Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Обретение бронедомика


 

В то время, когда весь цивилизованный мир праздновал годовщину первого полёта человека в космос, отдельные представители планеты отмечали его по-своему и весьма оригинально.

До сих пор можно обнаружить в лесах под Ленинградом сохранившиеся со времён войны оборонительные укрепления самого разного характера. Кроме всего прочего, существовали бронированные огневые точки (БОТы), являвшиеся, по сути, укрытием для одного или нескольких бойцов и предназначенные для ведения боя с техникой противника. Эти, сваренные из листов толстой стали (брони) конструкции, имели три амбразуры и использовались в основном на противотанковых опорных пунктах.

Именно такое укрепление, часто именуемое бронедомиком, и нашли местные краеведы несколько лет назад в лесу, неподалёку от местечка Катумы. Некогда в этих местах были финские хутора, но в 1930-е годы всех финнов постепенно отсюда выселили. Граница, а впоследствии и линия фронта, были совсем рядом от этих мест. Меж тем боёв здесь не было, и ущерб оборонительным укреплениям могло нанести только время.

Бронедомик весом около полутора тонн уютно расположился на песчаной возвышенности в лесной чаще, окружённый болотами и поваленными деревьями. Зная точные координаты, обнаружить его не сложно. А, вот проехать туда – это процедура, обычному автомобилю недоступная.

Именно труднодоступность и сослужила бронедомику хорошую службу. До него не смогли добраться вездесущие сборщики металлолома. За деньги такую работу никто делать не станет – не окупится. А, вот если не за деньги, а за идею, тогда совсем иначе всё выглядит, тогда можно и попробовать.

«А чего тут пробовать? Ехать и забирать нужно! Обычное дело» — говорят представители клуба внедорожников.

Действительно, опыт такой деятельности у этих людей наработан немалый. Совместными усилиями члены Клуба истории и фортификации (КИФ) и участники клуба "Все 4х4" спасли от переплавки уже три памятника. Из разных мест были привезены и отреставрированы бронеползунок и бронедомик, установленные ныне у диорамы, и пулемётная башня, размещённая  в Кировском районе Петербурга. Выходит, наш бронедомик будет уже четвёртым.

Предварительно была проведена разведка, определились с маршрутом и необходимым инструментом. И в день, предшествующий Вербному воскресенью, внушительная группа энтузиастов собралась в посёлке Матокса, Ленинградской области.

  

     
 

Полный размер

 

 

 

Полный размер

 
 

Место встречи у развилки дорог. Здесь объявлен общий сбор. Но кое-кто нас уже не дождался. Особо нетерпеливые и хорошо знающие дорогу уже укатили дальше и ждут нас на одной из промежуточных стоянок. Определившись, что все ожидавшиеся прибыли, отправляемся в путь.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Первая стоянка. Здесь остаются "пузотёры" – то есть автомобили, предназначенные исключительно для покатушек по асфальту. Дальше поедут только внедорожники.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Вторая стоянка. Здесь оставляют свои автомобили все, кроме трёх, специально подготовленных, которые и продолжат путь на колёсах. Остальным же придётся пройти порядка трёх километров пешком. Перспектива прогуляться никого не пугает. Ребята переодеваются, достают бензопилы, лопаты и прочий инструмент, необходимый в планируемом путешествии.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Автомобили, которым предстоит дальнейшее движение, готовят к путешествию с препятствиями. В частности, для улучшения проходимости, уменьшают давление в шинах. Один из наших коллег так увлёкся этим действом, что выпустил воздух из колеса совсем. Пришлось подкачивать...

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Машины подготовлены, и мы двигаемся в путь. Сразу становится ясно, дорога лёгкой не будет. Совсем немного углубившись в лесную чащу, натыкаемся на многочисленные поваленные деревья. Знатоки утверждают – это ураган 2010 года, пройдясь по этим местам, превратил в совершенно непригодную для проезда дорогу, которая и раньше-то была не особо хороша.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Погода не подвела. Хотя прогноз был неутешительный. Обещали дожди на весь день. Но, слегка покапав утром, дождик прекратился, и за всё время не разу не испортил настроение участникам действа. Природа нам благоволит!

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Рокот моторов сменился воем бензопил. С валежником разобрались быстро. Но дальше новое препятствие. И вот уже головная машина благополучно зарылась в грязи.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Чем дальше в лес, тем больше дров, напиленных и оставленных при расчистке дороги, а также кустов, канав, луж и непролазной грязи.
  
«Да это всё практически асфальт — говорят джиперы — ещё ни разу не разматывали лебёдки».

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Проехать по луже спокойно, никого не обрызгав, это каждый может. А вот прокатиться так, чтобы окатить всех окружающих волнами вонючей жижи, да так, чтоб сухого места не осталось – это мастерство, это искусство! И этого ждали. И не обманулись в надеждах.

 

       

Снова на дороге валежник. Снова взялись за пилы. Мастерски работают джиперы, чувствуется серьёзный опыт. Вот порадуются местные жители, столько напиленных сухих дров в лесу...

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Доходим до места, где дорога исчезает напрочь. Планировалось, что дальше поедут только две машины, которые уже будут двигаться до самого победного конца. Однако наш предводитель, широко известный в узких кругах под ником Железная Саранча, решил продолжить путь дальше.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Остановка. Практически – парковочная площадка. Здесь остаётся одна машина из трёх. Далее едут только двое. Обсуждаем планы, сверяем координаты.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Вместе с нами съёмочная группа телеканала 100 ТВ. Известный журналист Игорь Андрусенко, которого здесь многие знают лично, не первый раз освещает подобного рода деятельность.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Народ с бензопилами остался, чтобы расчищать дорогу для проезда. Другая группа, вооружившись лопатами, отправилась пешком прямо к цели нашего путешествия.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Ландшафт вокруг заметно преобразился. Теперь это песчаная коса, поросшая мхом. По краям видны канавы. Это бывшие ходы соединения, траншеи военного времени.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

И, наконец, вот он! Бронедомик. Совершенно незаметный, засыпанный песком, закиданный валежником, сохранился он практически в первозданном виде. Именно таким он нам и нужен. Теперь он в безопасности. Теперь ему не грозит переплавка, не коснётся его резак какого-нибудь сборщика металлолома. Отныне он – музейный экспонат!

 

             
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Официальное название нашего бронедомика – "Бронированная огневая точка (БОТ) для противотанкового ружья на 3 амбразуры" разработки УСТОР (Управление Строительства Тыловых Оборонительных Рубежей). Вооружение – 14,5-мм ПТРД образца 1941 года или 14,5-мм ПТРС образца 1941 года.

БОТы устанавливались на танкоопасных направлениях в противотанковых опорных пунктах (ПТОП), в районах ПТО, рубежах ПТО и т. п. Отсюда и повышенная толщина брони, рассчитанная на пушки немецких средних танков времен 1942 года. Применялись на КаУРе, Лужском рубеже, Красногвардейском УРе, под Ленинградом.

 
       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Расчищаем песок вокруг бронедомика, распиливаем сухой валежник. Как раз подъехали наши джипы. Предстоит нам всем работа по вытаскиванию БОТа...

 

             
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Дефендер, упёршись в дерево разматывает лебёдку. Тащить бронедомик будем волоком, на крыше. Необходимо его перевернуть. Небольшое усилие, и вот, БОТ уже скользит по песку к вершине гряды.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Покопавшись на том месте, где более семидесяти лет стоял бронедомик, обнаружили задвижку. Запчасть немедленно отнесли в машину, чтоб не потерялась.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

БОТ благополучно вытащен на вершину. Дальше его потащит Патрол. Долго думали, как лучше зацепиться. Прицепили при помощи полена, и Ниссан быстро поволок бронедомик, как будто плуг или струг, по песчаному гребню.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

«Ну, теперь здесь и "пузотёр" любой проедет, — шутят джиперы, — вон какую дорожку накатали». Действительно, характерный след от крыши бронедомика вполне можно принять за узенькую дорожку. Вот удивятся летом грибники...

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Песчаная гряда скоро закончилась и начались проблемы. Опять в дело пошла лебёдка, задействовали бензопилы. И при помощи топора и какой-то там матери Патрол с прицепом-бронедомиком был вытащен на лесную поляну.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Здесь решили передохнуть. Откупорили термос с кашей. Представители прессы смогли наконец в спокойной обстановке снять бронедомик со всех сторон.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Кроме бригады телеканала, видео снимал широко известный в кругах джиперов режиссёр и оператор, один из основателей клуба внедорожников "Все 4х4" Алюляй, а также Алексей Шварёв – краевед и автор сайта "Окрестности Петербурга".

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

По окончании отдыха и импровизированного обеда двинулись дальше. Прицепленный бронедомик успешно утюжит дорожку позади джипа. Заметает следы...

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

А вот и новое препятствие – канава. Преодолеть её сходу не удалось. Прицеп не позволил. Размотали лебёдку, зацепили, вытащили. Доставили удовольствие многочисленным фотографам и операторам.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Теперь Дефендер едет впереди и рассматривается как страховочная машина. А Патрол с прицепом-бронедомиком потихоньку двигается сзади. И как только этот автопоезд очередной раз застревает, на помощь приходит Дефендер.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

А помощь требуется регулярно. Тяжёлый бронедомик – не самый замечательный прицеп. К тому же грязь засасывает его, как болото, и это очень сильно усложняет транспортировку.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Вот очередное препятствие. Ещё при проезде в ту сторону здесь было непросто. Теперь же, имея сзади тяжёлый прицеп, одной машине не справится.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Ниссан Патрол застрял капитально. Бронедомик, как якорь, упорно держал машину на месте. Пришлось расцепиться. Без этого довеска автомобиль с лёгкостью вытащили из грязи.
 — А этот-то как же, домик?
 —
Да так и оставим!
 —
Нееет! Если уж не увозим, то надо отвезти обратно и положить на место!

Шутку оценили. Дефендер очередной раз упёрся в дерево. Снова используется лебёдка. БОТ прицеплен. Небольшое усилие...
 — Пошёл, пошёл, пошёл, пошёл!

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Будто бы ледокол на просторах Арктики, бронедомик поплыл во грязях Ленинградской области медленно раздвигая на своём пути, словно айсберги, сучки и поленья. А на нём, как вахтенные в рубке, ехали участники экспедиции. Прокатиться на бронедомике по лесной чаще – это не каждому в жизни удаётся!

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

И снова препятствие. Бронедомик зацепился за кочку. На скользком ухабе машина съехала в канаву. Казалось, ещё мгновенье и Ниссан ляжет на правый бок. Но удержал БОТ. Трос натянулся как тетива лука.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Все немедленно пришли на помощь. Хорошо, когда столько народа кругом. Зацепили лебёдку за ближайшее дерево. Несколько человек повисло на борту машины. Другие держали трос, прицепленный к тому же боку. Бронедомик пришлось отцепить. И ведь вытащили, и почти без потерь!

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Затем БОТ лебёдкой вытаскивал Дефендер. Правда, сам при этом несколько пострадал. Сорвало покрышку с диска. "Разулся" – говорят в таких случаях.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Это конечно неприятность, но не беда. При помощи домкрата, известного любителям прокатиться по бездорожью как "хайджек", автомобиль вывесили и прямо на месте, не снимая с машины, при помощи стяжки собрали бескамерное колесо и накачали до нужного давления. Это мастерство, шиномонтаж отдыхает...

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Финишная прямая... Какая, к чёрту, прямая? Финишная кривая! Уже видна стоянка автомобилей. Туда уже пошли люди подготовить чай перед дорогой домой. Обе машины сцепили в своеобразный поезд, прицепили к последней бронедомик и рванули вперёд. Но лес так просто не хотел отпускать то, что хранил столько лет. Обе машины тут же застревают в канавах. К тому ж у Ниссана обрывает патрубок печки.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Пока вытаскивали и чинили автомобили, закипел чай в большой кастрюле. На импровизированном столе разложили нехитрую снедь. Бутерброды, печенье, пирожные. Если предыдущий пикник на лесной поляне можно было бы назвать обедом, то это, несомненно, был ужин.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Последний рывок. Бронедомик подтаскивают к стоянке. Здесь его уже поджидает эвакуатор. Именно на нём БОТ совершит поездку по городу на площадку временного хранения. На нём же впоследствии экспонат перевезут к месту постоянной дислокации, в Купчино.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Этому эвакуатору не привыкать к столь неординарному грузу. Именно на нём перевозили и бронеползунок и бронебашню и такой же бронедомик.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Аккуратно и неспешно заполз бронедомик на платформу эвакуатора. А вслед за ним туда же забрались и участники благополучно проведённой операции. Операции по вызволению БОТа из лесной чащи. Операции по сохранению истории для потомков. Фото на память. Ну как же без этого! Участием в таком событии не грех будет и похвастаться.

 

       
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Всё, бронедомик успешно водружён и закреплён. Правда, сам эвакуатор застрял, но это такая ерунда, на которую можно внимания и не обращать. Сколько внедорожников кругом, вмиг вытащили. Счастливого пути, бронированная огневая точка, до встречи в Купчине!

 

     
 

Полный размер

 

 

 

Полный размер

 
 

 

Видео ролики, снятые на мероприятии

 
       

  

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017