Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Петропавловская, автобусная...

(выставка в рамках празднований 90-летия начала регулярного автобусного движения)

 

 

Началом регулярного автобусного движения в городе на Неве считается день 1 сентября 1926 года. На самом деле это не так. Ещё с 1907 года катались по Петербургу архаично выглядящие, по нынешним временам, двухэтажные автобусы. Но они исчезли с улиц города ещё перед Первой мировой войной.

В двадцать шестом же году был открыт первый автобусный маршрут уже в Ленинграде. Празднование именно этой даты логически вполне оправдано. Речь идёт о преемственности. С маленькой стоянки на Зубовом переулке, принадлежавшей Ленинградскому губоткомхозу (губернскому отделу коммунального хозяйства), начинался долгий, порой очень непростой путь, пройденный ленинградскими-петербургскими автобусниками.

Мы по праву можем гордится нашей историей. Гордится людьми, чьим трудом, потом и кровью была создана структура, именуемая ныне Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Пассажиравтотранс».

В череде праздничных мероприятий, приуроченных к юбилейной дате, важное место занимала выставка в Петропавловской крепости. Кроме павильонной экспозиции, здесь (правда, всего лишь на один день) были выставлены автобусы из коллекции музея СПб ГУП «Пассажиравтотранс», а также из частных коллекций. Описание именно этого выставочного дня (17 сентября) и предлагается вниманию читателя.

   

Работа по организации выставки предстояла непростая. Даже обычный перегон музейных автобусов из парка в крепость – это уже нелёгкая задача. Нам же необходимо было отбуксировать на выставку автобус Икарус 55 Люкс, который, хоть и был отреставрирован, но своим ходом двигаться не мог.

Тут необходимо сказать несколько слов об этой машине. Она имеет, без преувеличения, уникальную судьбу. Автобус 1972 года выпуска верой и правдой трудился на междугородних маршрутах в Первом автобусном парке Ленинграда. Впоследствии был списан и превращён в сарай-бытовку на охотничье-рыболовной базе в Выборгском районе Ленинградской области. В начале нынешнего века перевезён обратно в Первый парк, где и был отреставрирован. В 2006 году автобус участвовал в серии поездок и выставок, посвящённых 80-летию регулярного автобусного движения в нашем городе. Праздники закончились, и о машине забыли. С 2007 по 2014 год автобус простоял под открытым небом на заднем дворе автобусного предприятия, придя за это время в полную негодность. С 2014 года началась повторная реставрация автобуса. Работа давалась трудно. Потребовалась полная замена обшивки кузова, замена силовых агрегатов, салона, электрики и многого другого. Как говорил мне по этому поводу Григорий Завьялов – руководитель реставрационных мастерских, «Мы строим новый автобус». В 2015 году на выставке в Ленэкспо был продемонстрирован «скелет» автобуса – кузов без обшивки – промежуточный результат работы реставраторов. И, вот, кузов автобуса полностью закончен, выкрашен и подготовлен для экспонирования.

Подготовку начали загодя. В порядке эксперимента, за день до мероприятия, была проведена пробная погрузка Люкса на эвакуатор. Покатушки по территории головного предприятия увенчались успехом. Технология была отработана.

Часть автобусов, предполагавшихся к экспонированию, перегнали в крепость вечером предыдущего дня. Ранним утром в день открытия выставки самый ценный автобус был успешно закреплен на эвакуаторе, и процессия двинулась из парка в путь.

 

 

     

Экспериментальная буксировка эвакуатором Икаруса

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Экспериментальная буксировка эвакуатором Икаруса

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

         

Подготовка к буксировке в день выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Случалось ли вам бывать в Петропавловской крепости ранним утром в несезонье? Когда улицы и площади крепости пусты, нет вездесущих туристов, болтливых экскурсоводов и надоедливых торговцев. Сходите, не пожалеете!

Когда хмурое ленинградское осеннее небо взрезается лучами не такого уже тёплого, но по-прежнему яркого солнышка, едва показавшегося на горизонте. Когда суровую торжественность крепостных равелинов нарушают лишь шорох мётел начавших свою работу дворников, да бой курантов Петропавловского собора, бесстрастно отмеряющий минуты, годы, столетия. Только в такие часы можно ощутить всю многовековую мощь этого «города в городе», проникнуться душой истинного Петербурга.

Заячий остров. Начало начал. Исток. Здесь каждый булыжник мостовой, каждый крепостной кирпич имеет свою неповторимую и непростую историю. Они помнят шведских мореходов и голландских купцов, гишпанских торговцев и русских крестьян. Великих героев, и знаменитых бунтарей. И царя Петра, сначала живого, а затем и бронзового. И, конечно же, зайцев, повторивших собой это странное перевоплощение первого российского императора, и ныне встречающихся на острове на каждом шагу.

Без сомнения, удивить чем-либо седую, видавшую виды Петропавловку  трудно. Но, думаю, нам это удалось.

 

 

         

   

Полный размер

Полный размер

Полный размер

   

 

 

         

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 

     

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

По прибытии на Кронверкскую набережную мы остановились у Кронверкского моста. Здесь эвакуатор отцепил музейный автобус. На смену импортной технике пришёл наш КАМАЗ. Вся беда в том, что эвакуатор до неприличия тяжёл, и не может въехать ни на один из мостов, соединяющих Заячий остров с внешним миром. Напротив, КАМАЗ вполне в состоянии забраться на мост, не нанеся оному какого-либо урона. Но есть один очень неприятный момент: прицепить тягач к автобусу спереди нельзя. Необходимо было толкать автобус КАМАЗом. Машины сцепили, и колонна медленно двинулась в путь.

Рискну предположить, то никто и никогда до нас не заталкивал сюда КАМАЗом автобус Икарус Люкс. Мы были первыми. Наш путь пролегал через всю крепость к Иоанновскому равелину, у которого, близ Покровских ворот, и планировалось размещение основных экспонатов выставки. Неспешно продвигался оригинальный автопоезд по самым древним мостовым города на Неве. Казалось, Ангел на шпиле Петропавловского собора – бессмертный символ Петербурга – снисходительно взирал на процессию со своих высот, когда мы огибали колокольню. Миновали Кладбище комендантов, оставили позади изваяние скульптора Шемякина, въехали в Покровские ворота. И, вот, мы на месте.

Машины были расставлены. Информационные таблички установлены. Выставку музейного подвижного состава можно было считать открытой.

 

 

     

Буксировка по территории Петропавловской крепости

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Буксировка по территории Петропавловской крепости

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

         

Буксировка по территории Петропавловской крепости

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Автобусы – экспонаты выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

В качестве специального гостя, также прибывшего на Заячий остров, выступала «гармошка» Волгабас-6271. Машина постройки 2016 года была «облачена в праздничные одежды», и прибыла в крепость специально, чтоб продефилировать перед объективами фотографов. Экспонатом выставки «гармонь» не стала, и вскоре покинула Петропавловскую крепость.

 

 

     

Автобус в юбилейной раскраске на территории Петропавловской крепости

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Автобус в юбилейной раскраске на территории Петропавловской крепости

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Практически вся команда устроителей мероприятия – работники СПб ГУП «Пассажиравтотранс», и большинство из них – представители Первого автобусного парка, в котором работаю и я. Наших легко можно было отличить по юбилейным значкам, подаренным работникам парка к праздничной дате. Ведь 90-летие автобусного движения, это же и 90-летие Первого автобусного парка. В эти дни на бортах множества машин нашего предприятия можно заметить праздничный логотип, почти полностью повторяющий собой юбилейный значок.

Юбилейный логотип возник не на пустом месте, он имеет свою историю. В далёком 1976 году Первый автобусный парк Ленинграда праздновал своё 50-летие. Именно тогда, вероятно впервые, был выпущен ведомственный юбилейный значок (ранее автобусные парки юбилейных значков к праздникам не заказывали). Нет сомнения, что в музее парка был этот значок. Но, к сожалению, музей пришёл в упадок, и такого экспоната в парке не сохранилось. Прошло много лет. Нынешним работникам музея с большим трудом удалось отыскать оригинальный значок. И именно он послужил прототипом для современного юбилейного значка и юбилейного паркового логотипа.

 

 

первый автобусный парк ленинград

 

первый автобусный парк логотип

 

автобусный парк № 1 значок

 

 

Юбилейный значок 1976 года

Юбилейный логотип Первого автобусного парка

Юбилейный значок 2016 года

 

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

Постепенно крепость стала наполняться людьми. Сначала появились торговцы. Наш главный раритет – Икарус Люкс – был установлен на самом видном месте, у открытого кафе. И, конечно же, именно он вызывал повышенное внимание посетителей.

Продолжая тему автобусов венгерского производства, рядом с Люксом выстроились в ряд междугородний Икарус 256, короткий городской Икарус 260 и длинный (сочленённый) Икарус 280 – «гармошка». Все эти машины принадлежат к известнейшей двухсотой серии автобусов Икарус, которые колесили по городам и весям Советского Союза, а затем и России более сорока лет. Хотя, почему колесили? Колесят! И доныне можно встретить такие машины в эксплуатации. Правда, не в нашем городе. Икарус 280.33O – машина, впервые экспонирующаяся на такого рода мероприятии. Ещё несколько лет назад этот автобус работал в Седьмом автобусном парке и успешно перевозил пассажиров. Но время неумолимо, и, вот, он уже музейный экспонат. Раставрация автобуса была закончена буквально перед самой выставкой. Справедливости ради, стоит отметить, что это Икарус из последней серии моделей 280, заметно отличающейся от своих предшественников. Специалисту сразу бросятся в глаза дисковые колёса, и прорезь (забор воздуха для турбины) в левом борту.

За венгерскими машинами разместились немецкие. Марку MAN знают практически во всём мире. В экспозиции были представлены автобусы марок MAN SL200 и MAN SD200. Первый был отреставрирован в Автобусном парке № 5. Такие машины ходили как по муниципальным, так и по коммерческим маршрутам нашего города в начале XXI века. Второй – двухэтажный автобус – можно было бы рассматривать, как экзотический для нашего города. Однако нет. Именно такие машины ходили по маршруту от Балтийского вокзала в Петергоф, и пользовались большим спросом, особенно в летний период.

С другой стороны от центрального прохода были установлены автобусы нашего производства. А точнее – советского, российского и белорусского. ЛиАЗ-677М, самый известный из всех моделей, стоял первым. Каких только прозвищ не получала эта машина у шофёров! И «крокодил», и «скотовоз», и «луноход». Работа на ней, порой, была сродни каторге. Постоянный шум, загазованность и жара – вот спутники водителей этих машин. Тем не менее, функцию свою «скотинки» выполняли честно, и выдержали не одну модернизацию.

Семейство львовских автобусов на выставке было представлено тремя машинами: ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-699Р и ЛАЗ-42021. Первая из них является одной из последних модификаций львовской серии 695 «Львiв», выпускавшейся с 1956 по 2006 год, то есть 50 лет. Такие машины были известны во всех городах и посёлках Советского Союза. Очень неприхотливая, простая, а поэтому и весьма надёжная машина, хотя и достаточно сложная в управлении, могла использоваться и на просёлочных дорогах, и на центральных городских магистралях. В Ленинграде такие автобусы ходили до середины 1990-х годов.

Вторая машина – ЛАЗ-699Р «Турист» – является по сути удлинённой модификацией автобуса ЛАЗ-697, который, в свою очередь, сделан был на основе ЛАЗ-695, только с заменой салона на «мягкий» – междугородний.

Автобус ЛАЗ-42021 совершенно не похож на своих собратьев. Это отдельная модель, увидевшая свет в 1978 году (ЛАЗ-4202). Первоначально все эти машины оснащались гидромеханической коробкой передач. Однако, в силу ряда конструкционных недостатков, машина вскоре была снята с производства. По этой же причине автобус получил в Седьмом автобусном парке нашего города, где и эксплуатировалось большинство таких машин, саркастическое прозвище «русское чудо» или просто «чудо». В других городах эта маши также была известна по прозвищу «ХБИ» – что переводилось как «хочу быть Икарусом».

Следующим экземпляром был автобус минского производства МАЗ-103. Это действующая учебная машина. Таких и раньше не очень много было на улицах нашего города. Теперь это уже раритет. Меж тем, автобусы белорусского производства более новых моделей – отнюдь не редкость в Петербурге. Далеко за примерами ходить не надо. Колпинский автобусный парк в настоящее время почти полностью укомплектован автобусами марки МАЗ. Планируется также поставка в городские автобусные парки минских машин особо большого класса – сочленённых.

Завершал экспозицию автобус Волжанин-527020. Это одна из первых моделей междугороднего автобуса выпущенная в городе Волжский Волгоградской области. Машина на ходу и находится в эксплуатации, но не возит пассажиров, а используется для внутренних нужд автобусного предприятия. Не смотря на довольно юный возраст, девять лет, эта машина – единственная из работающих этой модели. Все остальные автобусы, а было их в Первом автобусном парке немало, уже отставлены от эксплуатации. Причиной тому чрезвычайная сложность ремонта из-за крайне неудачной конструкции автобуса. В среде водителей машина получила стойкое прозвище «шайтан-арба» или просто «шайтан».

 

 

     

Подготовка к открытию выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Музейный подвижной состав на выставке

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Выставка открыта

 Организаторы выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

А посетители всё прибывали и прибывали. Справедливости ради, сто́ит отметить, что далеко не все пришедшие в крепость в этот день направлялись именно на выставку автобусов. Но большинство из обычных посетителей, не имевших представления о юбилее, с интересом осматривали старые автобусы, фотографировали технику и себя на её фоне.

Конечно же, особой популярностью пользовался Икарус Люкс, установленный на «лобном месте». Попасть в него было не просто. У единственной двери автобуса быстро образовалась очередь из желающих осмотреть салон и посидеть за рулём раритета.

Вскоре на выставку прибыли генеральный директор «Пассажиравтотранса» Андрей Вячеславович Лызин и другие руководители ГУП. Из знакомых мне лично руководящих персон были замечены Сергей Васильевич Маевский, Алексей Иванович Ишутин, Сергей Сергеевич Ефимов. Ожидали появления вице-губернатора.

Игорь Николаевич Албин с сопровождающими его лицами появился неожиданно. Вся команда приехала на выставку на велосипедах. Обойдя главный экспонат выставки, Игорь Николаевич зашёл в салон автобуса. Андрей Вячеславович Лызин и руководитель автобусного музея Фёдор Григорьевич Черноусов ознакомили вице-губернатора со внутренним устройством и рассказали об истории этой машины.

По отбытии почётных гостей выставка продолжила свою работу. Весь день, не смотря на не самую удачную погоду, Петропавловская крепость была заполнена посетителями. Лишь в шесть часов вечера была дана команда автобусам собираться в обратный путь. В отличие от утреннего шествия, проходившего в полной тишине и одиночестве, вечерняя транспортировка стала для многих посетителей приятной возможностью сделать абсолютно уникальные фотографии.

 

 

         

Руководители СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и Музея истории Санкт-Петербурга

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

         

Вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин на выставке

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

   

Вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин на выставке

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 

     

Экспозиция выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Экспозиция выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

     

Экспозиция выставки

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

 

 

   

Брошюра, отпечатанная к открытию выставки

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Выставка состоялась. Выставка удалась. Не смотря на свою кратковременность и не самое лучшее анонсирование. На выставке можно было встретить и знатоков автомобильного транспорта, и автобусных фанатов, и работников парков, и простых пассажиров, искренне интересующихся историей автобусного движения. И даже если кто-либо пришёл в этот день в Петропавловскую крепость совершенно с другими целями, но остановился и заинтересовался старыми автобусами, это тоже хорошо. Быть может, именно случайное знакомство с раритетной техникой приведёт к пополнению рядов интересующихся автобусным транспортом. Тем самым транспортом, который неустанно развозя пассажиров по улицам нашего города, уже разменял свой десятый десяток.

 

 

   

Команда Музея автобусного парка № 1

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017