Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Дороги, которые объединяют


   Празднование 60-летия открытия междугороднего маршрута Ленинград-Таллин

 

 

Даже завзятый оптимист едва ли поверит в добросердечное отношение нынешнего руководства Эстонской республики к нашей стране. Тем отраднее наблюдать факты сотрудничества, которые имеют быть между нашими государствами на неправительственном уровне, в обществе обычных граждан. В среде людей, которым нечего делить, у которых нет повода опасаться друг друга, но которым есть чего вспомнить. Общая история, ведь она была! И не следует предавать забвению тот путь, который мы прошли совместно.

Путь, дорога, тракт… Та «ниточка», что испокон веков объединяла между собой людей, города и государства. И, чем меньше препятствий на этом пути, тем радостнее встреча с ожидающими на другом конце его.

   

Восьмое мая 1956 года по праву считается днём открытия регулярного автобусного движения между Ленинградом и Таллином. А, следовательно, мы празднуем шестидесятилетний юбилей. Это юбилей пути, проложенного сквозь время, и вобравшего в себя множество человеческих судеб. Это юбилей дороги, активно действующей в наши дни, и связывающей два европейских города. И конечно, это праздник людей, тех, кто работал на этой трассе в былые годы и тех, кто трудится на ней сейчас.

Дату 19 мая 2016 года можно было бы назвать началом подготовки к проведению торжеств, посвящённых 60-летию открытия междугороднего маршрута Ленинград – Таллин. Именно в этот день делегация представителей СПб ГУП «Пассажиравтотранс», возглавляемая Фёдором Черноусовым на музейном автобусе компании Retro Bus выдвинулись на встречу эстонским коллегам из головного предприятия автобусного парка № 1. В составе делегации был известный журналист Олег Бодня.

    

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Достаточно быстро миновав городскую застройку, благо выехали рано утром, мы уже неслись по Таллиннскому шоссе в направлении эстонской границы. За рулём Дмитрий Костров. Наш историк Владимир Чапчаев в течение всей поездки рассказывает нам об истории создания маршрута, ленинградских автовокзалах, ямских станциях, да много ещё о чём. Собственно, он просто проговаривает текст написанной им же для наших эстонских коллег экскурсии, которая будет проводиться при движении обратно. Признаться, в нашем лице Володя не всегда находил благодарных слушателей...

С давних времён пытались преодолеть на Руси извечную нашу «вторую проблему». Порой это удавалось. Одной из образцово-показательных дорог стал Нарвский тракт, существовавший ещё с XIV века, и именовавшийся в древности Водским путём. Собственно, показательность он обрёл в пору царствования Екатерины II. Именно с того времени между Петербургом и Ивангородом стали обустраиваться почтовые станции. Первоначально это были комплексы различных деревянных построек. В 1808 году по проекту Луиджи Руска были сооружены новые стандартизованные станции, состоявшие из главного корпуса и двух примыкающих боковых флигелей. Именно эти станции (большинство из них) дошли до нашего времени, и являются ныне охраняемыми памятниками. Сделав ряд остановок у станций, и бегло осмотрев памятники, группа отправилась дальше, в сторону Кингисеппа.

   

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Ямбург. Старинный русский город, основанный ещё в XIV веке. «Город ям» – могут сказать острословы, и будут не правы. Поскольку ям – это старинное русское название дорожной почтовой станции. Слово имеет тюркские корни, но за многие годы стало для россиян привычным и часто употреблявшимся. Отсюда же известное ныне, хотя и подустаревшее слово – ямщик. Не будучи лингвистом, хочу всё же заметить, что и в современном эстонском языке имеется слово jaam, переводимое, как вокзал или станция. С 1922 года город называется Кингисепп, в честь Виктора Кингисеппа – эстонского и российского революционера.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

По прибытии в Кингисепп мы отправились в гости к знакомому Фёдора и Дмитрия Геворгу Киракосяну. Геворг – генеральный директор ООО «Арт-транс» – небольшого частного автобусного парка. Парк этот, по меткому выражению Олега, правильнее было бы называть «музеем под открытым небом». Казалось, тут собраны все иностранные автобусы последних трёх десятилетий. Причём, не какие-нибудь, а «гармони», то есть сочленённые автобусы особо большого класса. При этом в парке едва ли найдётся хотя бы пара одинаковых машин, все автобусы разные. Такая разносортица, конечно, не способствует быстрому ремонту в случае поломок. Как результат, значительное количество машин стои́т «у забора». По уверениям Фёдора, а он знает в этом толк, отдельные автобусы вообще невозможно увидеть в России больше нигде. По окончании дружеского визита мы не остались без подарка. Хозяин гаража подарил нам «птичку» от списанной «гармони» Neoplan N220/3 Longliner.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Затем мы отправились на кингисеппский автовокзал. Хотя здесь слово «автовокзал» не используется, везде указано «автостанция». Автостанция была сооружена, очевидно, в 1960-х годах, и с тех пор капитально не ремонтировалась. Асфальтовое покрытие вокруг павильона, конечно, не того же времени, но, судя по виду, также давно ждёт ремонта. Местные жители поведали, что вокзал собирались снести ещё несколько лет тому, и что эти планы пока ещё в силе. Но, доселе автостанцию не порушили, и она представляет собой сохранившийся в почти неизменном виде провинциальный автовокзал, каких было великое множество в не столь уж давнем прошлом. Эдакий уголок советского шарма на постсоветском пространстве.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Ожидание затягивалось. В предчувствии события вокруг станции собирались представители местной прессы. Руководитель нашей группы охотно выступал в качестве интервьюируемого.

И вот на подъезде к вокзалу заблестел, засверкал, засиял переливаясь в лучах солнца всеми своими хромированными частями, первый из ожидаемых эстонских автобусов – жемчужина коллекции – ЗИС-127. За ним на территорию автостанции въехали ещё три машины. Взяв на себя роль регулировщика, Фёдор расставлял автобусы у вокзального павильона. К журналистской братии без промедления присоединились все интересующиеся, площадка быстро наполнилась людьми. Не мудрено, такое зрелище кингиеппцы могут наблюдать нечасто. Автобусы были выстроены, представители дружественных групп тепло приветствовали друг друга.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

С эстонской стороны делегацию возглавлял председатель правления Mootor Grupp  Хуго Осула. Компания, руководимая господином Осула, осуществляет пассажирские перевозки в целом ряде европейских государств, а также в Эстонии и России. Кроме этого, мастерами Mootor Grupp осуществляется реставрация старой автомобильной техники, и, в частности, автобусов. Не лишним будет упомянуть, что качество реставрации представленной техники претендует на высочайшую оценку.

Общеизвестно, нет предела совершенству. Несомненно, бывают и более удачно отреставрированные автобусы. Наверняка бывают, просто я не встречал. Сравнивать не с чем. Нет у нас в «Пассажиравтотрансе» ничего, что могло бы выступить на равнее с эстонскими образцами. Потенциал есть, а представить нечего. Пока… Зато есть, к чему стремиться, с кого брать пример.

Справедливости ради, надо заметить некоторую нестыковку с историческими реалиями. Икарусы модели 55.52 никогда по маршруту Ленинград-Таллин не ходили. Вообще таких машин в Союзе было очень немного. Особо придирчивому экскурсанту бросилось бы в глаза то, что потолочная обивка и спинки сидений укреплены саморезами со шляпкой под крестовую отвёртку. Не было во времена создания этих машин крестовых шляпок, шлицевые были… Однако все эти нюансы ни сколько не портят общего впечатления от созерцания изумительно восстановленных автобусов.

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Всего для участия в торжествах из Эстонии прибыло шесть машин. Особо выделить хотелось бы Икарусы: 55.14 Люкс, 55.52, 255.70 и ЗИС-127. О последнем следует сказать особо. Это единственная в мире машина этой марки, восстановленная должным образом. Потенциальные экспонаты есть и ещё, но никто, кроме эстонцев, не может похвастаться ходовым образцом, да ещё и столь изумительно выглядящем. За рулём машины был эстонский шофёр, реставратор и знаток ретро транспорта Тыну Пиибур.

Вскоре подъехали слегка отставшие машины – автобус Carrus Star 602 на шасси Volvo B12 и Mercedes-Benz O303. Обе группы, как эстонская, так и российская, собрались вместе для фотографирования. Автобусы также были сфотографированы у здания автостанции. Затем большинство эстонцев сели в Икарус Люкс, и процессия дружно выдвинулась на встречу Северной Пальмире.

Рядом с водителем, на месте гида, восседал наш коллега – Владимир. Не даром же он готовился. Рассказ об истории маршрута Ленинград – Таллин может ни всем был так уж и интересен, но несомненно были люди, выслушавшие всё повествование до конца. Коллектив эстонской стороны представлял собой представителей Mootor Grupp, шофёров – ветеранов-междугородников, любителей и знатоков истории общественного транспорта. Среди последних был замечен известный знаток общественного транспорта Ааре Оландер.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Не смотря на солидный возраст автобусов, колонна продвигалась достаточно активно, и вскоре добралась до Красного Села. С этого места нас непрерывно фотографировали фанаты автобусного транспорта. Солнышко клонилось к закату. Ко времени въезда в парк уже смеркалось. По прибытии машины были расставлены на предназначенные для них места, эстонская группа в полном составе отбыла в гостиницу, а мы отправились по домам. Необходимо было выспаться, наступающий день предполагался очень непростым.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Двадцатого мая из ворот головного предприятия Первого автобусного парка неспешно один за одним выезжали ретро автобусы. Возглавлял колонну легендарный «король дорог» ЗИС-127. Машины выстраивались на Днепропетровской улице в ожидании отставших. Дорога предстояла непростая. Когда все участники присоединились к процессии, колонна двинулась в путь. Центральные улицы Петербурга в будний день – не самое лучшее место для покатушек на массивных автобусах. Но постепенно протискиваясь сквозь ряды многочисленных легковушек, колонна подъехала к Сенной площади.

Место было выбрано не случайно. Именно с этой площади, носившей в те годы название «площадь Мира», и отбыл в свой первый рейс новенький автобус ЗИС-127. Да, да, такой же автобус, как и тот, что сегодня возглавил праздничную колонну. Вскоре после этого события на площади был открыт первый в Ленинграде автобусный вокзал. Он располагался в здании бывшей гауптвахты.

Неспешно и вальяжно занимали автобусы свои места на выделенной специально для них площадке. Погода благоприятствовала торжеству в полной мере. Немедленно стали собираться интересующиеся. Как-никак, центр города. Меж автобусов засновали многочисленные репортёры, журналисты. Едва не у каждого, проходящего мимо, в руках фотоаппарат, планшет или телефон. Думаю, немало семейных альбомов и сетевых групп пополнятся нынче интересными фотографиями, благо техника позволяет.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

На мероприятие прибыли представители Комитета по транспорту С.-Петербурга, руководители СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и автобусных предприятий. На территории импровизированной выставки собрались ветераны междугороднего движения как с эстонской, так и с российской стороны. Россияне были в основном представлены ветеранами Первого автобусного парка. Наступило время для торжественной части.

Со вступительным словом к собравшимся обратилась пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Т. А. Клепикова. Первым из выступивших был председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Е. Д. Григорьев. «Хотел бы поздравить всех тех, кто начинал и работал на этом маршруте. Спасибо тем, кто сумел сохранить и восстановить эту красоту! Всегда говорят, что дороги соединяют. 60 лет назад прошел первый автобус, и все эти маршруты были сохранены, несмотря ни на что» – с такими словами обратился к собравшимся Евгений Дмитриевич.

Далее выступила генеральный консул Эстонской Республики в С.-Петербурге Виктория Туулас. Госпожа Туулас высказала мысль, что автобусные перевозки – весьма прогрессивный вид транспорта и значительно более безопасный, нежели, например, авиатранспорт.

Затем слово взял Хуго Осула. Он также поздравил всех присутствующих, выразил удовлетворение сотрудничеством и уверенно заявил о необходимости развития оного. В знак уважения к российским коллегам господин Осула преподнёс в дар картину, изображающую автобус ЗИС-127 на улицах старого Таллина генеральному директору СПб ГУП «Пассажиравтотранс» А. В. Лызину.

В ответном слове Андрей Вячеславович поблагодарил за подарок, также высказал уверенность в плодотворном сотрудничестве, поздравил всех присутствующих и пожелал удачи на дорогах. На сём торжественная часть мероприятия была завершена.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

По окончании официальных речей выставка продолжилась. Отличная погода способствовала наплыву посетителей. Несмотря на будний день автобусы ни на минуту не оставались без внимания. Кроме обычных посетителей на выставке были замечены ветераны автобусного транспорта нашего города, ветераны маршрута Ленинград-Таллин с эстонской стороны, знатоки автобусного транспорта из разных городов России. Вездесущие журналисты наперебой «атаковали» ветеранов и ныне действующих официальных лиц.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

По окончании времени, отведённого для выставки представители Комитета по транспорту нашего города, руководители унитарного предприятия и эстонские коллеги заняли места в автобусе Икарус Люкс и отбыли в автобусный парк № 1. В пути пассажиры не скучали. Неутомимый Влолодя Чапчаев прочёл им лекцию, повествующую об автобусном движении и ленинградских-петербургских автовокзалах. Уже под конец поездки роль экскурсовода взял на себя советник по техническим вопросам генерального директора СПб ГУП «Пассажиравтотранс» С. В. Маевский. Сергей Васильевич рассказал пассажирам об истории Лиговского проспекта и нынешнего головного предприятия автобусного парка № 1.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

По прибытии в парк все участники празднования были приглашена осмотреть выставку, посвящённая событию. Фотографии «королей дорог» являлись основными элементами выставки. Любопытно, что за время производства машин ЗИС-127, автозавод сменил название. Вместе с названием изменилась и марка. Теперь это были ЗИЛ-127. Исторические фотографии наглядно демонстрируют автобусы как со старой, так и с обновлённой маркировкой. Также на фотографиях можно увидеть автовокзалы Ленинграда, первый, располагавшийся на площади Мира в здании бывшей гауптвахты и второй, на Обводном канале, действующий и сейчас. В витринах выставочного комплекса размещены модели автобусов, тех самых, которые курсировали между городом на Неве и столицей советской Эстонии. В качестве экспонатов также выступают нормативные документы на маршрут, которыми пользовались предприятия-перевозчики. Форма водителя междугороднего автобуса занимает главное место на выставке. Да, всё должно было быть на высоте, и комфорт в салоне автобуса, и внешний вид шофёра. Жемчужиной выставки, без сомнения, можно назвать кассу, использовавшуюся в 50-е – 60-е годы XX века. Сейчас даже сложно понять, как действовала эта сложная механическая установка. А в то время ею умел пользоваться каждый водитель-междугородник. По окончании осмотра выставки всех участников ждал праздничный фуршет в столовой автобусного парка.

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024