Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Светлая река, несущая нечистоты
   

  
Часть третья
   

   Волковка – Обводный канал – Монастырка

 

Очередной этап экспедиции по обследованию реки Волковки прошёл в конце августа 2015 года. От всех предшествующих он отличался малочисленностью группы участников похода и наличием плавсредства для передвижения по реке. О задействованном судне следует сказать особо. Это надувная пластиковая лодка китайского производства "Explorer К2", она же – байдарка, она же – каяк, вместимостью 2 человека и допустимой нагрузкой до 160 килограмм. Владелец лодки – Павел Швец – дал ей название "Купсилла".

Ещё при подготовке экспедиции и тестировании лодки на купчинских карьерах, многие высказывались скептически о самой лодке и о возможности использования её для плавания по Волковке. Основным опасением была высокая вероятность пропороть днище и бока надувной лодки о разномастный мусор, какового в изобилии имеется в речке. Не без некоторой доли юмора высказывались также в том смысле, что лодка просто расплавиться в воде, насыщенной всяческими, сбрасываемыми в неё, кислотами. Несколько забегая вперёд, следует отметить, что все опасения оказались беспочвенными. Лодка не только выдержала, без преувеличения, непростой путь, но и сохранила полную работоспособность для будущих экспедиций.

Начать путешествие было решено 23 августа 2015 года у Алмазного моста. А точнее, у отставленной от работы конструкции старого моста с красиво выведенной датой "1937 г.". Именно здесь и состоялся спуск "Купсиллы" на воду. Спуску предшествовал довольно длительный процесс сборки, экипировки и накачки лодки.

 

       

 

Место начала экспедиции

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
   

Павел Швец на волковке

 

река волковка

 

 

Место начала экспедиции

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

Лодка предназначена для перевозки двух человек. Однако, сразу по спуску байдарки на воду, стало очевидно, что в данном месте реки нахождение в лодке двух путешественников невозможно. Глубина реки была столь незначительной, что даже один человек сидящий в лодке плотно прижимал оную ко дну.

Выход из положения был найден. Павел Швец, а именно он на протяжении всего путешествия выступал в роли капитана, разместился в лодке так, чтобы максимально рассредоточить нагрузку. Говоря иными словами, Павел в лодке лёг. И лодка поплыла!

Тем не менее, она всё равно изредка натыкалась на препятствия. Тогда Павел умудрялся ложиться не на дно байдарки, а на надувные борта. Ситуация осложнялась тем, что в этот момент необходимо было ещё и грести. Киль на лодку не устанавливался (при данных условиях он выполнял бы лишь роль якоря), поэтому вёслами также задавалось правильное направление движения.

В сухой сезон севернее Алмазного моста Волковка представляет собой очень неглубокую речку с мутной грязной водой и достаточно быстрым течением. В непосредственной близости от моста с восточной стороны в реку идёт постоянный сброс некоей жидкой субстанции сине-серого цвета без запаха. Предположительно, это сброс от нового торгового комплекса "РИО".

  

       

 

Волковка ниже Алмазного моста

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Волковка ниже Алмазного моста

 

     

 

Волковка ниже Алмазного моста

 

       

 

Волковка между Алмазным и Третьим Волковским мостами

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Севернее Алмазного моста восточный берег Волковки обрамляет забор гаражной стоянки. Но вскоре гаражи уступают место памятникам. Начинается Ново-Волковское кладбище. Западный берег реки, в отличие от восточного, легко доступен всем желающим полюбоваться красотами водной артерии. Почти параллельно ему проходит Витебская Сортировочная улица. Хотя и здесь есть несколько препятствий. Частично территорию от улицы до берега реки занимают автотранспортные предприятия и стоянки, и проход вдоль берега реки невозможен. Пройти нельзя, но проплыть-то можно! Именно это и было проделано капитаном "Купсиллы" единолично. Остальные же участники экспедиции обошли данный отрезок по Витебской Сортировочной улице.

Маленький участок православного кладбища, выходящий к берегу сменяется кладбищем мусульманским. Это одно из самых старых кладбищ Петербурга. Хотя справедливости ради, стоит заметить, что в то время когда оно было основано, до города отсюда было далековато. Татарский и Персидский участки (а это очень разные вещи) мусульманского кладбища были расположены у берега реки. К берегу они выходят и поныне. Да вот беда, река регулярно разливается и подтапливает кладбище. Но это было б ещё ничего. Гораздо неприятнее то, что Волковка подмывает кладбищенский берег и могилы постепенно сползают в реку. Не помогают ни бетонные фундаменты, ни вбитые штыри. Весьма вероятно, что какое-то количество могил река уже смыла. Участники экспедиции морально были готовы встретить плавающие в воде останки или фрагменты захоронений. Не случилось.

  

       

 

Волковка между Алмазным и Третьим Волковским мостами

 

       

 

Третий Волковский мост, вид с моста

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Примерно к середине выходящих на правый берег мусульманских кладбищ глубина реки увеличивается. На левом берегу заканчиваются закрытые территории и начинается зона отдыха местных жителей. Если бы ни кладбище на другом берегу, это действительно было бы весьма колоритное место. Журчащая река, извилистая дорожка, бегущая вдоль берега, среди деревьев, кустарников и никогда не кошеной травы. Живописные полянки с явными признаками бывших кострищ. Да-да, тут даже жарят шашлыки. Но всё портят горы, горы, горы разнообразного бытового мусора. В основном он разбросан по берегу. Но нет сомнений в том, что изрядная часть выбрасываемого приходится и на реку. То что может плавать постепенно уплывает, тяжёлые же предметы оседают на дно.

Ниже по течению от Алмазного моста Волковку чистили. Это несомненно. Но, странное дело, у участников экспедиции сложилось впечатление, что очистка была какой-то фрагментарной. Отдельные участки явно были освобождены от крупногабаритного мусора. Ещё несколько лет назад здесь можно было обнаружить кузова от легковых машин, стволы больших деревьев, непонятного предназначения бетонные конструкции. Сейчас ничего этого нет. Но отдельные части реки замусорены до безобразия. И совершенно очевидно, что мусор это появился тут не вчера.

Мусульманское кладбище, выходящее на правый (восточный) берег, заканчивается у Третьего Волковского моста. Вдоль левого берега также проходит зона отдыха местных жителей, перемежающаяся с оных же жителей гаражами. Что же это за местные? Совсем неподалёку расположен маленький и обособленный жилой массив на Витебской Сортировочной улице. Это теперь так улица называется. А раньше все дома этой местности располагались в посёлке Витебская Сортировочная. Понятно, что все жители изначально имели непосредственное отношение к железнодорожной станции. Деревянные строения бывшего посёлка ныне все утрачены. Хотя ещё несколько лет назад их колорит можно было оценить воочию. Большинство строений этой местности довоенные. Но есть и более новые постройки. Территориально все они относятся к МО Волковское.

Третий Волковский мост – пешеходный, также как и расположенный ниже по течению Второй Волковский мост. Оба эти моста соединяют Витебскую Сортировочную с "Волкушей" – Волковским проспектом и Стрельбищенской улицей. В стародавние времена всю эту территорию именовали "Волково поле" а также "Ракетное поле". Последнее название связано с располагавшимся тут артиллерийским полигоном.

  

       

 

Волковка между Третьим и Вторым Волковскими мостами

 

       

 

Волковка между Третьим и Вторым Волковскими мостами

 

       

 

Волковка между Третьим и Вторым Волковскими мостами

 

       

 

Второй Волковский мост, вид с моста

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 

Правый берег реки между Третьим и Вторым Волковскими мостами занимают различные предприятия. Нельзя сказать, чтоб они благотворно влияли на экологию реки. Но, в сравнении с безмерным потоком мусора, низвергающемся от мест гаражных стоянок, расположенных далее, территория предприятий более-менее прилична. Хотя тут имеется множество сползших в реку бетонных ограждений и прочих предметов, некогда призванных обуздать Волковку. Не тут-то было! Вода и камень точит…

Путешественники благополучно доплыли до Второго Волковского моста. Глубина реки здесь доходила до полуметра и более. При максимальной загрузке лодка легко и почти беспрепятственно проделала этот путь. Тут надо отметить, что расстояние между мостами лодка проделала уже с полным экипажем. На протяжении всего путешествия, там где позволяла глубина, пешие участники экспедиции поочерёдно присоединялись к капитану и выступали в качестве вторых номеров экипажа. 

Ниже по течению Второго Волковского моста река заметно изменилась. Совершенно очевидно, до этих краёв не добрались специалисты по очистке реки от мусора. Исчерпали, видать, свои силы, к этому месту прибыв. Так и осталась Волковка нечищеной, с многолетними мусорными отмелями, да грязевыми наносами. О плавании на байдарке на этом участке не могло быть и речи.

Правый берег реки между Вторым Волковским и железнодорожным мостами занимают поочерёдно гаражи, автозаправочная станция и снова гаражи. Левый берег доступен для прогулок. Здесь также зона отдыха неких не особо притязательных граждан. Многочисленные кострища и брошенные мангалы. Заросли густой травы, деревьев и кустарников. Некогда эту местность облагораживали. Сохранились остатки поребриков, которыми были выложены дорожки, непонятно куда и откуда проходившие. У одного из кострищ, близ такого поребрика, участниками экспедиции были обнаружены ноги. Две штуки. В брюках. Нет, не пугайтесь, это не была расчленёнка. Всё гораздо интереснее. Это были ноги от разбитого памятника. Путешественниками было высказано предположение, что ноги эти некогда принадлежали вождю мирового пролетариата.

Западнее реки сохранились забор и полуразрушенные вышки. По некоторым сведениям, здесь располагалось газохранилище – режимный объект. Теперь это довольно солидных размеров унылая пустынная территория, с многочисленными кучами привезённого грунта. Пройти до железнодорожного моста участникам экспедиции не удалось. В определённый момент на пути предстала стена гаражного кооператива. Таким образом, в этой части реки гаражи обрамляют оба речных брега. На этом отрезке был замечен один сброс некоей жидкости из большой бетонной трубы и многочисленные сбросы бытового мусора с территорий гаражных стоянок.

  

       

 

Перенос лодки, железнодорожный и Касимовский мосты

 

 

Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 
       

 

Волковка ниже Касимовского моста

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Поскольку плавание на лодке на этом участке реки оказалось невозможным, участникам похода пришлось спешиться и проделать небольшую часть пути пешком, неся байдарку в руках. Добравшись таким способом до железнодорожного моста и перейдя его, исследователи вновь испытали разочарование. Отрезок реки от железнодорожного моста до Касимовского его собрата также был напрочь не пригоден для судоходства. Эту часть реки тоже почему-то не удостоили чести быть расчищенной. Взяв лодку в руки, путешественники гордо прошествовали с ней вдоль берега до Касимовской улицы, перейдя которую, вновь спустились к воде.

Ниже Касимовского моста река была заметно чище. Здесь над ней поработали. Сразу же было принято решение плыть вдвоём. В дальнейшем стало понятно, решение приняли верное. От Касимовского до Старообрядческого моста левый берег Волковки занимает Волковское кладбище. Православный участок. Вдоль правого берега разбит газон, выходящий на Волковский проспект. Это место бывшей Волковой деревни. Одно из древнейших мест на территории нынешнего Петербурга. Волкова деревня, правда под другим названием, упоминается ещё в летописях 1500 года от Рождества Христова, хотя тогда летоисчисление было иным.

Если левый кладбищенский берег реки пологий и травянистый, то правый разительно от него отличается. Это громадная отвесная каменная набережная, напоминающая крепостную стену, если смотреть на неё с реки. Высота стены местами значительно больше ширины Волковки. Лодка, плывущая по реке, кажется почти игрушечной в сравнении с этой бетонной громадой. Вода грязная, тёмная. Местами ощущается неприятный запах. На пути исследователей возник Первый Волковский мост. Этот мост также пешеходный и ведёт от Волковского проспекта на Волковское кладбище. Случившиеся на мосту прохожие долго и с искренним удивлением смотрели на проплывающее по реке судно. Вероятно, это был первый вояж подобного рода, замеченный ими на Волковке.

Ниже Первого Волковского моста река вновь стала мелеть. Было принято решение уменьшить количество членов экипажа байдарки. Далее, вплоть до слияния реки с Обводным каналом, капитан "Купсиллы" плыл единолично.

Волковский проспект заканчивается у перекрёстка с Мгинской улицей. Далее улица именуется "набережная реки Волковки", что в полной мере отражает ситуацию на местности.

  

       

 

Волковка между Касимовским и Первым Волковским мостами

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Волковка между Первым Волковским и Старообрядческим мостами

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Ближе к Старообрядческому мосту на левом берегу заметен металлический забор с бетонно-кирпичными опорами. Это граница кладбищ. Южнее – Волковское кладбище, севернее – Литераторские Мостки. Когда-то составляя единое целое, теперь это разные кладбища, находящиеся в подчинении разных организаций. Волковское кладбище – это кладбище, а Литераторские Мостки – это музей. Хотя, по сути-то это тоже кладбище, причём кладбище действующее. Здесь и теперь хоронят выдающихся людей, в основном, деятелей искусства.

 
       

 

Вид на Старообрядческий мост

 

Вид на дно реки

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Пройдя Старообрядческий мост, участниками экспедиции было подмечено: вода стала чище. Глубина реки была небольшой, при этом всё, что находилось на дне, а в основном это были камни и автомобильные покрышки, было очень хорошо заметно. При такой же глубине, например у Алмазного моста, рассмотреть что-либо на дне не представлялось возможным.

Ниже Старообрядческого моста весь левый берег занимает территория ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Предприятие режимное, выход на берег практически невозможен. Зато с другого берега можно полюбоваться на два сброса в реку с территории предприятия. Первый, маленький, представляет собой трубу с небольшим потоком жидкости без запаха. Второй же значительно интереснее. Сброс находится ниже уровня реки. Даже в сухой сезон невозможно обозреть ни диаметр трубы, ни объём потока. Но по самой реке хорошо заметно, как этот гейзер, ключ, фонтан делает реку едва ли не вдвое полноводнее, против того, что было выше по течению. Да и само течение реки становится значительно более интенсивным.

 
       

 

Волковка ниже Старообрядческого моста, сброс Водоканала

 

       

 

Виды с Грааповского моста

 

Мост на закрытой территории

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

На протяжении от Грааповского моста и до Ново-Кирпичного моста (Обводного канала) вдоль обоих берегов располагаются различные предприятия. Имеется здесь и пешеходный мост для служебного пользования. В былые времена берега реки были обустроены причалами. Это хорошо заметно и теперь. С обеих сторон вбиты местами полусгнившие брёвна-сваи для укрепления берегов. Когда-то тут кипела жизнь и торговля. Неподалеку был известный Предтеченский рынок. Теперь лишь тишина и запустение.

 
       

 

Волковка между Грааповским и Ново-Кирпичным мостами

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Обводный канал, новые Американские мосты

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 

Экипаж лодки вновь комплектуется вторым номером. И не мудрено, выходим в Обводный канал. Плыть придётся против течения. В планах дойти до реки Монастырки, и по ней пройти до Невы. Тут перед участниками экспедиции встала серьёзная проблема. Не будучи искушёнными в гребном деле, и не имея киля у лодки (он был снят в начале путешествия) было очень непросто добиться от судна, чтоб оно плыло туда куда нужно экипажу, а не туда, куда ему, судну, хочется. Некоторая асинхронность при гребле, встречное течение и встречный же ветер мгновенно разворачивали лодку то в одну, то в другую сторону. По счастью, никаких судов кроме байдарки исследователей в канале в это время не проходило. Пешеходов на набережной Обводного канала в этом месте практически не бывает. Но, если б таковые обнаружились, они могли бы насладиться достойным созерцания зрелищем, как два незадачливых морехода в утлом судёнышке елозят по каналу от одного берега до другого, вертясь при этом на 360 градусов и явно напоминая трассу движения автомобиля по чистейшему гололёду во время заноса. Именно эту картину и могли наблюдать участники экспедиции, двигавшиеся параллельно лодке по берегу канала.

Осознав, что подобная флотоводческая метода никак не может быть названа продуктивной, было принято решение пристать к одному из спусков, а именно у Атаманского моста, вытащить лодку на берег и установить киль. Что и было проделано. Ситуация поменялась кардинально. Теперь два бывалых гребца чинно и благородно миновали оставшуюся часть канала, Казачий мост, и устремились в лоно реки Монастырки.

 
       

 

Обводный канал

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 
       

 

Обводный канал, набережные

 

       

 

Атаманский мост

 

Набережная

 

Набережная

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Обводный канал

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 
       

 

Казачий мост

 

Вид на восток

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

В достопамятные времена нынешняя Монастырка была частью реки Волковки. Вернее – Чёрной речки, а более ранние времена – Сетуя. Но в 1830-х годах рукотворный канал взрезал исторической русло Великой Купчинской реки, разорвав её на две части. Монастырка стала таковой в 1864 году. Ещё позднее, в 1887 году Волковка стала Волковкой в нижнем течении. Теперь это две разных реки, находящиеся на приличном удалении друг от друга. Река также поменяла и направление течения. Будучи ранее частью Волковки (Чёрной речки), она впадала в Неву. Теперь же Монастырка впадает в Обводный канал, а из Невы, соответственно, вытекает.

Сразу за Казачьим мостом на левом берегу заметно небольшое здание красного кирпича постройки начала XX века. Это бывшая трамвайная водокачка (водокачальня Центральной электрической станции городского трамвая), использовавшаяся с целью забора воды для последующего охлаждения трансформаторов. На левом берегу реки простираются территории Александро-Невской Лавры, на противоположном – различные предприятия. Неподалёку от Казачьего моста над рекой переброшен ещё один мост. Он пешеходный и используется в качестве теплопровода (трубопровода). Монастырка сильно отличается от Волковки. Это полноводная широкая река с проточной более-менее чистой водой. Во всяком случае, не грязнее, чем в Неве. Вдоль берегов имеются многочисленные заброшенные пристани. Берега укреплены не только деревянными брёвнами-сваями, но и досками. Имеются также и бетонные укрепления. Выше расположен мост, предназначенный для автотранспорта, далее мост-трубопровод.

 
       

 

Река Монастырка

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
     

 

Река Монастырка

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 
       

 

Река Монастырка между пешеходным-теплопроводным и автомобильным мостами

 

       

 

Река Монастырка между пешеходным-теплопроводным и автомобильным мостами

 

       

 

Укреплённые берега, заброшенные пристани

 

       

 

Кафе на берегу, заброшенная пристань

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Река делает крутой изгиб. На левом берегу некое деревообрабатывающее предприятие. На противоположном было замечено нависшее над водами кафе. Любопытно, что рекламная надпись видна со стороны реки, но при причаливании к этому месту могли бы возникнуть сложности. За мостом-трубопроводом взору путешественников предстала поразительная картина: в окружении густых деревьев, отражаясь в тёмной воде Монастырки, сверкала в лучах солнца Ризничная башня Александро-Невской Лавры. Перед ней, едва заметны в густой зелени, были очертания Второго Лаврского моста.

Между Вторым и Первым Лаврскими мостами на левом берегу реки было многолюдно и оживлённо. И не мудрено. Это едва ли не самый центр паломничества в нашем городе. Тихвинское кладбище на другой стороне реки было совершенно необнаружимо, по причине чрезвычайной густоты деревьев, высаженных вдоль берега.

 
       

 

Автомобильный мост

 

Второй Лаврский мост

 

Вид от Второго Лаврского моста

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 
   
       

 

Вид с запад (Лавра слева)

Вид Ризничную башню Лавры, Второй Лаврский мост

Вид с восток (Лавра справа)

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Вид от Второго Лаврского моста

 

Вид от Первого Лаврского моста

 

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 
 
       

 

Монастырка между Первым Лаврским и Монастырским мостами

 

       

 

Мост Обуховской обороны

 

 

Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

Полный размер

 
 

За первым Лаврским мостом открылась финишная перспектива. Оставалось пройти ещё два моста: Монастырский и мост Обуховской обороны. И вот, пройдя под обоими этими сооружениями, участники путешествия вышли в Неву. Поскольку исследователи не были экипированы должным образом, покатушки по главной реке Петербурга решено было не устраивать. Чуть только выйдя на водные просторы, исследователи сразу повернули назад и вошли обратно в Монастырку. Тут, у Монастырского моста и было принято решение о завершении экспедиции.

 
       

 

Выход в Неву у моста Обуховской обороны

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Фото Ольги Ясененко  Полный размер

 

 

     

 

Завершение экспедиции

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017