Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Головная экспериментальная...
 

 

 

Каркасно-панельное здание АТС в Купчине


Архитектурные премьеры

 

 

 

 

 

И. Б. Мальков, архитектор
 

Ленинградская панорама  № 7 1983 г.  

     

Необычное здание появилось невдалеке от пересечения улиц Бассейной и Будапештской, в районе, который, надо сказать, привык в последние годы к градостроительным экспериментам. Вспомним, как, удивив свежестью своего объемно-пластического решения, поднялся над унылым строем девятиэтажек нарядный 17-этажный жилой дом-башня. «Новосел» городских строек продемонстрировал тогда, какими богатыми возможностями обладает 137-я серия.

По оси Бухарестской улицы вырос впечатляющий комплекс двух полукилометровых по протяженности многоэтажных корпусов — своеобразных пропилеев Купчина.

Огромный жилой массив все больше обрастает предприятиями обслуживания, общественными учреждениями. Отдельно стоящие торговые центры, универсамы и предприятия сферы услуг, встроенные в первые этажи жилых домов, новые поликлиники (об одной из них — стоматологической — в журнале подробно сообщалось в № 9 за 1982 год, общежития, общеобразовательные и музыкальная школы, проектные и исследовательские институты, другие организации... Образно говоря, все более насыщенной и живой становится городская плоть Купчина, которая еще недавно безоговорочно относилась к категории района-спальни. На этом пути предстоит, конечно, сделать еще много, чтобы удобства для здешних жителей стали более пропорциональны количеству населения новых микрорайонов.

Характерно в этом отношении и новое сооружение на улице Бассейной. Еще не зная о его предназначении, горожанин неосознанно попадает в поле его эмоционального воздействия. Одних постройка привлекает своими динамичными формами, активным цветовым решением фасадов, облицованных светло-коричневой плиткой. Других — интригует узкими окнами-бойницами, большими плоскостями стен, высоким темным цоколем.

Так или иначе, равно­душных нет. Что там внутри? Почему в перспективе просторных улиц Купчина, на фоне яблоневого сада-парка построили это непонятное здание?

Вопросы не случайные. Рассматриваемый объект — экспериментальный, первый, потому и не угадывается сразу его функция. Здание открывает серию узловых автоматических телефонных станций нового поколения, выполняемых на основе каркасно-панельной конструкции и рассчитанных на обслуживание 20 тысяч абонентов.

Могут задать вопрос: а что, прежние АТС не оправдали себя? Дело в том, что узловые АТС строились в десятой пятилетке в основном по двум индивидуальным проектам специалистов ЛенНИИпроекта (Химкомбинатовская и Фарфоровская АТС), которые затем повторялись для других мест. Все они отвечали требованиям технологического назначения и в градостроительном плане были достаточно удачны. Однако их планировочная схема очень жестка, возможности применения нового оборудования или увеличения мощности станции в задан­ных пределах оказывались весьма проблематичными. Кроме того, несущие стены корпусов выкладывались из кирпича.

В условиях, когда решениями XXVI съезда партии предусматривается очень существенный прогресс телефонизации городов и населен­ных пунктов страны, когда Ленинград достиг рекордного прироста городской сети абонентов, прежние методы формирования узловых АТС все более становились одним из тормозов дальнейшего развития телефонной связи. Этим и было продиктовано стремление использовать для сооружения АТС каркасно-панельную конструкцию, поставить строительство этих сложных сооружений на индустриальные рельсы.

Предложенный для экспериментального строительства типовой проект (архитектор — А. Б. Паперно, конструкторы — Б. С. Аксельрод, И. П. Белоголова, инженеры — А. Е. Юдович, Т. О. Скрипник, А. И. Шильман) разработан на основе нового технологического, объемно-планировочного, конструктивного и инженерного решений. Новая АТС представляет собой 6—7-этажное здание, планировочная схема которого отличается гибкостью за счет применения единого модуля 6X6X4,8 м (h). Причем каждый из типовых этажей состоит из автозала и примыкающих к нему с двух сторон комплекса вспомогательных помещений и камеры кондиционирования.

Данное решение позволяет производить реконструкцию любого этажа, например при переходе с координатного на солее современное электронное оборудование, независимо от эксплуатации остальных. Кроме того, мощность АТС можно наращивать постепенно — этажи с оборудованием вводятся в эксплуатацию с разрывом в несколько лет, что очень важно для постоянно растущих районов новостроек. Учтены и требования полносборного строительства. Конструкция предполагает использование сборного свяэевого каркаса для общественных зданий с навесными керамзитобетонными панелями вертикальной разрезки высотой на этаж.

Что же показал эксперимент на Будапештской? Насколько эффективно применение нового здания АТС? Каковы его градостроительные качества? Удобно ли оно в эксплуатации? Как видим, эксперимент затронул сложный комплекс проблем.

Компактное, в достаточной степени монументальное здание отражает его четкую объемно-пространственную и функциональную структуру. В нижней части (цокольный — второй этаж) размещены все помещения, связанные с энергообеспечением АТС, вводом и преобразованием сигналов, технические помещения общего назначения и административно-бытовые помещения. В верхней (третий — седьмой этажи) — располагаются основные технологические помещения станции.

Щелевидные оконные проемы, чередующиеся с глухими участками стеновых панелей, опоясывают фасады. Индивидуальную характеристику им придают вертикальные ребра. Такие членения, подчеркнутые светотенью, создают активную архитектурную тему, хорошо читаемую на фоне окружающей жилой застройки.

Характерность здания определяется прежде всего организацией внутренних пространств, имеющих большую глубину и ограниченную потребность в естественном освещении. Это позволило решить корпус почти квадратным в плане со сторонами 30X36 м, что в свою очередь обеспечило высокую эффективность использования территории. Специфические требования к режиму эксплуатации коммутационного оборудования, заключающиеся в создании искусственной среды для его надежной работы, определило и такой композиционный прием, как узкие вертикальные ленты проемов-окон.

Для смягчения жесткой планировочной схемы авторы проекта выявили вертикали основных лестничных клеток, связывающих все производственные этажи. Авторы довольно убедительно выявили на фасадах АТС галереи, необходимые для монтажа технологического и инженерного оборудования. Это позволило обогатить пространственное восприятие объема, уйти от образа многоэтажной прямоугольной коробки, зрительно округлить массу здания и одновременно усилить его пластичность.

Бесспорно, строительство первого экспериментального здания по новой технологии является большим и заслуженным успехом.

Скажем и о градостроительных свойствах нового сооружения. Поскольку оно очень компактно, это окажется удобным при размещении его в условиях плотной городской застройки. Если говорить об архитектурных достоинствах, то следует подчеркнуть такое обстоятельство: здание композиционно замкнуто само в себе, его внешняя характеристика целиком вытекает из внутренней сути производственных процессов: оно не имеет явно выраженного главного фасада и тем самым абстрактно к окружающей среде. Это является большим положительным качеством, так как позволяет в любых городских условиях располагать АТС как градостроительный акцент.

Не обошлось и без недостатков. Представляется неубедительным прием членения фасада, который должен подчеркнуть разновеликость объемов различных частей здания. Единственный уширенный оконный проем на верхнем этаже не обеспечивает прорыва однородной ткани фасада по вертикали и композиционно не оправдывает угловое нарастание массы. Вероятно, уширение оконных проемов следовало бы распространить и на другие этажи.

Явно случайными выглядят также в цокольной части окна жилых квартир, встроенных в АТС. Они никак не корреспондируются ни по масштабу, ни по геометрии с четким и предельно ясным решением фасадов.

К сожалению, реализация проекта не позволила пока выявить преимуществ чисто строительных. Срок возведения объекта был явно растянут, что оправдано лишь тем, что здание это первое и приходилось создавать заново всю оснастку для изготовления железобетонных изделий и панелей сложного профиля. Думается, что в последующем строители смогут возводить подобные корпуса значительно быстрее, чем нынче, и тем самым откроют дорогу к дальнейшему наращиванию мощностей городской телефонной сети.

Обидно, что работники УНР-27 треста № 16 Главленинградстроя не позаботились о высоком качестве исполнения всех операций. Небрежная расшивка вертикальных швов в цокольной части здания, наспех выполненное благоустройство прилегающей территории (неровные, с околами поребрики и ступени лестницы террасы, покосившиеся торшеры наружного освещения, просевшая отмостка), не очищенные во многих местах от раствора и грязи стены... Такие огрехи не могут не портить впечатления.

В заключение скажем, что хотя первое здание новой узловой АТС сооружено, однако эксперимент продолжается. Учитывая полученный опыт, строители приступили к возведению Пороховской и Колпинской узловых АТС. В ближайшие годы на очереди Суздальская, Западная, Новоизмайловская, Голиковская...

Как видим, главная цель достигнута. На основе номенклатуры изделий каркаснопанельной конструкции и унифицированных инженерных решений создано здание архитектурно выразительное, полностью соответствующее технологическим нуждам телефонии и в то же время более простое в реализации.

     

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024