Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Различные статьи о Фрунзенском районе и Купчине
   (Вырезки из периодической литературы)

 

 

план Ленинграда 1936 года

Фрунзенский район 1936 год

Ленинградская правда 21 апреля 1936 года 

 

Границы новых районов Ленинграда

 

Схема Ленинграда

 

Предоставлено руководством 302 школы
Фрунзенского района

 

     

     



           

Купчино продолжается

 

Ленинградская правда 6 марта 1975 года 

 

Купчино продолжается

 

Фоторепортаж

 

 

     

Купчино просыпается рано. ещё не забрезжил рассвет, а автобусы и поезда уже увозят отсюда пассажиров в разные стороны. Однако и обратными рейсами транспорт приходит не пустым: в основном сюда едут строители. Купчино сегодня – одна из крупных строительных площадок города.

Новостройки здесь всюду. Сразу несколько кранов стоят у торца дома, вытянувшегося вдоль Бухарестской улицы. Даже, что называется, невооружённым глазом видно, что дом этот необычен по протяжённости. Начальник участка УНР-7 треста № 20 Д. Д. Фабри подсказывает: полная длина лицевого фасада – почти 700 метров. Это значит, здесь сооружается самый протяжённый в городе жилой дом.

Но не только этим будет знаменито здание, родившееся на ватмане в мастерской № 5 Ленпроекта, руководимой Д. С. Гольдгором. Два симметричных дома (второй закладывается на противоположной стороне Бухарестской улицы) станут своеобразными пропилеями при въезде в Купчино из центра города (по Бухарестской улице, как известно, предусмотрен кратчайший выход из района Купчино в центр, с этой целью строится путепроводная развязка с железнодорожной станцией Волковская). А чтобы улица не казалась узкой и сохранилось ощущение простора, центральная часть здания поднята на опоры. Но и это ещё не всё. Несколько квартир дома сооружаются здесь, в порядке эксперимента, в двух уровнях.

Первые две сотни квартир (из 915 во всём доме) недавно заселены. Срок сдачи всех четырёх его корпусов – нынешний год. По мере готовности помещений обживается и первый этаж: здесь уже начали действовать кафе и киоск «Союзпечати».

Всего в одном квартале от этого дома по Бухарестской улице поднялась недавно ещё одна купчинская новостройка. Дом на углу улиц Будапештской и Бассейной, сооружённый по индивидуальному проекту Ленгипротранса, не спутаешь ни с каким другим. Бело-голубой фасад и округлые балконы придают дому выразительную пластику и выгодно выделяют его из окружающей застройки. В канун 8 марта здесь состоится новоселье, 152 квартиры заселят семьи работников проектных институтов Минтрансстроя.

Наверняка можно сказать, что с недавних пор центр притяжения Купчина переместился. Раньше им был универсам «Фрунзенский» и туда в большинстве своём устремлялись жители близлежащих кварталов, теперь значительную нагрузку принял на себя большой продовольственный магазин в новом торгово-бытовом комплексе, вступившем в строй на Будапештской улице, 9. На его полках – товары сотен наименований. По соседству с продовольственным – магазины кулинарии и хозяйственный, второй этаж занимает кафе. А всего на 6000 квадратных метрах здесь разместилась прачечная, ателье проката, парикмахерская, сберкасса и многие другие службы. Бес сомнения, торгово-бытовой комплекс значительно улучшит обслуживание жителей Купчина.

На снимках (сверху вниз): Самый протяжённый дом; здание на Бассейной улице ждёт новосёлов; один из лучших строителей 20-го треста Главленинградстроя В. Борунов; в новом торгово-бытовом комплексе.

Фото В. Брязгина

  



    

Ленинградская правда 1980-е годы 

 

Купчино

 

Воспоминания Дмитрия Михайловича Романского

 

 

 

  

Сегодня это огромный благоустроенный район Ленинграда? А раньше? Что мы знаем о нем?

Мое детство (мне сейчас 75 лет) прошло в деревне Купчино, где отец, М. В. Романский, поселился задолго до Октябрьской революции. Человек любознательный, решил разыскать материалы по истории деревни. Проявив настойчивость, получил доступ в архивы и после длительных поисков собрал довольно любопытные данные.

Вот что он рассказывал. С основанием Петербурга и его постепенным ростом в город начали тянуться с продуктами крестьяне из окрестных деревень. Городские власти увидели в этом повод для увеличения государственных доходов. На дорогах при въезде в столицу устроили заставы, на которых с проезжающих взимали пошлину.

На Киевском тракте таким пунктом была Средняя Рогатка. Но мужички — кто был не при деньгах, кто не хотел раскошеливаться, — быстро нашли способ избегать встречи с тогдашними «фининспекторами»: не доезжая до Средней Рогатки, сворачивали вправо, на проселочную дорогу, где верстах в трех от тракта находилась деревушка Купсино, существовавшая тут с незапамятных времен. Здесь их ожидали питерские торговцы, происходила купля-продажа доставленных продуктов и товаров. Не очень удобное в произношении Купсино постепенно как-то само собой превратилось в Купчино.

Рос Петербург, росла деревня. В начале нынешнего века она стала походить на большое село. Жители занимались молочным животноводством, выращиванием овощей. Особенно славились купчинские капуста и картофель.

В деревне были школа, читальня, кузница, пожарное депо, в котором дежурили члены добровольной дружины. В центре красовалась оригинальная деревянная церковь.

От городской черты Купчино находилось в трех километрах. Сообщались со столицей только на лошадях или пешком, так как железнодорожная платформа еще не существовала.

После победы Великого Октября жизнь почти не изменилась, была такой же размеренной и тихой. Только в начале 1930-х годов организовался на купчинских землях колхоз имени Тельмана. Тогда же на линии Витебской железной дороги устроили полустанок Купчино, но останавливались на нем далеко не все пригородные поезда.

В годы Великой Отечественной войны население эвакуировали в Ленинград, а жилые дома, за исключением трех, оставленных для военных целей, разобрали на топливо.

Казалось — пришел конец деревне. Ан нет, уже в 1944-м потянулись купчинцы на родные места, поднялись на пустыре первые строения. Возродилось Купчино, правда, в меньших размерах, чем до войны.

Дальнейшая судьба деревни известна: в связи с началом массовой застройки территорий, расположенных к югу от Ленинграда, ее ликвидировали. Памятью о Купчино остались названия улицы, станции метро и железной дорога, огромного жилого массива, возникшего здесь, да несколько вековых деревьев, уцелевших на улице Димитрова.

  



    

 

Головная экспериментальная...

Каркасно-панельное здание АТС в Купчине


Архитектурные премьеры

 

 

 

 

И. Б. Мальков, архитектор
 

Ленинградская панорама  № 7 1983 г.  

   

Необычное здание появилось невдалеке от пересечения улиц Бассейной и Будапештской, в районе, который, надо сказать, привык в последние годы к градостроительным экспериментам. Вспомним, как, удивив свежестью своего объемно-пластического решения, поднялся над унылым строем девятиэтажек нарядный 17-этажный жилой дом-башня. «Новосел» городских строек продемонстрировал тогда, какими богатыми возможностями обладает 137-я серия.

По оси Бухарестской улицы вырос впечатляющий комплекс двух полукилометровых по протяженности многоэтажных корпусов — своеобразных пропилеев Купчина.

Огромный жилой массив все больше обрастает предприятиями обслуживания, общественными учреждениями. Отдельно стоящие торговые центры, универсамы и предприятия сферы услуг, встроенные в первые этажи жилых домов, новые поликлиники (об одной из них — стоматологической — в журнале подробно сообщалось в № 9 за 1982 год, общежития, общеобразовательные и музыкальная школы, проектные и исследовательские институты, другие организации... Образно говоря, все более насыщенной и живой становится городская плоть Купчина, которая еще недавно безоговорочно относилась к категории района-спальни. На этом пути предстоит, конечно, сделать еще много, чтобы удобства для здешних жителей стали более пропорциональны количеству населения новых микрорайонов.

Характерно в этом отношении и новое сооружение на улице Бассейной. Еще не зная о его предназначении, горожанин неосознанно попадает в поле его эмоционального воздействия. Одних постройка привлекает своими динамичными формами, активным цветовым решением фасадов, облицованных светло-коричневой плиткой. Других — интригует узкими окнами-бойницами, большими плоскостями стен, высоким темным цоколем.

Так или иначе, равнодушных нет. Что там внутри? Почему в перспективе просторных улиц Купчина, на фоне яблоневого сада-парка построили это непонятное здание?

Вопросы не случайные. Рассматриваемый объект — экспериментальный, первый, потому и не угадывается сразу его функция. Здание открывает серию узловых автоматических телефонных станций нового поколения, выполняемых на основе каркасно-панельной конструкции и рассчитанных на обслуживание 20 тысяч абонентов.

Могут задать вопрос: а что, прежние АТС не оправдали себя? Дело в том, что узловые АТС строились в десятой пятилетке в основном по двум индивидуальным проектам специалистов ЛенНИИпроекта (Химкомбинатовская и Фарфоровская АТС), которые затем повторялись для других мест. Все они отвечали требованиям технологического назначения и в градостроительном плане были достаточно удачны. Однако их планировочная схема очень жестка, возможности применения нового оборудования или увеличения мощности станции в заданных пределах оказывались весьма проблематичными. Кроме того, несущие стены корпусов выкладывались из кирпича.

В условиях, когда решениями XXVI съезда партии предусматривается очень существенный прогресс телефонизации городов и населенных пунктов страны, когда Ленинград достиг рекордного прироста городской сети абонентов, прежние методы формирования узловых АТС все более становились одним из тормозов дальнейшего развития телефонной связи. Этим и было продиктовано стремление использовать для сооружения АТС каркасно-панельную конструкцию, поставить строительство этих сложных сооружений на индустриальные рельсы.

Предложенный для экспериментального строительства типовой проект (архитектор — А. Б. Паперно, конструкторы — Б. С. Аксельрод, И. П. Белоголова, инженеры — А. Е. Юдович, Т. О. Скрипник, А. И. Шильман) разработан на основе нового технологического, объемно-планировочного, конструктивного и инженерного решений. Новая АТС представляет собой 6—7-этажное здание, планировочная схема которого отличается гибкостью за счет применения единого модуля 6X6X4,8 м (h). Причем каждый из типовых этажей состоит из автозала и примыкающих к нему с двух сторон комплекса вспомогательных помещений и камеры кондиционирования.

Данное решение позволяет производить реконструкцию любого этажа, например при переходе с координатного на солее современное электронное оборудование, независимо от эксплуатации остальных. Кроме того, мощность АТС можно наращивать постепенно — этажи с оборудованием вводятся в эксплуатацию с разрывом в несколько лет, что очень важно для постоянно растущих районов новостроек. Учтены и требования полносборного строительства. Конструкция предполагает использование сборного свяэевого каркаса для общественных зданий с навесными керамзитобетонными панелями вертикальной разрезки высотой на этаж.

Что же показал эксперимент на Будапештской? Насколько эффективно применение нового здания АТС? Каковы его градостроительные качества? Удобно ли оно в эксплуатации? Как видим, эксперимент затронул сложный комплекс проблем.

Компактное, в достаточной степени монументальное здание отражает его четкую объемно-пространственную и функциональную структуру. В нижней части (цокольный — второй этаж) размещены все помещения, связанные с энергообеспечением АТС, вводом и преобразованием сигналов, технические помещения общего назначения и административно-бытовые помещения. В верхней (третий — седьмой этажи) — располагаются основные технологические помещения станции.

Щелевидные оконные проемы, чередующиеся с глухими участками стеновых панелей, опоясывают фасады. Индивидуальную характеристику им придают вертикальные ребра. Такие членения, подчеркнутые светотенью, создают активную архитектурную тему, хорошо читаемую на фоне окружающей жилой застройки.

Характерность здания определяется прежде всего организацией внутренних пространств, имеющих большую глубину и ограниченную потребность в естественном освещении. Это позволило решить корпус почти квадратным в плане со сторонами 30X36 м, что в свою очередь обеспечило высокую эффективность использования территории. Специфические требования к режиму эксплуатации коммутационного оборудования, заключающиеся в создании искусственной среды для его надежной работы, определило и такой композиционный прием, как узкие вертикальные ленты проемов-окон.

Для смягчения жесткой планировочной схемы авторы проекта выявили вертикали основных лестничных клеток, связывающих все производственные этажи. Авторы довольно убедительно выявили на фасадах АТС галереи, необходимые для монтажа технологического и инженерного оборудования. Это позволило обогатить пространственное восприятие объема, уйти от образа многоэтажной прямоугольной коробки, зрительно округлить массу здания и одновременно усилить его пластичность.

Бесспорно, строительство первого экспериментального здания по новой технологии является большим и заслуженным успехом.

Скажем и о градостроительных свойствах нового сооружения. Поскольку оно очень компактно, это окажется удобным при размещении его в условиях плотной городской застройки. Если говорить об архитектурных достоинствах, то следует подчеркнуть такое обстоятельство: здание композиционно замкнуто само в себе, его внешняя характеристика целиком вытекает из внутренней сути производственных процессов: оно не имеет явно выраженного главного фасада и тем самым абстрактно к окружающей среде. Это является большим положительным качеством, так как позволяет в любых городских условиях располагать АТС как градостроительный акцент.

Не обошлось и без недостатков. Представляется неубедительным прием членения фасада, который должен подчеркнуть разновеликость объемов различных частей здания. Единственный уширенный оконный проем на верхнем этаже не обеспечивает прорыва однородной ткани фасада по вертикали и композиционно не оправдывает угловое нарастание массы. Вероятно, уширение оконных проемов следовало бы распространить и на другие этажи.

Явно случайными выглядят также в цокольной части окна жилых квартир, встроенных в АТС. Они никак не корреспондируются ни по масштабу, ни по геометрии с четким и предельно ясным решением фасадов.

К сожалению, реализация проекта не позволила пока выявить преимуществ чисто строительных. Срок возведения объекта был явно растянут, что оправдано лишь тем, что здание это первое и приходилось создавать заново всю оснастку для изготовления железобетонных изделий и панелей сложного профиля. Думается, что в последующем строители смогут возводить подобные корпуса значительно быстрее, чем нынче, и тем самым откроют дорогу к дальнейшему наращиванию мощностей городской телефонной сети.

Обидно, что работники УНР-27 треста № 16 Главленинградстроя не позаботились о высоком качестве исполнения всех операций. Небрежная расшивка вертикальных швов в цокольной части здания, наспех выполненное благоустройство прилегающей территории (неровные, с околами поребрики и ступени лестницы террасы, покосившиеся торшеры наружного освещения, просевшая отмостка), не очищенные во многих местах от раствора и грязи стены... Такие огрехи не могут не портить впечатления.

В заключение скажем, что хотя первое здание новой узловой АТС сооружено, однако эксперимент продолжается. Учитывая полученный опыт, строители приступили к возведению Пороховской и Колпинской узловых АТС. В ближайшие годы на очереди Суздальская, Западная, Новоизмайловская, Голиковская...

Как видим, главная цель достигнута. На основе номенклатуры изделий каркаснопанельной конструкции и унифицированных инженерных решений создано здание архитектурно выразительное, полностью соответствующее технологическим нуждам телефонии и в то же время более простое в реализации.

  



             

 

Купчинские вести 

 

Вырезки из выпусков газеты конца XX – начала XXI века

 

 

 

Предоставлено руководством 325 школы
Фрунзенского района

 

     

 № 6 за 1999 г.

 

 

 

 

 

     

№ 1 за 1997 г.

 

№ 8 за 1998 г.

 

     

 № 11 за 2001 г.

       



        

Экскурс по школьным музеям 

 

Вырезка из газеты "Купчинские вести" № 1, 1999 год

 

 

 

 

 

 

О. Алексеев, руководитель Совета по работе школьных музеев и залов
   Фрунзенского района

 

   К врагу не знали мы пощады,
   И не было для нас
                            ценней наград,
   Чем после долгих
                        месяцев блокады
   Вступить в непокоренный.
                                   Ленинград.

 

Ярчайшей страницей боевой летописи Великой Отечественной войны является героическая оборона Ленинграда. У стен города на Неве отборные немецко-фашистские дивизии впервые были вынуждены остановиться и перейти к позиционной борьбе. Не добившись решительного успеха в наступательных боях, противник не смог сломить упорства и стойкости защитников города ни огневым штурмом, ни 900-дневной блокадой.

Ежегодно в январе наш город, вся страна отмечают знаменательные даты, сыгравшие исключительную роль в битве за город на Неве и в истории Великой Отечественной войны.

Немалый вклад при защите Ленинграда внес и наш район, через который проходили линии внутренней обороны города. На территории района дислоцировались боевые соединения, которые вели контрбатарейную борьбу с противником, отражали вражеские налеты. Сохранившиеся до настоящего времени ДОТы – главное напоминание о том военном времени. Железная дорога также связана с боевым прошлым нашего района в годы Великой Отечественной. Еще велись бои на дальних подступах к Ленинграду, а из цехов заводов уже пошли на фронт железнодорожные платформы с установленными на них корабельными орудиями. Обслуживали их моряки. Все эти батареи были сведены в 101-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду, сыгравшую важнейшую роль в контрбатарейной борьбе с противником на участке Витебской железной дороги.

4 июля 1941 г. была сформирована 3-я Фрунзенская Дивизия народного ополчения, бойцы которой приняли боевое крещение на Луж- ском рубеже. О боевых буднях Дивизии рассказывает музей 299-й школы. Часть ополченцев дивизии принимали участие в героической эпопее Ледовой Дороги жизни, сыгравшей исключительную роль в период блокады города. Она оправдала надежды ленинградцев, помогала им выстоять и победить. Подвигу автомобилистов, зенитчиков, ремонтников, всех тех, кто обслуживал Ледовую трассу, посвящены музеи и залы школ №№ 230, 303, 311, ТПУ № 77, Автотранспортного техникума.

Для борьбы в тылу врага в нашем районе были сформированы 15 партизанских отрядов. 3-й партизанской бригаде, которой командовал легендарный А. В. Герман, посвящен музей 360-й школы. Герой Советского Союза А. В. Герман учился в нашем районе. Ему посвящена экспозиция в музее 367-й школы. Эта школа – одна из немногих школ города, которая работала всю блокаду.

Боевое прошлое района тесно связано с артиллерийскими соединениями, оборонявшими наш город. Трудящиеся Фрунзенского района являлись шефами 101-го гаубичного артиллерийского полка (впоследствии 12-го гвардейского полка). В сентябре 1941 г. полк развернулся на южных подступах к городу. Только за сентябрь-октябрь 1941 г. артиллеристы полка уничтожили 4 минометных и 12 артиллерийских батарей противника, 12 дзотов, заставили замолчать десятки других артиллерийских батарей, истребили более 2-х батальонов врага. На территории района в контрбатарейной борьбе с противником активно участвовали воины 192-го и 194-го зенитно-артиллерийских полков. Их ратным делам посвящены залы и экспозиции в школах №№ 205, 310, 325.

18 января 1943 г. – одна из самых памятных дат в боевой летописи нашего города. В этот день на окраине Рабочего поселка N 5 встретились воины передовых подразделений 136 и 18 стрелковых дивизий, был поднят флаг над освобожденным Шлиссельбургом. В результате тяжелых, кровопролитных боев, начавшихся 12 января, была прорвана шестнадцатимесячная блокада. В самом узком месте вражеского кольца на Шлиссельбургско-Синявинском выступе обороны противника наши бойцы отвоевали небольшую полоску земли вдоль южного берега Ладожского озера. Но ее значение для окруженного врагом города было очень велико. В прорыве блокады отличились воины 136-й стрелковой дивизии – ветераны боев за Ханко. О славных защитниках полуострова Ханко рассказывает музей 368-й школы “Непобежденный Гангут". Музей посвящен подвигу русских воинов в сражении со шведами при Гангуге (Ханко) в 1714 г. и подвигу советских воинов при защите подступов к городу на Неве от немецких захватчиков спустя 227 лет. В боях во время прорыва и снятии блокады с лучшей стороны проявили себя бойцы 45-й стрелковой дивизии. Эта дивизия одной из первых на Ленинградском фронте удостоилась звания Гвардейской. Боевому пути этой Дивизии посвящен Зал Боевой славы 443-й школы.

В тяжелейших условиях защищала ленинградское небо наша авиация; Операция по прорыву блокады обеспечивалась силами 14-й. Воздушной армии. О боевом пути этой армии рассказывает Зал Боевой славы 448-й школы. Ленинградским пилотам посвящены Залы Боевой славы в школах №№ 313, 322, 365.

К началу 1944 г. обстановка на фронтах стала благоприятной для советского командования. 14 января 1944 г. началась операция по полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады. Первый удар по позициям врага нанесла наша артиллерия. 14 тысяч орудий и минометов обрушили шквал огня на вражеские позиции, выпустив за полтора часа 500 тысяч снарядов. После такой артподготовки с Приморского плацдарма перешли в наступление войска 2-й ударной армии. На другой день с Пулковских высот нанесла удар 42-я армия. За 6 дней боев войска этих армий прорвали сильную оборону противника и продвинулись в глубину более чем на 25 км. 19 января они, овладев Красным Селом и Ропшей, соединились. Наступление наших войск стремительно продолжалось. 27 января 1944 г. Военный Совет Ленинградского фронта доложил Верховному Главнокомандующему о полном освобождении Ленинграда от блокады. Немалый вклад в эту победу внесли бойцы боевых соединений, дислоцированных на земле нашего района. И сегодня живут в нашем районе те, кто с оружием в руках защищал наш город, освобождал его от вражеской блокады. Низкий поклон Вам, бодрости и здоровья. Особенно хочется поблагодарить тех ветеранов, кто, несмотря на свой возраст и не такое уж крепкое здоровье, все-таки находят в себе силы принимать активное участие в деятельности школьных музеев и залов, в работе поисковых отрядов. Это прежде всего Н. Е. Богатырев, Б. А. Козындо, 3. Г. Артемьева, А. Л. Пейсах, И. И. Ушаков, И. И. Богданов, К. А. Герасименко, А. Г. Демидова и многие другие.

В настоящее время подводятся итоги городского смотра-конкурса творческих работ учащихся “Подвиг Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", посвященного 55-летию полного снятия блокады. В конкурсе приняли участие многие школы нашего района. Районная комиссия отобрала лучшие работы и представила на рассмотрение городской комиссии. Самые достойные из них попадут на стенды Государственного музея обороны Ленинграда. Добавлю только, что самое активное участие в смотре-конкурсе приняли школы №№ 227, 299, 311, 325, 360, 367 и ряд других.

      



       

Мои воспоминания 

 

Вырезка из газеты "Муниципальное обозрение" апрель 2000 год

 

 

 

 

 

Воспоминания Геннадия Петровича Карасёва

 

В начале апреля в редакции "Муниципального обозрения" побывал очень интересный человек, старожил наших мест Геннадий Петрович Карасёв. Рассказ Геннадия Петровича показался нам достойным внимания наших читателей, и поэтому мы его публикуем полностью.

На вопрос: "Где Вы живете?" многие горожане отвечают: "В Купчино", но, наверное, не каждый петербуржец знает, где же находилось это Купчино.

А находилась эта деревенька у самого края платформы "Проспект Славы”, там, где когда-то был железнодорожный переезд, у пересечения Южного шоссе (ныне это – Альпийский переулок) с Витебской железной дорогой.

На краю деревни Купчино находилось красивое старинное кладбище, причём изгороди у него не было. Вместо ограды по всему периметру кладбищенской территории росли кусты сирени. (Снесли это кладбище в начале 60-х годов). За платформой "Проспект Славы" (на расстоянии около 500 метров) начинались городские свалки. Всего, насколько я помню, было три свалки. Территорию одной из свалок удачно использовал совхоз "Ударник": так как туда свозили экологически чистые отходы мебельного производства – стружку, пищевые отходы, то директор "Ударника" расчистил территорию свалки и посадил вдоль Витебской железной дороги яблоневый сад. Причём на этом колхозники не остановились, и второй яблоневый сад посадили вдоль Московской ветки железной дороги (от метеостанции до платформы "Сортировочная"). Красивейший был сад!

А какие там замечательные яблоки вырастали!

Один только сорт "бергамот" чего стоил! Собирали этот сорт поздней осенью. Яблоки были крепкие и зеленые, а доходили они до кондиции к январю. Жаль, что вырубили почти полностью этот сад. Осталось там мало яблонь, но зато появилось много гаражей и паркинг. Не думаю, что замена одного на другое порадовала жителей соседних с садом домов.

На месте, где находится Муниципальный Совет МО № 72, на Пражской, 35 был когдато центр посёлка, а вернее сказать, деревни Рылеево. Всего две улицы было в этой деревеньке: ул. Володарского и ул. Байкальская. Там, где сейчас находится здание районной администрации (бывший исполком Райсовета) до осени 1941 года стоял дом семьи Пастуховых. (Почти вся семья Пастуховых погибла в Великую Отечественную). Осенью 41 года дом Пастуховых снесли: он пошёл на дрова и строительные материалы для мастерской по ремонту танков, которая находилась как раз в центре большого сада за домом Пастуховых. В этой мастерской выполняли мелкие ремонтные работы. Если требовался серьезный ремонт, то танки отправляли на Кировский завод. Вы, наверное, видели, что рядом с 40-м отделением милиции, на Пражской стоит ДОТ. Так вот, прямо за ДОТом находился наш дом, вернее сказать, дом моей бабушки. ДОТ на Пражской, 35 строили женщины. Все машины со строительными материалами – цементом, арматурой – проезжали через двор нашего дома. В ДОТе находился склад боеприпасов и склад продовольствия. Был в ДОТе даже свой колодец. Рядом с ДОТом находилась землянка, в которой жили женщины-солдатки. И был у них командир, младший лейтенант, которого жители поселка называли "Пастушок".

Там, где сейчас стоит 201 школа, в 41 году проходила линия обороны. В землю были закопаны три танка. От нашего ДОТа до этих танков были прорыты ходы сообщения. Много, очень много было таких ходов сообщения, так что от нашего поселка можно было по этим ходам дойти до Витебской железной дороги.

Всё было изъезжено танками, правда, по огородам танки не ездили. Начальство танкистам строго запретило, так как один раз, еще в начале войны, они поехали в мастерскую прямо через огороды. Был тогда большой скандал.

Рядом с ДОТом стояла армейская полевая кухня, а чуть подальше солдатами была построена деревянная баня. Территория за бывшим зданием исполкома, ближе к проспекту Славы, использовалась в военные годы в качестве учебно-тренировочного полигона, на котором новобранцы проходили курс молодого бойца.

В посёлок Рылеево моя семья переехала на жительство в 1941 году. Мой отец работал на железной дороге: вначале – крановщиком станции "Сортировочная-Московская", а затем – электриком на подстанции. Всю войну мы прожили в Рылеево. В начале октября 1941 года нас хотели эвакуировать, мы уже собрали все вещи, ждали отца. Но прошло назначенное для отъезда время (шесть часов вечера), а отца все не было. Он пришел только в десять и сказал, что состав с эвакуированными из Ленинграда немцы разбомбили вблизи станции Мга. Из 2,5 тысяч человек в живых осталось 500, а 200 человек были ранены. Мама тогда приняла решение, что мы из Ленинграда уезжать не будем: "Если умирать, то дома".

Рылеево немцы постоянно обстреливали (с Пулковских высот). Как-то за нашим домом поймали фашистского наводчика. По высокой трубе одного из домов посёлка он корректировал артиллерийский огонь. Во время войны за станцией "Фарфоровская", ближе к метеостанции, стояла зенитная батарея. Как только немцы подлетали к Ленинграду, батарея начинала свою работу, била фашистов.

После Великой Отечественной я каждое лето отдыхал у бабушки. (Жили мы в Московском районе, на Смоленской улице). Хорошо здесь было летом. Бабушка держала корову. В Рылееве в каждом доме в была своя корова, а у некоторых – по две.

Купаться ходили на речку Волковку. на "Камешек" (это где теперь находится кольцо трамваев "Проспект Славы"). Там был хороший, глубокий и чистый омут. До начала 60-х Волковка петляла по всему Купчино. Она протекала через нынешний парк Интернационалистов, пересекала проспект Славы (в том месте, где сейчас находится 604-я школа) и по улице Турку выходила к улице Салова. Кстати, за улицей Салова течёт Волковка по своему старому руслу. Позже прорыли вдоль Витебской железной дороги канал и направили речку в новое русло, а старое постепенно засыпали. Только остались кое-где в Купчино (как в парке Интернационалистов) пруды – память о реке Волковке.

Мы любили нашу речку за ее чистоту и прозрачность. Весной и летом ловили рыбу, причем попадались довольно крупные щуки, караси и лещи.

Со временем многое забывается, но кое-что я еще помню.

Массовое жилищное строительство началось здесь в 62-64 годах. Самый первый дом в Купчино был построен на Будапештской улице, вблизи проспекта Славы. Очередь на единственный автобус, ходивший по Будапештской до метро "Электросила", достигала огромных размеров. Правда, автобусы тогда ходили непрерывно, один за другим, не так, как сейчас.

В 1967 году, к 50-летию Советской власти, по Бухарестской улице пустили трамвай. Строили трамвайную ветку солдаты из железнодорожных войск.

Через несколько лет городскими властями было принято решение о расширении участка улицы Салова, проходящего через Ново- Волковское кладбище. Трамвайная ветка, проходящая в этом месте с одной стороны дороги почти в плотную к ограде кладбища, после реконструкции оказалась в центре улицы Салова, а для этого пришлось снести более ста могил. Печальная церемония эксгумации и повторного захоронения гробов на новом участке Ново-Волковского кладбища проходила в течение нескольких месяцев под слезы и рыдания безутешных родственников.

В начале 70-х стали сносить садоводства вдоль Южного шоссе. Ровно 25 лет просуществовали там садовые участки. И если Вы побываете сейчас в парке Интернационалистов, то обратите внимание на яблоньки – это всё, что осталось от бывших садоводств.

В 1968 году сгорел последний деревянный дом бывшего посёлка Рылеево. Он стоял рядом с домом  № 86, кор. 1 на Бухарестской улице. Так закончилась история нашей деревеньки и началась новая история – история Купчино.

С Г.П. Карасёвым встречался А. Южный

      



       

Район подтянул «Зеленый пояс» 

 

Вырезка из газеты "Фрунзенский район" № 10,  2002 г.

 

 

 

 

 

Р. Максимов

В квартале № 14 вместо свалки вскоре появится парк

     

В районе продолжается подготовка к трехсотлетию Петербурга. Одним из наиболее грандиозных предъюбилейных проектов вполне может стать комплексное благоустройство квартала № 14. Он расположен между Альпийским переулком, проспектом Славы, Будапештской и Белградской улицами. Уже разработано предпроектное предложение, согласно которому нынешний пустырь должен вскоре превратиться в парк.

Российский институт урбанистики, которому было поручено сделать предпроектное предложение, нарисовал такую картину будущего парка, что у всех, кто смотрел на нее, аж захватывало дух. Впрочем, сразу становилось ясно, что бюджетных денег на такую красоту все равно не хватит. Вот и глава района М. Д. Щербакова на совещании, посвященном благоустройству квартала № 14, попросила всех присутствующих не витать в облаках, а смотреть на вещи реально. Но в то же время подтвердила, что территориальное управление заинтересовано в благоустройстве этой территории.

Судя по всему, заинтересованы в этом все ветви власти. И исполнительная, и законодательная (депутат ЗАКСа В. И. Еременко выделил средства на предпроектные изыскания), и муниципальное образование № 74. Его председатель А. Г. Зайцев даже признался мне, что строительство этого парка – главная задача, которую он ставит перед собой, как депутат. Такое единодушие во взглядах должно привезти к хорошим результатам. И парк в квартане № 14, скорее всего, появится. А вот насколько он будет хорош, покажет время. Ведь сейчас еще даже не существует его проекта.

Однако, если хотя бы половина зарисовок института урбанистики воплотится в жизнь, этот парк вполне можно будет считать эталоном для многих петербургских районов, за исключением, разве что центральных. Например, водоем предлагается увеличить ровно вдвое, благо под землей здесь существует скрытое русло реки. Нужно всего лишь вскрыть его и освоить новую акваторию. Грунт, который при этом будет вынут, предлагается использовать для организации микрорельефа. Чуть в отдалении вполне могут появиться детская и спортивная площадки. Радует, что деревьев в парке, судя по эскизу, должно быть немало. Ведь для экологического благополучия этого микрорайона, которое сильно подпорчено изнывающим от транзитных машин проспектом Славы, это просто необходимо.

Впрочем, парк по планам института урбанистики должен стать не только «зеленым поясом» для Купчино, но и местом памяти героических защитников блокадного Ленинграда. Здесь во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны нашего города, и это место для многих ветеранов святое. Поэтому там, где пятьдесят лет назад стояло зенитное орудие, планируется установить его муляж, а ближе к центру парка – закладной камень в честь трехсотлетия Петербурга. В будущем он должен превратиться в обелиск памяти.

Есть и еще одна причина, по которой парк в квартале № 14 просто необходим. В этом районе около пятидесяти «хрущевок», которые пора реконструировать. Ведь срок их эксплуатации постепенно истекает. Но ни один инвестор, как уверил меня председатель муниципального образования № 74 А. Г. Зайцев, не захочет иметь дело с неблагоустроенной территорией. А те времена, когда государство взваливало на себя все затраты по инвестициям, давно уже канули в Лету. Нынче у бюджета тех возможностей нет.

Кстати, благоустройство квартала № 14 уже началось. Пока, правда, работы коснулись лишь дворовых территорий. Там положили новый асфальт, установили поребрики, расширили сами внутриквартальные дороги, омолодили газоны. А вот взяться за пустырь еще не успели. Так что любителям сравнений можно посмотреть на ужасную свалку, чтобы понять в следующем году, как сильно изменился квартал.

Уже осенью муниципальный Совет за счет своих средств почистит пруд, который расположен на территории будущего парка. Вероятно, где-то в то же время должен появиться м сам проект благоустройства. После этого уже можно будет сказать, сколько денег придется изыскивать Комитету по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга и властям района. А еще – насколько реальны были предпроектные предложения института урбанистики.

     



       

У Куракиной дороги 

 

Вырезка из газеты "Фрунзенский район" № 12,  2006 г.

 

 

 

 

 

 

Воспоминания Пелагеи Степановны Ершовой

        

Пелагея Степановна Ершова приехала в Ленинград в 1938 году к своим деревенским подружкам, которые работали на 4 Кирпичном заводе. Было ей 20 лет. Подруги помогли устроиться работать в строительный цех разнорабочей, поселили в общежитие, которое находилось в посёлке Куракина дорога № 8. Теперь это Южное шоссе. Её рассказ о тех временах мы сейчас публикуем.

Наш посёлок был застроен деревянными одно и двухэтажными бараками. В посёлке были здравпункт, столовая и клуб, где собиралась вся заводская молодежь из деревни Рылеевка, которая находилась на территории сегодняшней Софийской улицы и Фарфоровского поста. Около бараков устраивали танцы под гармонь, пели песни, плясали.

Бараки были для одиноких мужчин, женщин и семейных пар. Печек для приготовления еды не было. В комнатах находились только круглые железные печки для тепла, их топили сланцем. На месте современного дома № 102 находилась столовая. Там мы ели, покупали квас.

Для всех общежитий был санпропуск типа бани, где были деревянные шайки, горячая и холодная вода, выдавали бесплатно мыло. Мылись один раз в две недели. Нам меняли постельное бельё. Наше личное белье мы сдавали на обработку. За порядком и чистотой в общежитии строго следил комендант.

Туалеты в посёлке были на улице. Чтобы были чистота и порядок в посёлке, целыми днями трудилась рабочая Вера. Она убирала мусор со всего посёлка и следила за туалетами.

Кроме деревянных бараков на берегу реки Волковки, русло которой теперь изменено (остался один водоём в парке Интернационалистов), находился большой деревянный дом, гдё жили семейные, работающие на Кирпичном заводе. Каждый имел своё хозяйство: сараи с коровами, гусями, курами, овцами. Вокруг были сады, огороды, Из этого дома ныне здравствуют Останкова Евдокия Фёдоровна, 85 лёт (в войну служила на Ленинградском фронте связистом) и Карзунова Елена Демьяновна, 96 лет (житель блокадного Ленинграда).

В феврале 1941 года я вышла замуж. Но вскоре началась война. На второй день пришла повестка мужу на фронт, а осенью 1941 года пришла похоронка.

На второй день войны молодёжь и одиноких послали на оборонные работы под Кингиссеп в лес. Привезли ночью, высадили нас в лесу, дали приказ рыть лопатами противотанковый ров. Работали только ночью. Немец быстро наступал, и мы бежали, истощенные от голода, обратно в Ленинград.

15 июля 1941 года я добралась до своей комнаты в посёлке. На оборонные работы от завода нас отправляли неоднократно.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Завод встал. На нашем 4-м Кирпичном заводе стоял замаскированный бронепоезд.

Там, где Софийская улица, в районе овощной базы, было поле и там стояли танки. Кругом были патрули. Везде была светомаскировка. Пройти без пропуска в посёлок было невозможно.

С апреля 1942 года я была в эвакуации, где работала всю войну в колхозе и на льнозаводе. После войны до 1949 года работала в Башкирии. Вернулась в Ленинград на родной завод 1 октября 1949 года. Поселили меня сначала в 6арак (теперь там стоит дом № 66), в 1950 году - в посёлке построены 6 двухэтажных домов по 8 квартир. В 1963 году мне от завода дали однокомнатную квартиру.

До войны единственным кирпичным зданием в посёлке был Дом ребёнка для беспризорных детей. С начала войны детей эвакуировали, здание огородили высоким забором и там был Ревтрибунал. После войны в Доме ребёнка было общежитие. Сейчас в этом здании находится Фрунзенский военкомат.

После войны поселок стал преобразовываться. К 1950 году на месте бараков стали строить кирпичные дома, появился продуктовый магазин.

И теперь наш посёлок, побывав в двух районах: Московском, Невском, теперь входит в состав Фрунзенского. Я прожила долгую жизнь. Была война, было горе, но была и радость.

     

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017