Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Воспоминания Геннадия Петровича Карасёва
Вырезка из газеты "Муниципальное обозрение" № 5, апреля 2001 года

 

 

В начале апреля в редакции "Муниципального обозрения" побывал очень интересный человек, старожил наших мест Геннадий Петрович Карасёв. Рассказ Геннадия Петровича показался нам достойным внимания наших читателей, и поэтому мы его публикуем полностью.

На вопрос: "Где Вы живете?" многие горожане отвечают: "В Купчино", но, наверное, не каждый петербуржец знает, где же находилось это Купчино.

А находилась эта деревенька у самого края платформы "Проспект Славы”, там, где когда-то был железнодорожный переезд, у пересечения Южного шоссе (ныне это – Альпийский переулок) с Витебской железной дорогой.

На краю деревни Купчино находилось красивое старинное кладбище, причём изгороди у него не было. Вместо ограды по всему периметру кладбищенской территории росли кусты сирени. (Снесли это кладбище в начале 60-х годов). За платформой "Проспект Славы" (на расстоянии около 500 метров) начинались городские свалки. Всего, насколько я помню, было три свалки. Территорию одной из свалок удачно использовал совхоз "Ударник": так как туда свозили экологически чистые отходы мебельного производства – стружку, пищевые отходы, то директор "Ударника" расчистил территорию свалки и посадил вдоль Витебской железной дороги яблоневый сад. Причём на этом колхозники не остановились, и второй яблоневый сад посадили вдоль Московской ветки железной дороги (от метеостанции до платформы "Сортировочная"). Красивейший был сад!

А какие там замечательные яблоки вырастали!

Один только сорт "бергамот" чего стоил! Собирали этот сорт поздней осенью. Яблоки были крепкие и зеленые, а доходили они до кондиции к январю. Жаль, что вырубили почти полностью этот сад. Осталось там мало яблонь, но зато появилось много гаражей и паркинг. Не думаю, что замена одного на другое порадовала жителей соседних с садом домов.

На месте, где находится Муниципальный Совет МО № 72, на Пражской, 35 был когда-то центр посёлка, а вернее сказать, деревни Рылеево. Всего две улицы было в этой деревеньке: ул. Володарского и ул. Байкальская. Там, где сейчас находится здание районной администрации (бывший исполком Райсовета) до осени 1941 года стоял дом семьи Пастуховых. (Почти вся семья Пастуховых погибла в Великую Отечественную). Осенью 41 года дом Пастуховых снесли: он пошёл на дрова и строительные материалы для мастерской по ремонту танков, которая находилась как раз в центре большого сада за домом Пастуховых. В этой мастерской выполняли мелкие ремонтные работы. Если требовался серьезный ремонт, то танки отправляли на Кировский завод. Вы, наверное, видели, что рядом с 40-м отделением милиции, на Пражской стоит ДОТ. Так вот, прямо за ДОТом находился наш дом, вернее сказать, дом моей бабушки. ДОТ на Пражской, 35 строили женщины. Все машины со строительными материалами – цементом, арматурой – проезжали через двор нашего дома. В ДОТе находился склад боеприпасов и склад продовольствия. Был в ДОТе даже свой колодец. Рядом с ДОТом находилась землянка, в которой жили женщины-солдатки. И был у них командир, младший лейтенант, которого жители поселка называли "Пастушок".

Там, где сейчас стоит 201 школа, в 41 году проходила линия обороны. В землю были закопаны три танка. От нашего ДОТа до этих танков были прорыты ходы сообщения. Много, очень много было таких ходов сообщения, так что от нашего поселка можно было по этим ходам дойти до Витебской железной дороги.

Всё было изъезжено танками, правда, по огородам танки не ездили. Начальство танкистам строго запретило, так как один раз, еще в начале войны, они поехали в мастерскую прямо через огороды. Был тогда большой скандал.

Рядом с ДОТом стояла армейская полевая кухня, а чуть подальше солдатами была построена деревянная баня. Территория за бывшим зданием исполкома, ближе к проспекту Славы, использовалась в военные годы в качестве учебно-тренировочного полигона, на котором новобранцы проходили курс молодого бойца.

В посёлок Рылеево моя семья переехала на жительство в 1941 году. Мой отец работал на железной дороге: вначале – крановщиком станции "Сортировочная-Московская", а затем – электриком на подстанции. Всю войну мы прожили в Рылеево. В начале октября 1941 года нас хотели эвакуировать, мы уже собрали все вещи, ждали отца. Но прошло назначенное для отъезда время (шесть часов вечера), а отца все не было. Он пришел только в десять и сказал, что состав с эвакуированными из Ленинграда немцы разбомбили вблизи станции Мга. Из 2,5 тысяч человек в живых осталось 500, а 200 человек были ранены. Мама тогда приняла решение, что мы из Ленинграда уезжать не будем: "Если умирать, то дома".

Рылеево немцы постоянно обстреливали (с Пулковских высот). Как-то за нашим домом поймали фашистского наводчика. По высокой трубе одного из домов посёлка он корректировал артиллерийский огонь. Во время войны за станцией "Фарфоровская", ближе к метеостанции, стояла зенитная батарея. Как только немцы подлетали к Ленинграду, батарея начинала свою работу, била фашистов.

После Великой Отечественной я каждое лето отдыхал у бабушки. (Жили мы в Московском районе, на Смоленской улице). Хорошо здесь было летом. Бабушка держала корову. В Рылееве в каждом доме в была своя корова, а у некоторых – по две.

Купаться ходили на речку Волковку. на "Камешек" (это где теперь находится кольцо трамваев "Проспект Славы"). Там был хороший, глубокий и чистый омут. До начала 60-х Волковка петляла по всему Купчино. Она протекала через нынешний парк Интернационалистов, пересекала проспект Славы (в том месте, где сейчас находится 604-я школа) и по улице Турку выходила к улице Салова. Кстати, за улицей Салова течёт Волковка по своему старому руслу. Позже прорыли вдоль Витебской железной дороги канал и направили речку в новое русло, а старое постепенно засыпали. Только остались кое-где в Купчино (как в парке Интернационалистов) пруды – память о реке Волковке.

Мы любили нашу речку за ее чистоту и прозрачность. Весной и летом ловили рыбу, причем попадались довольно крупные щуки, караси и лещи.

Со временем многое забывается, но кое-что я еще помню.

Массовое жилищное строительство началось здесь в 62-64 годах. Самый первый дом в Купчино был построен на Будапештской улице, вблизи проспекта Славы. Очередь на единственный автобус, ходивший по Будапештской до метро "Электросила", достигала огромных размеров. Правда, автобусы тогда ходили непрерывно, один за другим, не так, как сейчас.

В 1967 году, к 50-летию Советской власти, по Бухарестской улице пустили трамвай. Строили трамвайную ветку солдаты из железнодорожных войск.

Через несколько лет городскими властями было принято решение о расширении участка улицы Салова, проходящего через Ново- Волковское кладбище. Трамвайная ветка, проходящая в этом месте с одной стороны дороги почти в плотную к ограде кладбища, после реконструкции оказалась в центре улицы Салова, а для этого пришлось снести более ста могил. Печальная церемония эксгумации и повторного захоронения гробов на новом участке Ново-Волковского кладбища проходила в течение нескольких месяцев под слезы и рыдания безутешных родственников.

В начале 70-х стали сносить садоводства вдоль Южного шоссе. Ровно 25 лет просуществовали там садовые участки. И если Вы побываете сейчас в парке Интернационалистов, то обратите внимание на яблоньки – это всё, что осталось от бывших садоводств.

В 1968 году сгорел последний деревянный дом бывшего посёлка Рылеево. Он стоял рядом с домом  № 86, кор. 1 на Бухарестской улице. Так закончилась история нашей деревеньки и началась новая история – история Купчино.

С Г.П. Карасёвым встречался А. Южный

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024