Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Заметки из кабины

 

 

Третий Петербургский парад ретро-транспорта прошёл в нашем городе 21 мая 2017 года. Будучи участником также и обоих прошлых аналогичных мероприятий, могу смело утверждать, увеличилось как количество участников, так и разнообразие демонстрируемых транспортных средств. Неизменным же остался интерес петербуржцев и гостей города к мероприятию.

  

 

   
     

 

 

 

     
     

 

  

Весна в этом году выдалась поздняя. В конце мая едва начали распускаться зелёные листочки на деревьях и радовать глаз первые цветы. Погода порой выкидывала такие коленца, что даже нашим жителям, привыкшим, казалось бы, ко всему, было некомфортно. И тем отраднее было благожелательное отношение небесной канцелярии к ожидавшемуся празднику. Погода была отменная. Солнышко, хоть порой и пряталось за тучки, но большую часть времени улыбалось гостям и участникам парада.

Что же собственно такое парад ретро-техники? Это парад инженеров и конструкторов, спроектировавших некогда передовые для своего времени образцы машин. Это парад художников и дизайнеров, придавших элегантность и оригинальность формам новых автомобилей. Это парад мастеров и технологов, внедрявших на производстве новые методы изготовления. Это парад рабочих всевозможных профессий, своими руками собравших автомобили на конвейерах и в мастерских. Это парад реставраторов, тех людей, что могут увидеть в куске ржавого железа блестящий сошедший с конвейера автомобиль, а по прошествии многих месяцев, а то и лет, показать его таким всем интересующимся. И, конечно же, это парад зрителей – тех людей, что пришли приобщиться к истории своей страны и всего мира, ибо вехи развития техники неразрывны с историей всего человечества.

  

 

     

Подготовка машин к параду

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Подготовка машин к параду

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Подготовка машин к параду, проезд на Васильевский остров

 

Полный размер

Полный размер

Фото Владислава Васильева  Полный размер

 

  

 

     

Проезд на Васильевский остров

 

Фото Владислава Васильева  Полный размер

Фото Владислава Васильева  Полный размер

Полный размер

 

  

Согласно регламенту мероприятия, построение колонн для организованного отправления их по центральной магистрали нашего города проводилось на Васильевском острове. Это стало уже сложившейся традицией, также было и  на предыдущих парадах. Сюда, к перекрёстку улиц Кораблестроителей и Нахимова съезжались все участники парада. На Прибалтийской площади, у монумента Петру I собирались все участники парада.

После короткого брифинга для участников мероприятия, на котором начальникам колонн выдавались инструкции и информационные таблички, последовали выступления. Ведущим была Татьяна Клепикова – пресс-секретарь «Пассажиравтотранса». Затем выступил вице-губернатор Игорь Албин. В краткой речи он от имени губернатора Санкт-Петербурга он поздравил всех участников парада и пожелал успехов на поприще восстановления старинной техники.

Также к участникам и гостям парада с приветственными речами обратились Лаури Ринта-Канто – член правления SLHS, финского клуба владельцев исторических автобусов, Райт Реммель – генеральный директор ЗАО «Евролайнс», оператора Lux и Simple Express в России, и руководитель московского Музея ретро-автомобилей Д. Ю. Октябрьский. Дмитрий Юрьевич вручил генеральному директору СПб ГУП «Пассажиравтотранс» А. В. Лызину картину с видом столицы середины 1950-х годов в знак благодарности за организацию мероприятия и достижения в нелёгком деле реставрации старинной техники.

  

 

     

Построение колонн на Васильевском острове

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Брифинг для участников мероприятия

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Штаб организаторов

Ветераны автобусного транспорта

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Прибытие И. Н. Албина, А. В. Лызина А. Н. Головина и других официальных лиц

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

   

 

Выступление Т. А. Клепиковой

 

Выступление И. Н. Албина

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

 

     

 

Выступление Лаури Ринта-Канто

 

Выступление Райта Реммеля

 

Выступление Д. Ю. Октябрьского

 

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

Ровно в полдень первая колонна двинулась в путь. Миновав Васильевский остров, мы выехали на Невский проспект. По дороге то тут, то там нас встречали фотографы, специально занимавшие места по ходу движения процессии. Немало было и людей, случайно оказавшихся в центра, но не отказавших себе в удовольствии сфотографировать блестящие ретро-автомобили.

Неспешно продефилировав по Невскому, мы свернули на Суворовский, и добрались до площади Пролетарской Диктатуры. Здесь наша колонна развернулась и пополнилась. Если по дороге сюда парад возглавляли автобусы довоенного производства, то теперь планировалось, что колонну поведёт за собой Matrёshka – шедевр конструкторской мысли и отечественного автопрома (компании Volgabus) – беспилотный автомобиль.

При ближайшем рассмотрении беспилотная Matrёshka оказалось не такой уж и независимой. Рядом с агрегатом ехал молодой человек на самокате. Он подавал какие-то команды беспилотнику и постоянно двигался с вровень с автомобилем.

Тут надо сказать, что и до того колонна двигалась довольно неспешно. Порой так неспешно, что можно было бы, пожалуй, и побыстрее. Когда же Matrёshka оказалась в роли головной машины, скорость колонны понизилась до скорости ленивого пешехода, а затем процессия встала вообще. Matrёshka явно не выдерживала темпа.

Закончилось всё это тем, что супер-пупер продвинутый беспилотник обогнали все, включая и автобусы довоенного производства. Скорость колонны была восстановлена, и мы двинулись по направлению к конечной точке нашего путешествия – Инженерной улице. По дороге нам встречались двигавшиеся за нами колонны ретро-техники. При встрече водители обменивались приветственными гудками.

Справедливости ради, надо заметить, что через некоторое время самодвижущаяся матрона доковыляла-таки до конечной цели путешествия – выставки на Инженерной улице. Сие дало возможность интересующимся диковинкой гражданам в полной мере насладиться созерцанием невиданного доселе шедевра.

  

 

     

Парад на Невском проспекте

 

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

 

  

 

     

Парад на Невском проспекте

 

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Парад на Невском проспекте

 

 

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

 

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

 

  

 

     

Парад на Невском проспекте

 

Фото Владислава Васильева  Полный размер

Фото Владислава Васильева  Полный размер

Фото Владислава Васильева  Полный размер

 

  

Как и в прежние годы, зрителей на Инженерной и Кленовой улицах собралось немало. Интерес у горожан к истории автомобильного транспорта есть, это очевидно. И также как и на прошлых выставках, посетителями регулярно высказывалось недовольство кратковременностью проведения мероприятия, а также ограниченностью территории. Не раз приходилось слышать также и упрёки в недостаточной рекламной кампании. С последним я бы, пожалуй, не согласился, но первые претензии разделяю полностью.

В потоке зрителей, неспешно продвигавшемся от экспоната к экспонату, были замечены как ныне действующие сотрудники автобусных предприятий, так и ветераны. И. конечно же, множество знатоков (фанатов) общественного транспорта как из Петербурга, так и из других городов.

Автомобилей прибыло много и очень разных. Здесь и довоенные немецкие и военные американские машины, великое множество техники советского периода как нашего производства, так и заводов стран социалистического содружества. Были представлены также и образцы западной техники. Впервые в параде приняли участие грузовые автомобили и пожарная техника. Отдельную колонну составляют троллейбусы – шедевры, отреставрированные нашими коллегами из Музея электротранспорта СПб ГУП «Горэлектротранс».

Нельзя объять необъятного, засим подробных описаний каждого из автомобилей в рамках данной статьи не предполагаю. Но собственные пристрастия, конечно же имею, и это – автобусы. Вот на описании машин, призванных транспортировать самый ценный груз, я и хочу остановиться.

  

 

     

Выставка на Инженерной и Кленовой улицах

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Выставка на Инженерной и Кленовой улицах

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

Жемчужиной коллекции Автобусного музея нашего города без сомнения является только что отреставрированный автобус Икарус 55 Люкс, получивший в нашем городе прозвища «Ракета» и «Сигара». Впервые показанный на этом параде после двух лет восстановительных работ автобус, к сожалению, не получил той доли внимания, которой был вполне достоин. Понятно, что парад устраивается для показа не одной только машины, но основания заострить внимание на этом экземпляре были.

Автобус имеет интересную и неординарную историю, достойную отдельного рассказа. И такой рассказ уже есть. Я же вкратце напомню основные события, связанные с этой машиной.

В далёком 1972 году Икарус 55.14 Люкс (Ikarus 55.14 Lux) поступил в Автобусный парк № 1 на Днепропетровской улице и стал работать на междугородних маршрутах. Во всех справочниках указано, что 1972 стал последним годом выпуска данной модели, а следовательно, наша «Ракета» была одной из последних.

Отработав честно, хотя и не очень долго, Люкс был списан и отправлен в Выборгский район Ленинградской области на базу охотхозяйства, принадлежавшего Первому парку, где использовался в качестве сарая-бытовки. Собственно, благодаря этому, автобус и сохранился, в то время, как множество его собратьев по списании ждала утилизация.

В начале XX века об автобусе вспомнили, вытащили из леса и вновь привезли на родное предприятие. В 2006 году ожидались празднования 80-летия начала регулярного автобусного движения в нашем городе, и машину решено было восстановить.

Реставрация проводилась силами парка из того, что было под рукой. В результате был утрачен оригинальный двигатель и множество деталей интерьера. Салон собрали из частей Икаруса 256, мотор воткнули минского производства.

К началу праздничных мероприятий Икарус был покрашен, обвешан воздушными шариками и продемонстрирован публике в последнюю декаду сентября 2006 года. Уже без шариков «Сигара» была выставлена на Дворцовой площади, и при всех своих грубых допущениях и реставрационных неточностях, смотрелась весьма презентабельно. Сравнивать было не с чем…

Празднества закончились, и машина вдруг стала решительно никому не нужна. Последний раз Люкс выезжал в 2007 году на выставку в Трамвайный музей – бывший трамвайный парк на Васильевском острове.

Впоследствии много лет автобус гнил на задворках Первого автобусного парка вместе с ещё одним раритетом – «мягкой» машиной львовского производства ЛАЗ-699Р («Наташкой»), бок о бок с которым ранее был выставлен на Дворцовой площади. К слову, этого ЛАЗа уже нет с нами, почил…

Осень 2014 года можно было бы назвать временем начала новой жизни раритета. К руководству ГУП пришла команда людей, интересующихся историей. Тогда же было положено начало созданию коллекции ретро автобусов в структуре СПб ГУП «Пассажиравтотранс», которую я позволяю себе называть Автобусным музеем нашего города, лелея надежду, что рано или поздно так оно и произойдёт. Местом размещения коллекции автобусов был выбран Первый автобусный парк (головное предприятие). И одним из первых экспонатов музея стал именно Икарус Люкс.

Надо признать, что вид к этому времени машина имела совсем уже неприглядный. Ничуть не лучше, чем после многих лет прозябания в качестве вместилища рыболовно-охотничьего инвентаря. Однако за реставрацию взялись капитально, и начали, конечно же, с разборки и ликвидации всего наносного. В результате полного демонтажа обшивки и ремонта каркаса кузова, автобус предстал в виде своеобразного «скелета». Как ни странно, именно в таком виде машина была показана широкой публике.

Случилось это в мае 2015 года на выставке в Ленэкспо рамках Петербургского международного инновационного форума пассажирского транспорта. Задумка устроителей показа заключалась в том, чтобы продемонстрировать промежуточные результаты труда реставраторов и привлечь внимание к зарождающейся коллекции автобусов.

Дальнейшие два года активных реставрационных работ выявили массу проблем, в основном – финансового характера. Именно в следствие этих трудностей было принято непростое решение заменить мотор автобуса на похожий более-менее современный. В качестве такового был выбран двигатель Caterpillar 3116 в купе с автоматической коробки передач. Агрегаты были демонтированы со списанного автобуса ЛиАЗ-5256. Нельзя не признать, что смена мотора потребовала внесения значительных корректив практически во все системы машины.

В сентябре 2016 года праздновалось 90-летие начала регулярного автобусного движения в нашем городе. В череде праздничных мероприятий не последнее место занимала выставка автобусов, проходившая на Заячьем острове в Петропавловской крепости. В числе представленных для обозрения раритетов была и «Сигара». К этому времени были полностью закончены кузовные работы, а также внутренняя отделка салона. Однако двигатель и трансмиссию в полной мере подготовить не успели. В результате автобус был отбуксирован в крепость и установлен с помощью тягача на подобающее ему место в центре экспозиции. Машина получила достойную долю внимания. Учитывая наличие у автобуса всего одной двери, очередь из интересующихся раритетом не иссякала несколько часов.

Всю зиму 2016-2017 занимались стыковкой и отладкой двигателя и коробки. Работа давалась непросто. Затем проводилась обкатка. Долгая и мучительная. Мучительная, собственно, для автобуса. Местом обкатки был выбран бывший Третий автобусный парк на Хрустальной улице, являющийся ныне площадкой Первого автобусного парка. Дорога там отвратительная. Рассчитывали, что если уж тут ничего не отвалится, то на парад можно ехать смело.

И вот основные работы закончены. Можно сказать, преуспели! Результатом двух лет напряжённого труда является первый самостоятельный выезд Икаруса 55.14 Люкс за ворота парка.

Мне было доверено управлять раритетным автобусом. Почётно, интересно, но и очень ответственно. И обидно... Стратегия расстановки автобусов в колоннах понятна и, вроде бы, логична. Первыми шли две довоенные машины, за ними вальяжно двигался блестяще восстановленный эстонцами ЗИС-127. Наш Люкс занимал в колонне четвёртое место. Вот это мне лично и было обидно. Наша машина должна была занимать первое место. Первое и никакое другое! Она должна быть на виду, во главе процессии. Автобус, возрождённый в недрах «Пассажиравтотранса», достоин того, чтобы возглавить колонну машин Автобусного музея города на Неве. Очень хочется надеется, что на следующем параде (а то, что парад этот для «Сигары» первый, но не последний – в этом я убеждён) машине будет выделено достойное место во главе колонны.

По прибытии на Инженерную автобусы расставили в порядке, схожем с тем, в котором они двигались по городу. Место нашему Люксу досталось меж двух шедевров – эстонских ЗИС-127 и Икарус 55 Люкс. Компания почётная. Особенно, учитывая то, что эстонский Икарус практически той же модели, что и наш, только модификация несколько более ранняя. По внешнему виду это заметно отличающимися от нашего верхними габаритными фонарями, отсутствием дополнительных фар для освещения перрона автовокзала, некоторыми другими незначительными мелочами.

Установленные рядом две одинаковые машины, даже окраска автобусов чрезвычайно похожа, невольно дают повод для сравнения, проведения анализа, параллелей. Не раз приходилось слышать от посетителей, что в эстонском Люксе сидения мягче. Это, пожалуй, единственное отличие в наших машинах для неискушённой публики. Специалисты же сразу обращали внимание на подозрительное отсутствие в нашем автобусе «кочерги» – рычага переключения передач. Каждый раз приходилось объяснять, что за агрегаты установлены в автобус, и почему. Неоднократно отмечалось, что наличие одной двери усложняет перемещение по салону. Проход узковат. Но зато сидеть в салоне удобно, расстояние между сидениями весьма значительное, что явно увеличивает комфортабельность. Высказывались мнения, что далеко не во всех современных междугородних автобусах можно так удобно расположиться.

Желающих посетить Люкс было много. Очень много. Настолько много, что не все смогли зайти. Наличие одной двери создавало порой длинную очередь, и некоторые посетители выставки, теряя терпение, уходили, так и не дождавшись радостного момента размещения в салоне «Ракеты». Нередко люди, зашедшие в салон, и никуда не спешащие при этом, задерживались в автобусе надолго. Одна бабушка с мальчиком, по инициативе последнего, просидели в автобусе не меньше часа. Вопросы задавали нечасто, но бывало. Периодически я сам кратко рассказывал об истории этой машины. И, как ни странно, очень часто вопросы задавали именно после рассказа. То ли народ считает, что сидящий за рулём ничего не знает, то ли надо наших людей просто расшевелить. В целом же у посетителей автобуса преобладали одобрительные высказывания вплоть до восторженных. Аналогичные мнения озвучивались и применительно к автобусам, отреставрированным эстонцами.

Нет слов, эстонцы – молодцы! Восстановленные ими машины являют собой образцы, которыми по праву можно гордиться. Тут необходимо отметить, что возглавляет холдинг Mootor Group, коему и принадлежат эстонские раритеты, Хуго Осула, благополучно сочетающий в себе успешного бизнесмена и человека, интересующегося историей автобусной техники. В восстановление машин вкладываются достойные средства, и результаты налицо. Реставраторам эстонским, конечно же, честь и хвала! Но трудятся они, на мой взгляд, в тепличных условиях.

У нас дела обстоят иначе. Не вдаваясь в нюансы и подробности, которые, порой, имеют столь неприглядный вид, что и описывать неохота, могу сказать, что наш шедевр во многом был рождён не благодаря, а вопреки. Сильно сомневаюсь, что наши зарубежные коллеги смогли бы сотворить такое чудо, имея под рукой нашу оснастку и финансирование. Вернее сказать, смогли бы, но уж точно, не взялись бы. Засим, проводя параллели, беру на себя смелость утверждать, что наш автобус лучше. Моё мнение, конечно же, предвзятое. Абстрактно оценивая лишь конечный продукт, нельзя не признать, что эстонская «Ракета» впереди. Однако взвешивая все трудозатраты, в ряду которых находчивость занимает первое место, оценивая вкупе материальную базу и полученный результат, я отдаю пальму первенства нашей машине. Резюмируя, мне не стыдно вести на параде машину, созданную руками моих коллег.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка на Инженерной улице

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

 

     

Выставка на Инженерной улице

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Выставка на Инженерной улице

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

Не только Икарус 55 Люкс впервые был продемонстрирован публике на этом празднике. Впервые участниками парада стали новые экспонаты Автобусного музея – машины ЛАЗ-699Р и Альтерна. Каждая из них интересна по-своему. Альтерна – это автобус, которого в наших краях практически не встречали. Наоборот, «мягкие» львовские много лет неустанно развозили экскурсантов и использовались на междугородних перевозках.

Ещё один «мягкий» «Лев», принадлежащий ныне Учебному комбинату СПб ГУП «Пассажиравтотранс» также впервые участвовал в параде.

Широко были представлены различные модели Икарусов 200-й серии. Короткие, «гармони» и «мягкие» Икарусы на выставке присутствовали в изобилии. И это правильно. Сорок лет эти машины развозили ленинградцев-петербуржцев, став со временем привычными элементами городского ландшафта.

Кроме ленинградских Икарусов на параде присутствовали машины из Великого Новгорода и Волгограда. Хочется выразить благодарность энтузиастам, не пожалевшим средств и времени на то, чтоб прибыть наш город для участия в параде.

Впервые выехали в свет автобусы Икарус 256 и Волжанин 52701, также принадлежащие Учебному комбинату. Белый Волжанин – это одна из первых машин производства города Волжский Волгоградской области, поступивших в начале века для эксплуатации в наш город. Таких машин уже давно нет на линии.

Нечастые, но использовавшиеся в нашем городе автобусы немецкого производства MAN также вызывали интерес. Особенно двухэтажный автобус. Такие машины в начале века возили пассажиров от Балтийского вокзала в Петергоф. Ну и совсем уж экзотические автобусы, представленные реставраторами из Финляндии, никогда не работавшие в нашем городе, также не остались без внимания.

Не только старинная техника приняла участие в параде. Самые современные автобус Irizar i8 и электробус КАМАЗ-6282 пользовались популярностью. И если первая модель уже давно и активно используется на междугородних и международных линиях, то вторая – это несомненно экзотика.

Как уже писалось, впервые участие в параде и выставке приняли грузовые и пожарные машины. И это правильно. Не следует сбрасывать со счетов заслуг грузового транспорта и умалять интерес к нему горожан. Пожалуй, самым мощным участником парада можно было бы назвать карьерный самосвал Татра 815.

  

 

     

Выставка на Инженерной улице

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Организаторы мероприятия, ветерана "Пассажиравтотранса" и знатоки автобусного транспорта

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Организаторы мероприятия

 

Полный размер

Фото Евгения Рудницкого  Полный размер

Полный размер

 

  

 

     

Выставка на Инженерной улице

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

  

Парад состоялся. Парад удался. Так коротко я бы охарактеризовал прошедшее мероприятие. Будучи три года назад инициирован Фёдором Черноусовым – руководителем Автобусного музея – парад ретро-техники приобретает всё большую популярность в Петербурге. Становится больше участников, увеличивается разнообразие представляемой для просмотра техники. Наш город по праву называют музеем под открытым небом. И замечательно, что одной из частей, составляющих этот музей, отныне являются ярчайшие представители инженерной мысли, автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, те, что катались по нашему городу и двадцать, и пятьдесят, и сто лет назад.

Хочется пожелать участникам парада успехов в непростом деле восстановления ретро-транспорта, а зрителям не оставаться безучастными к тем, кто не жалея сил и средств, сохраняет для нас историю самодвижущейся техники, без которой ныне невозможно представить себе нашу жизнь.

  

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024