Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Важная артерия Купчина

По пути экономического и социального развития

Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда" № 6 за 1978 г.

 

 

Прогулка по Купчину?.. Еще недавно «человеку из Ленинграда» такое и в голову не могло бы прийти. Разве там есть где погулять, куда зайти, на что посмотреть? Если уж приглашен в гости, ничего не поделаешь — приходится ехать какими-то сложными, неведомыми путями, тщетно пытаясь сориентироваться в аморфной массе типовой застройки района-спальни; потом под прицелом бесчисленных чужих окон долго отыскивать нужный адрес, ощущая при этом внутреннюю неловкость.

Но ведь прошли уже годы…

Удивительное свойство центра Ленинграда: там все проникнуто спокойствием, уверенностью, человек чувствует себя, как дома, даже ночью, на безлюдных набережных, на пустынных проспектах. Силуэты привычных зданий, надежные стены массивных, тесно прижавшихся друг к другу домов, таких близких (и в прямом смысле слова — до другой стороны улицы всего несколько шагов), освещенные витрины магазинов — множество знакомых мелочей напоминает, что здесь «город для всех», что он свой для каждого, а не только для жителей близлежащих кварталов.

В районах новостроек такого ощущения нет, и не только потому, что они еще формируются, растут, обживаются. Возлагать надежды на одно лишь всемогущее время, которое само по себе, стихийно поправит положение, постепенно поставив все на свои места,— неправомерно. В конце концов, мы получаем только то, что предопределили своими собственными действиями. Вот почему решающее значение приобретают не гипотетические возможности, которые якобы неограниченно возрастут в обозримом будущем, а реально воплощающиеся сегодня исходные принципы формирования городской среды.

Не случайно в последнее время подверглись серьезному пересмотру и уточнению многие градостроительные концепции, определяющие пути развития новых жилых районов. Сейчас особенно остро ощущается необходимость большей взаимосвязи в решении архитектурно-художественных и социально- экономических задач. Однообразие и монотонность облика новых жилых кварталов воспринимаются теперь как одно из проявлений функциональной обедненности районов-спален, узкого, некомплексного подхода к их формированию. Новоселам здесь неуютно прежде всего потому, что их жилье слишком отдалено от места, где они работают, что медленно налаживаются транспортные связи, что надолго затягивается строительство учреждений сферы обслуживания, откладывается на будущее благоустройство территорий.

Все эти проблемы тесно связаны с вопросами структурной организации городской среды. Как и где следует размещать соответствующие учреждения, звенья взаимосвязанных систем? Должны ли они равномерно рассеиваться в ткани жилой застройки, проникая во внутриквартальные территории, или в значительной мере группироваться вокруг «об щественных пространств»- улиц, проспектов, площадей? Ведь не секрет, что в огромных просторах районов новостроек потерялись, расплылись именно улицы, они не становятся для жителей «всеобщей коммуникацией» в социальном, а не в транспортном значении слова.

Вспомним споры о том, что считать первичной градостроительной частицей, планировочным «атомом»: квартал, микрорайон или более крупное образование. При всем расхождении мнений прослеживалась общая тенденция: замкнуться внутри той или иной единицы (к тому же структурно весьма неопределенной). При таком подходе связи между «атомами», законы их сцепления в сложные молекулы, в живую ткань целостного городского организма невольно отодвигались на второй план. Улицы и магистрали рассматривались лишь как разделительные полосы между кварталами и микрорайонами, как абстрактная планировочная и транспортная сетка, которой было трудно обрасти реальной градостроительной плотью.

Как ни странно, именно наиболее значительные, крупные улицы становились «ничейной территорией» при проектировании. Их облик определялся по частям, в разное время, разными коллективами. Казалось бы, такая практика открывала путь к творческому соревнованию, к поискам оригинальных решений. Однако — такова диалектика! — как раз отсутствие цементирующего, объединяющего начала (подобного правилу брандмауэра и ограничению высотности в старой застройке) мешало подлинному проявлению архитектурного разнообразия. Типовые жилые дома, перемежающиеся равномерно расставленными типовыми торговыми центрами и универсамами, типовыми кинотеатрами, иногда типовым гаражом или чем-либо иным, делали улицы с разными названиями архитектурно не отличимыми друг от друга. Причем отсутствие достаточно удобных связей с центром города, слабое «поле» действия центров людского притяжения, огромные неблагоустроенные пустыри и функциональные пустоты между отдельно стоящими учреждениями обслуживания лишают их всякой привлекательности для пешеходов, а значит, делают неполноценными и с социальной точки зрения.

Такие особенности были характерны и для многих улиц Купчина. Но уже сегодня внимательный взгляд обнаруживает здесь все больше интересных точек. Экспериментальные жилые дома, здания по индивидуальным проектам, первые в Ленинграде «круглые» общежития образуют запоминающиеся приметы разных улиц. На одну из них — Бухарестскую приглашаем читателей в небольшое путешествие, которое позволит нам заглянуть в ближайшее будущее магистрали и частично проследить за решением социально-экономических проблем развития Купчина.

Два обстоятельства уже сегодня выявили то значение Бухарестской улицы, которое было определено архитектурно-планировочным замыслом: открытие путепровода у станции Волковской и возведение «въездных» домов на отрезке между улицами Фучика и Белы Куна. Первое — открыло кратчайший путь к центру города для жителей прилегающих к магистрали кварталов, второе — придало ей парадное архитектурное звучание и повысило ее социальный статус.

Но посмотрим на ее застройку по порядку. Сразу же за транспортным проездом под линией железной дороги на нечетной, западной стороне улицы пассажира, едущего в Купчино, встречает «раскрытая книга» высотного объема здания Центрального научно-исследовательского и конструкторского института топливной аппаратуры автотранспортных и стационарных двигателей (ЦНИТА), возведенного в начале 1970-х годов по проекту архитекторов Б. А. Рябинкинна, Н. Е. Громака и М. И. Овчарова (институт Гипроприбор). Внимание нашего путешественника, проделавшего на трамвае или в автомашине пока еще несколько удлиненный и зигзагообразный путь от Литовского проспекта (проектом реконструкции этой старейшей магистрали и прилегающего к ней района предусмотрен прямой выход Бухарестской улицы — ее новое начало), комплекс ЦНИТА, выступающий здесь «визитной карточкой» современной архитектуры, привлекает интересным объемно-пространственным решением.

Вообще, весь этот участок вдоль Бухарестской улицы до ее пересечения с улицей Салова, за исключением жилого квартала, застроенного в 1960-е годы пятиэтажными домами, складывается сегодня как своеобразная учебно-производственная зона, что в известной мере способствует решению актуальной для Купчина задачи — насыщения его местами приложения труда.

По восточной, четной стороне, в глубине территории, ближе к Прогонной улице, возводится новый, производственный корпус (в блоке с административно-бытовыми и складскими помещениями) недавно созданного объединения косметических изделий «Северное сияние», в которое вошли известная ленинградцам парфюмерная фабрика и Невский мыловаренный завод. Оба предприятия в будущем окончательно переедут на новую площадку, дающую возможность организовать необходимые по санитарно-гигиеническим требованиям защитные полосы. Создание нового комплекса с современным оборудованием, внедрение прогрессивной технологии приведут и к значительному улучшению производственных показателей.

Пока линию застройки по восточной стороне открывает пятиэтажное протяженное (около 400 м) здание проектного и инженерно-технического комплекса, включающего несколько учреждений, разместившихся под одной крышей. Здесь, в частности, уже справил новоселье институт Тяжпромэлектропроект.

 

  

     

 

Здание центрального научно-исследовательского и конструкторского института топливной аппаратуры автотранспортных и стационарных двигателей (ЦНИТА)

 

Здание института

Тяжпромэлектропроект

и других учреждений

 

Здание Ленинградского

института киноинженеров

 

 
 

  

     

 

Здание ОКБ

Министерства геологии СССР

 

Комплекс Ленинградского автодорожного техникума

 

Здание гаража

 

 
 

Перед авторами комплекса (архитекторы С. И. Трофименков, В. Ф. Хрущев, В. И. Константинов, М. П. Макарова, инженеры Г. Ф. Левин, И. В. Язловицкий, М. А. Губкин; институт Ленпромстройпроект) стояла сложная архитектурно-градостроительная задача. Было необходимо найти «модуль перехода» от застройки XIX века, характерной для старой части Фрунзенского района, к современным кварталам Купчина. Желаемая целостность архитектурно-художественного решения не могла быть, конечно, достигнута простой однородностью фасадной поверхности. Проектировщики добились пластической обогащенности основного корпуса, выходящего на Бухарестскую улицу, динамичного развития темы. Частый ритм вертикальных лопаток сменяется в южной части комплекса более спокойным чередованием эркеров, идущих на всю высоту здания. Нижний этаж, решенный как цокольное основание, облицован рваным сааремским доломитом. Оконные проемы различной конфигурации, входная лоджия, сквозной проезд придают этой части здания интересный, разнообразный рисунок. Тщательно продуманное конструктивное решение позволило обеспечить разумное использование средств и материалов, в частности добиться значительной экономии металла. Строительство осуществлено силами Минмонтажспецстроя и треста № 16 Главленинградстроя.

На соседнем участке предполагается разместить кооперированный комплекс трех проектных институтов. Эффективность подобного кооперирования не вызывает сомнений. Проект комплекса давно разработан в 6-й мастерской ЛенНИИпроекта (авторы — архитекторы А. И. Эфраимович, Вл. В. Попов, Ю. Ф. Кожин). В прошлом году здесь даже были забиты пробные сваи. Однако на этом дело и застопорилось. Ведомства, в систему которых входят институты-заказчики, не договорились между собой об одновременном финансировании строительства, и оно пока отложено.

Между тем комплекс должен сыграть значительную роль в застройке Бухарестской улицы. Его зеркальносимметричное отображение (с незначительными изменениями) можно видеть в только что построенном здании ОКБ Министерства геологии СССР. Оба симметричных корпуса фланкируют здание Ленинградского института киноинженеров (архитектор О. В. Щербач, инженеры Г. Д. Равинов, И. А. Глозман), поставленное с небольшим отступом от красной линии (первая очередь строительства). К сожалению, именно центральное звено композиции оказалось пока наименее выразительным, лишенным индивидуальности; тем большую нагрузку принимают на себя фланговые компоненты ансамбля и тем обиднее, что создание одного из них задерживается по причинам чисто ведомственного характера.

Перекресток улиц Бухарестской и Салова — это въезд на главное радиальное направление Купчина со стороны Московского района. Градостроительная ответственность участка пока подчеркнута лишь комплексом Ленинградского автодорожного техникума (авторы — архитекторы О. Б. Голынкин, Л. А. Келлер, 8-я мастерская ЛенНИИпроекта).

Поставленные почти перпендикулярно друг другу, в соответствии с осями улиц, основной корпус техникума и здание общежития (на 500 мест) формируют фронт застройки северо-западного угла перекрестка на довольно значительных отрезках обеих магистралей. «Шарнирным стыком» между ними служит объем лестничной клетки, глухой торец которой, обращенный к югу, своей слегка вогнутой поверхностью, облицованной белой бетонной плиткой, фокусирует солнечный свет и создает выразительный и уместный здесь вертикальный акцент.

Длинные ленты горизонтальных панелей на восточном фасаде техникума подчеркивают протяженность здания по контрасту с дробной, строчной застройкой жилого квартала, примыкающего с севера, а на южном фасаде общежития рельефно оттеняются красным облицовочным кирпичом, которым здесь выложены стены лоджий. Цветовое решение этой части комплекса зрительно объединяет его со зданием специализированного профессионально-технического училища № 114, расположенного рядом с некоторым отступом от улицы Салова. Оба учебных заведения имеют общие спортивные площадки и вспомогательные службы.

     

  

   

Въездной ансамбль на Бухарестской улице. Проектный рисунок и фотография с натуры

     

  

     

 

Жилой дом по индивидуальному проекту

на углу пр. Славы

 

 

Территория квартала 30, где формируется новый жилой район

 

 

Линейный парк вдоль нового участка Бухарестской улицы и фронт

застройки за ним, макет

 

Прямо напротив техникума, по другую сторону Бухарестской улицы, находится территория грузового автопарка. Впоследствии предприятие должно быть переведено на новое место, а на этом участке предполагается возвести здание, более соответствующее градостроительной ситуации.

Возникновение «нежилой зоны» вдоль значительного участка Бухарестской улицы, видимо, окажется плодотворным для некоторого перераспределения и упорядочения трудовых связей населения Купчина. Вместе с тем функциональная однородность этого участка магистрали может привести к тому, что он останется в целом лишь транзитным, малолюдным, необжитым. Поэтому особую актуальность приобретает задача размещения здесь хотя бы некоторых элементов системы обслуживания.

«Изюминкой» Бухарестской улицы и, пожалуй, всего Купчина, «фирменным знаком» мастерской, ведущей проектирование района, значительным достижением в области жилищного строительства и формирования городской среды в новых кварталах несомненно стали дома-пропилеи за улицей Фучика (авторы — заслуженный архитектор РСФСР Д. С. Гольдгор, архитекторы К. Н. Емельянов, Н. А. Афошин, Б. В. Кобелев, инженеры Е. В. Голубев, М. П. Леонтьев; мастерская № 5 ЛенНИИпроекта). Отмеченные высокими архитектурными и функциональными качествами, интересные по своей планировочной структуре, они придали значительному отрезку магистрали представительный «центральный» вид. Причем особое значение приобретает решение первых этажей, важных для городской жизни. Размещенные здесь магазины, кафе, библиотека и другие учреждения привлекают посетителей, формируют сферу общения. Притягательность этого места еще более возрастет, когда будет завершено предусмотренное проектом благоустройство, создание декоративных водоемов, малых архитектурных форм.

Новое развитие ансамбль получит с возведением высотной доминанты — многоэтажной гостиницы в квартале 12-а — на треугольнике между улицами Белы Куна и Бассейной (начало ее строительства намечено на 1982 год). А в квартале 6, ближе к улице Фучика, уже сейчас формируется интересный комплекс зданий Высшей профсоюзной школы ВЦСПС (авторы — Н. Н. Надежин, Е. Д. Лоханова, О. В. Семенова, Г. Г. Швец, главный конструктор проекта О. Г. Николенко, при участии архитектора Л. А. Гутцайта, строительство ведет 27-е управление 16-го треста Главленинградстроя). Правда, пока вырисовываются лишь объемы общежитий, хотя первые сваи были здесь забиты еще в 1975 году.

Огромное значение для Купчина имеет озеленение. Сейчас район по существу лишен растительности. Только обширные пустыри обозначают места, где будут разбиты скверы, бульвары, сады. Эти неблагоустроенные территории во многом портят вид и Бухарестской улицы, расчленяя ее застройку на отдельные островки. В 9-й мастерской ЛенНИИпроекта разработана документация на создание «зеленых каналов» по Бассейной улице, вдоль нового участка Бухарестской, который протянется от улицы Димитрова до самой южной границы города.

    

Линейный парк вдоль нового участка Бухарестской улицы и фронт застройки за ним, развёртка

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

    

Исключительную роль для Купчина и всего Ленинграда сыграет парк, проектируемый на огромной территории между проспектом Славы, Бухарестской, Софийской улицами и улицей Димитрова. Градостроительным советом утверждены проектные предложения по его планировочной организации (авторы — архитекторы А. Г. Леляков, Р. И. Грибанова, В. Д. Синьков, инженер Л. А. Герасименко). Превышающий размеры Приморского парка Победы, насыщенный различными учреждениями культуры, спортивными устройствами, аттракционами, прудами, этот зеленый массив должен стать притягательным местом для отдыха населения южных районов Ленинграда, которое сейчас огромными потоками устремляется в Павловский парк, создавая в нем значительные перегрузки.

По существу, островное положение внутри внушительный по масштабам зеленой зоны займет жилой квартал, который уже начинает формироваться между улицами Димитрова и Ярослава Гашека (авторы проекта застройки — архитекторы Д. С. Гольдгор, И. Н. Кусков, И. П. Тевьян, В. Д. Алексеев, И. В. Альмес, А. А. Васильев, Г. В. Шабаршова). Отмеченный многими новаторскими чертами, его замысел заслуживает особого рассмотрения. Сейчас же, завершая наше короткое путешествие по Бухарестской улице, скажем только, что новая страница в истории ее формирования обещает стать интереснее предыдущих.

Вадим Михайлович Тареев

 

* * *

  

         

     

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017