижора" на базе памятника 3-й ДНО и соседнего ДОТа S-7.

Пока шла эта переписка, один из энтузиастов, Георгий Шишов, 1 марта с. г. проник на территорию теперь уже строительства ЖК "София", и вот его фотоотчёт: Кучка битого бетона поменьше — это всё, что осталось от ДОТа S-12.

В связи с этим были написаны ряд заметок в информационные издания в "Новости Купчино", "Фонтанка.Ru", "ЗакС.Ru", в "Карповке.Net" а сегодня с участием Алексея был снят сюжет "Петербургского телевидения". Поскольку имеет место явное нарушение статьи 37 Закона РФ об объектах культурного наследия, готовим и письмо-запрос в прокуратуру.

В сущности, это важно не столько для погибшего ДОТа S-12, сколько:

1. Чтобы инициировать процесс выяснения статуса, постановки на учет и каталогизации в число объектов культурного наследия оставшихся 85-ти городских ДОТов (из них, 63 — рубежа "Ижора").

2. Чтобы снять угрозу аналогичного уничтожения с четырех огневых точек на территории 2-й площадки Радиоцентра № 3. Она согласно новому генплану уже является зоной жилой застройки и включена в план перспективной застройки. Сейчас там находятся два ЖБОТа 25-секционного типа (О-19 и О-21), сборный ж/б артказемат под полевую дивизионную пушку (О-20) и 2-амбразурный ДОТ под НПС-3 (О-18). ЖБОТы O-19 и O-21 с согласия руководства муниципального округа "Купчино" планируется перевезти и установить на проспекте Славы возле памятника 3-й ДНО (у дома № 10). Все это вместе с соседним арт. ДОТом S-7 можно сделать своеобразным мемориалом по рубежу "Ижора" с соответствующим информационным обеспечением и т. п.

Артказемат O-20, в принципе, — разборный, но блоки там потяжелее. Пока непонятно, кто и куда его может перевезти. ДОТ O-18 нужно сохранять на месте, проведя историко-культурную экспертизу и поставив ДОТ под охрану.

Последнее, что пока можно сказать. Тот же Георгий Шишов одновременно побывал на Металлобазе и пока ДОТа S-20 обнаружить не мог. Мои координаты от совмещения плана и спутникового снимка, конечно, — примерные, но там ничего внешне не было видно. То ли ДОТ под снегом, то ли где-то под ангарами, то ли вышла промашка с координатами, то ли его вообще давно снесли.

 

 

Итак, попробуем подытожить прочитанное. Для начала зададимся вопросом, надо ли сохранять все без исключения ДОТы и ЖБОТы, сохранившиеся до нашего времени? Вопрос не простой. Многие считают, что однотипные рядовые фортификационные сооружения нет необходимости сохранять. Достаточно одного – двух подобных сооружений, оставленных в качестве памятников. Возможно.

А что, если взглянуть на ситуацию иначе. Отдельно стоящие ДОТы – не есть обособленные, независимые, фортификационные сооружения. Они – суть комплекс, единый оборонительный рубеж, и ныне рассматривать в качестве мемориала следует не разрозненные ДОТы, а цельный рубеж обороны, из множества точек состоящий. В этой связи следует также учесть и тот факт, что в нынешних районах новостроек, где собственно и проходил передний край обороны, практически не сохранилось никаких свидетельств военной поры, кроме этих самых фортификационных сооружений.

Бессмысленны попытки восстановить утраченное. Это очевидно. Тем более важно и необходимо сохранить ещё существующее. Особое опасение сейчас вызывает судьба ДОТов на площадке радиоцентра. В настоящее время руководство района заявило о передаче всей этой территории под застройку. В связи с этим, особый интерес вызывает высказывание главы района о том, что в Купчине бережно относятся к истории. В том, что руководство района эту самую историю не знает, сомнений никаких не было и нет. Однако, не будучи в состоянии просто отмолчаться, чиновники решили продемонстрировать свою осведомлённость публично. Любопытно, какое развитие получит это высказывание.

Истинные же патриоты и хранители памяти о славном прошлом, ни в коей мере не уповая на районные власти, уже предлагают перенести железобетонные фортификационные сооружения на другое место, для создания мемориала. В качестве места размещения предлагается территория на проспекте Славы, у памятника Фрунзенской дивизии народного ополчения. Это – жест отчаяния! Глас вопиющего в пустыне! Разумеется, если рассматривать как альтернативу полное уничтожение памятника, то это лучший вариант. Но подобные действия не имеют прецедентов, во всяком случае, в масштабах города. Энтузиасты уже подготовили эскизы размещения ЖБОТов на проспекте Славы.

 
 

эскиз мемориала

 

эскиз мемориала

 

Эскизы размещения фортификационных сооружений на проспекте Славы

 

Но не следует думать, что лишь рисунками ограничиваются действия неравнодушных к истории своего края. Готовятся новые публикации, организуются выезды на местность с целью детальной фиксации ситуации, оправлены обращения губернатору и в местные органы самоуправления. Идёт подготовка к проведению субботника по расчистке одного из фортификационных сооружений.

 
 

репортаж 100ТВ ДОТы в Купчино

 

 

Обращение к губернатору ДОТы в Купчино

 
 

Репортаж канала 100ТВ

 

Репортаж 5 канал

 

Обращение к губернатору

 
  

24 марта 2013 года группа инициативных граждан, коим не безразлична судьба сохранившихся, но ни кем не обихоженных памятников, собралась для прояснения состояния ДОТов радиостанции в настоящее время. По итогам исследования было принято решение о проведении субботника по расчистке ДОТа и прилегающей территории.

 
 

дот в Купчино

 

дот в Купчино

 

дот в Купчино

 
 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 
 
 

долговременная огневая точка

 

долговременная огневая точка

 

долговременная огневая точка

 
 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 
 
 

долговременная огневая точка

 

ДОТ изнутри

 

внутри ДОТа

 
 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 
 
     

ДОТ интерьеры

       
 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 
 
      

жбот внутри

          
 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер   Фото март 2013 г.

 
 
 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017