Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Купчино, как оно есть

 

 

Купчино энциклопедическое

 

Купчино является южной окраиной Санкт-Петербурга, располагается в Приневской низменности, в среднем течении реки Волковки. В настоящее время является одним из крупнейших "спальных" районов Санкт-Петербурга. Купчино является основной составляющей Фрунзенского района. На севере соседствует с микрорайоном Волково, на западе и востоке соответственно с Московским и Невским районами, на юге ограничивается линией окружной железной дороги.

До начала освоения территория была покрыта кустарниковой  растительностью, болотами и частично хвойными лесами. В процессе освоения леса вырубались, болота осушались, образовывались поля, пригодные для сенокосов и иной сельскохозяйственной деятельности.

С начала XVI века местность с названием "Галтеев остров", на котором и расположено современное Купчино, известна, как часть принадлежащей Новгороду, Водской пятины. Известны также названия: "Ижорская земля", "Ингрия", в более позднее время территория именуется Ингерманландией.

С 1617 территория принадлежит Швеции.

Одно из первых упоминаний деревни встречается в шведских переписных книгах 1619 года.

В 1702 году, в ходе Северной войны территория вновь вошла в состав России.

В XVIII-XIX веках Купчино – казённая деревня в составе Ингерманландской, затем – Санкт-Петербургской губернии.

В начале XX века севернее деревни образовывается село Романово, впоследствии – Рылеево. В 1930-х годах территория Рылеева входит в городскую черту как часть Володарского, затем – Московского района. Граница города проходит по Куракиной дороге.

В годы Великой Отечественной войны жители деревни Купчино эвакуируется, а на месте деревни и прилегающих территориях возводятся оборонительные сооружения. Таким образом Купчино оказывается на территории блокадного Ленинграда. После войны Купчино восстанавливалось, но довоенных размеров не достигло.

В 1964 году начался период массового жилищного строительства. Проект детальной планировки разработан под руководством архитекторов А. Наумова и Д. Гольдгора. В 1972 году открыта станция метро "Купчино". С середины 1990-х годов по настоящее время в Купчине проводится активная уплотнительная застройка.

 

 

Купчинские мифы

 

Существовала деревня с названием "Купсино"

В какой справочник не загляни, везде как под копирку написано: "Название "Купчино" произошло от бывшей деревни Купсино, которая существовала здесь в конце XVII века". Вероятнее всего, источником для такого рода литературы послужила книга К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло "Почему так названы?", которая многократно переиздавалась. В своём труде авторами книги было допущено не верное цитирование названия деревни на карте топографа Бергенгейма. В действительности на упоминаемой карте присутствует поселение с названием "Kupsilla" и ничего более.

Хотя, справедливости ради, следует отметить, что названия "Купсино" и "Купсина" всё-таки кое-где встречаются. В частности, в исповедных росписях и метрических книгах XVIII – начала XIX веков Крестовоздвиженской церкви, прихожанами которой были жители этой деревни. Также в архивах Александро-Невской Лавры 1713 года упоминается "...деревня Купсино, или как она часто пишется, Купчино, на Чёрной речке..."

Из всего этого можно сделать вывод, что название "Купсино", как переходная форма от "Купсила" к "Купчино" могла существовать и использовалась в обиходе, но официально деревня такого названия не имела. На географических же картах присутствуют названия: Kupsilla, Купсила, Купсїла, Купчина, Купчино.

 

Купчино на 27 лет старше С.-Петербурга

Очень часто в различной литературе указывается: "История Купчино начинается в 1676 году, когда оно впервые упоминается как деревня на шведской карте топографа Бергенгейма" или "На карте шведского топографа Бергенгейма 1676 года". Такие фразы только вводят читателя в заблуждение. Карта Бергенгейма – это лишь копия, изготовленная на основе более древних шведских архивных источников. Карта в самом деле отражает ситуацию на 1676 год, но создана она была в 1827 году. Сам же Август Иванович Бергенгейм (Бергенгейм 1ый) вовсе не шведский топограф, а немец по происхождению, подполковник Российского Генерального штаба. Работал Бергенгейм под руководством генерал-майора Фёдора Фёдоровича Шуберта, выдающегося геодезиста, впоследствии – директора Военно-топографического депо Главного штаба.

Новгородцы, коим в XVI веке принадлежала Водская Пятина – территория на которой и находится современное Купчино, не очень утруждали себя детализированной и регулярной переписью населённых пунктов и их жителей. В отличии от них, шведы, заполучив данную местность в 1617 году, со всей скрупулезностью преступили к переписи всё и вся на вновь обретённой территории с целью последующего налогообложения. Так в шведских хрониках в 1619 году впервые упоминается маленькая деревня с названием "Kuptzinoua By". Совершенно очевидно, что деревня не в этом году образовалась, а существовала за долго до пришествия шведских переписчиков. Есть предположение, что ранее она была более населённой, но со сменой государственной принадлежности часть славянского населения деревню покинула. Таким образом Купчино старше С.-Петербурга по крайней мере лет на девяносто.

 

Первыми жителями деревни были финны

В 1995 году финским историком Сауло Кепсу была написана книга "Pietari ennen Pietaria" ("Петербург до Петербурга"). В 1996 году она первой из зарубежных работ о С.-Петербурге получила Анциферовскую премию. В 2001 году книга вышла на русском языке, но смехотворно малым тиражом и сразу стала библиографической редкостью.

В своём труде С. Кепсу цитирует шведские хроники. В соответствии с ними население деревни Kuptzinoua в 1619 году было преимущественно православным. Упоминаются имена: Иван Кузмин, Прошка Лефонтьев, Симан Абрахамов. Очевидно, что эти имена никак не могут быть названы шведскими или финскими. Кроме того упоминается польское имя – Кристофер Канарский. До русско-шведской войны 1656-1658 годов деревня оставалась православной. После войны в деревне было три двора, в двух из которых жили ижоры. Только по окончании господства Швеции в 1695 году в списке жителей появляются финские и шведские имена, в частности: Йёран Йёранссон, Самуэль Хюннин, Йёран Хумойн.

В этой связи сто́ит отметить, что в более ранние времена на этой территории находились поселения с названиями: Васкино, Левкуевское, Лигомовичи Тимуево, Освевское, Петчела, Селезнёво, Лембитово Седенье, Сукино, Толстые Головы. Созвучного Купчину названия среди них не встречается, но логично предположить, что население, в оных деревнях проживавшее, может быть отнесено именно к славянам. Таким образом на роль первых Купчинцев вполне могут претендовать именно славяне.

 

 

Купчинская топонимика

 

Немного истории

С середины XIX века в деревне Купчино чётко просматриваются две улицы. В некоторых источниках упоминаются три названия: Старая, Новая и Купчинская улицы. В начале XX века на территории Николаевского посёлка и села Романова появляется множество улиц, большинство из которых именуют по названиям уездных городов Российской империи. На территории Романова появляются Пензенская, Прибалтийская, Седлецкая, Очаковская, Юзовская, Познанская, Томская, Байкальская, Вологодская, Благовещенская, Обуховская, Козельская, Тобольская, Алмазная улицы, Волковский проспект и Куракина дорога. В Волкове обозначены Кохановская, Митровская, Сепина, Стрельбищенская улицы, Козловский переулок, Московско-Ямской проспект и тот же Волковский проспект. В посёлке Николаевском имеются Славянская, Андреевская, Центральная, Выгонная, Павловская, Графская, Григорьевская, Невская, Губернская, Крестьянская, Лебедевская, Ивановская и Безымянная улицы, дорога в село Романово. В 1920-х – 1930-х годах некоторые улицы переименовывают на злобу дня. Так Тобольская улица стала Шахтёрской, Выборгская – Монгольской, Лебедевская – Свирьской, Ивановская – Бакинской, Очаковская улица стала улицей Петрушина. Пропали и Романово и Николаевский. Появились Рылеево и посёлок имени Шаумяна. Ныне все эти названия лишь тени прошлого. Сохранились только Волковский проспект, Стрельбищенская улица да Козловский переулок. А вот деревню Купчино все эти переименования не затронули. Именно это название было присвоено новому городскому микрорайону, возведение которого на месте совхозных полей и дачных участков началось в середине 1960-х годов.

В 1964 году новопроложенным и проектирующимся улицам нового микрорайона были присвоены названия в честь столиц братских социалистических государств: Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская и Софийская улицы. Также улицам были присвоены имена некоторых политических деятелей и писателей: улицы Фучика, Бела Куна, Димитрова. Часть центральной дуговой магистрали, проходящая по Купчину была названа проспектом Славы, улица, вдоль которой предполагалось строительство канала – Бассейной, Куракина дорога, с давних времён связывавшая Купчино с Московской стороной и левым берегом Невы была переименована в Южное шоссе.

С расширением Купчина на юг появлялись новые улицы. Но топонимическая стратегия оставалась старой. В начале 1970-х годов появились Балканская и Малая Балканская улицы, улицы Олеко Дундича, Ярослава Гашека, Карпатская и Малая Карпатская улицы, Загребский бульвар и Дунайский проспект и Каштановая аллея. В конце 1970-х – начале 1990-х к ним прибавились ещё несколько небольших переулков: Шипкинский, Моравский и Агатов.

 

Купчинские переименования

В 1968 году появилась в Купчине улица с красивым названием "Каштановая аллея". Улица представляла собой бульвар с двумя боковыми проездами. На узкой части бульвара были высажены два ряда каштанов. Таким образом улица приобрела особенный колорит, её название сочеталось с действительностью. Но в 1984 году, по случаю 40-летия победы социалистической революции в Болгарии, улица была переименована в Пловдивскую. Правда, сохранилась Малая Каштановая аллея – маленький переулок, непонятно зачем выделенный в 1980 году из Каштановой аллеи, но он уже в значительной степени менее колоритен.

В 1964 году вместе с другими улицами Купчина появилась и улица Бассейная. Она стала продолжением одноимённой улицы в Московском районе, хотя и была отделена от неё железнодорожными путями. Название появилось не на пустом месте.  Существовали планы создания южного обводного канала, который должен был соединить Неву с Финским заливом. Вдоль берегов этого канала на территории Купчина и должна была проходить Бассейная улица. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1987 году купчинскую часть Бассейной улицы выделили в отдельную улицу, сменили нумерацию домов и переименовали в улицу Турку – в честь финского города-побратима.

 

Топонимические странности

В Купчине есть Малая Балканская улица и при этом нет Балканской. Вернее она существует, но только де-юре. Балканская улица должна была проходить по берегу выкопанного Волковского канала, вдоль железнодорожных путей витебского направления, а далее вдоль путей Окружной железной дороги. Точно параллельно ей, на некотором удалении должна была пройти Малая Балканская улица. Она была проложена и сейчас является одной из самых длинных улиц в Купчине и при этом самой кривой. А Балканскую улицу так и не соорудили. Вдоль Волковского канала в нескольких местах существуют участки грунтовой дороги, но, конечно, полноценной улицей названы быть не могут. Меж тем, в Реестре названий объектов городской среды Балканская улица присутствует.

Имеется в Купчине улица, названная в честь венгерского политического деятеля и журналиста, одного из основателей Венгерской коммунистической партии – Белы Куна. С самого её основания улица носила название "улица Бела Куна". Остаётся только удивляться поголовной безграмотности архитекторов, журналистов и чиновников всех уровней. То ли с русским языком у них были сложности, то ли никто не знал, как собственно звучало имя этого человека в именительном падеже. Но так или иначе, а на всех картах, во всех справочниках улица называлась именно так. Не смотря на эту неграмотную форму склонения, из-за простоты в произношении, название прижилось. О личности, чьё имя носила улица, подавляющее большинство местных жителей имело смутное представление. Следует заметить, что ещё в начале 1980-х были попытки изменения названия на более грамотное. В частности, в забытой ныне программе ленинградского телевидения "Телевизионный ёж" журналист А. Матюшкин-Герке поднимал этот вопрос, но услышан не был. Только в конце 1980-х после одной из передач уже другого журналиста – А. Невзорова "600 секунд" улицу начали "переименовывать". Переписали все названия на домах, поменяли таблички. Улица потеряла свою безграмотную оригинальность. А жаль...

В Купчине существуют Карпатская и Малая Карпатская улицы. Обе они проходят с севера на юг и начинаются и заканчиваются у одних и тех же улиц. И ширина и протяжённость у них одинаковая. Если есть у этих улиц какие-либо различия, то только в том, что вдоль Карпатской улицы расположены исключительно разнообразные промышленные предприятия, а на Малой Карпатской находится жилая застройка. По какой причине одну из них назвали "малой" остаётся только догадываться.

В Купчине нет улиц Дундича и Гашека, а существуют улицы Ярослава Гашека и Олеко Дундича. Также отсутствуют улицы Георгия Димитрова и Юлиуса Фучика, а имеются улицы Димитрова и Фучика. Замыслы людей, присвоивших одним улицам полные имена писателей и политических деятелей, а другим исключительно фамилии, очевидно, останутся тайной для потомков.

Близ железнодорожной платформы Сортировочная от Южного шоссе на юг отходит маленький тупиковый переулок, названный Агатовым. Редкий случай в современной топонимике – переулок получил название в 1993 году по располагавшемуся здесь акционерному обществу "Агат". Фирмы, давшей своё название переулку давно уже не существует, а название сохранилось.

 

 

Купчино не состоявшееся

 

Купчино – центр Ленинграда

Ещё в середине 1930-х годов существовал проект переноса центра Ленинграда на юг. Планы были поистине грандиозны! Сто́ит взглянуть на проект планировки города 1935 года, чтобы в этом убедится. Не только всё нынешнее Купчино охвачено в проекте, но и территория южнее окружной (уже к тому времени построенной) железной дороги вплоть до нынешних Шушар и даже далее до рек Кузьминки и Славянки. В Московском же районе застройка по проекту заканчивалась у Пулкова.

Купчино таким образом становилось местом, непосредственно прилегающим к центру города, а в процессе роста могло бы войти и в его состав. На предвоенном генеральном проекте планировки Ленинграда территория Купчина расчерчена большим количеством прямых параллельных улиц, протянувшихся с севера на юг, и более коротких с востока на запад. Обозначена на плане и дуговая магистраль, проходящая через Купчино и ведущая к уже построенному к тому времени Володарскому мосту.  Но планам не суждено было осуществится, помешала война. Из всего проектируемого построили только Дом Советов. В результате Купчино ещё многие годы оставалось по сути загородной местностью, в то время, как соседствующие с ним территория нынешнего Московского района и территория на левом берегу Невы развивались весьма стремительно. Отчасти это можно объяснить наличием в этих районах въездов-выездов в города. Из Купчина же дорог во вне никогда не было. И единственной, сколь-нибудь весомой трассой была Куракина дорога, как раз и соединявшая выше описанные районы. Царскосельскую железную дорогу, проходящую в непосредственной близости от деревни, не стоит брать в расчёт. До начала 30-х годов XX века никакие поезда здесь не останавливались.

После войны, в 1948 году вышел новый Генеральный план развития города. На сей раз масштабы проектировщиков были более скромны и реалистичны. Застройка Купчина, согласно проекту, заканчивалась границей города, проходившей по окружной железной дороге. Совершенно очевидно, разработчики не задавались целью строить каменные джунгли. На территории Купчина великое множество разнообразных парков. Полностью сохранено русло реки Волковки и по берегам его везде наблюдается обширное зелёное пространство. Частично, река совмещена с южным обводным каналом (на месте нынешней улицы Турку). Сохранены и карьеры кирпичного завода, правда не те, которые присутствуют сейчас, а те, на месте которых сейчас жилой комплекс "Серебряные ключи". На месте нынешнего НИИ имени Джанелидзе внушительных размеров парк, несколько зелёных зон восточнее его. Сохранён пруд-карьер, находившийся восточнее Софийской улицы. Как это ни странно, проектом не предполагалось сносить часть кладбища Памяти жертв 9-го Января, которая сейчас застроена промышленными предприятиями. А, вот, Ново-Волковского кладбища южнее нынешней улицы Салова в проекте нет, хотя захоронения блокадного времени сохранены. Деревня Купчино, согласно проекту, должна была кануть в лету. Но, опять таки, на её месте, хоть и частично, не застройка, а зелёная зона. Серьёзных размеров парк также был запроектирован у нынешней Малой Балканской улицы. Вообще же, если смотреть на проект города в целом, поражает обилие парков и садов. Чего сто́ит, например проект парка, покрывающий собой всю (!) территорию нынешнего юго-запада и сопоставимый по масштабам, например, с Измайловским парком Москвы, а, возможно, и превышающий его размерами. В Ленинграде таких парков не было никогда. Нет их и в Петербурге.

 

Купчинский обводный канал *

Самым любопытным из не осуществлённых проектов середины 1960-х годов можно назвать сооружение южного обводного канала, который должен был соединить Неву с Финским заливом. Идея создания такого сооружения относится ещё к середине 1930-х годов. На территории Купчина канал должен был проходить частично по руслу Волковки, а вдоль берегов канала должна была проходить Бассейная улица (на территории Купчина ныне – улица Турку). Версии об использовании канала различны: канал для ускоренного прохода судов из Невы в Финский залив; спортивное сооружение – гребной канал; Канал для подпитки прудов Московского парка Победы. И совсем уж прозаическая версия – канал должен был являться частью городской канализационной системы. О размерах предполагаемого канала можно получить представление прогулявшись по бульвару нынешней улицы Турку.

 

Купчинский ипподром

На территории ограниченной улицей Салова, Ново-Волковским кладбищем, улицей Фучика и Волковским каналом, где когда-то протекала река Волковка и проходили Волковский проспект и Алмазная улица, в начале 1980-х годов развернулось строительство детской специализированной школы по конному спорту. Однако не достроив здание, работы были прекращены. Причины, по которым школа так и не была достроена неизвестны.

Согласно официальным документам, в 1996 году было принято решение о строительстве на этом месте Конно-спортивного комплекса открытым акционерным обществом «Санкт-Петербургский ипподром». При этом, застройщик был обязан снести недостроенное и уже порядком обветшавшее к тому времени здание.

Трудно представить более неудачное место для лошадиных бегов. То ли соседство с кладбищем сыграло свою роль, то ли экономические факторы (последнее более вероятно), но строительство так и не началось, и в 1998 году контракт с застройщиком был разорван.

В итоге более двадцати лет скелеты недостроенных трибун «украшали» собой эту местность. Как ни странно, но иногда встречались схемы города, на которых ипподром указывался, как достроенный.

Постановлением правительства города в 2004 году участок был передан для строительства мнгофункционального комплекса «Словацкий дом». В конце 2006 года недостроенный ипподром снесли и приступили к возведению многофункционального комплекса под названием "Словацкий дом". В результате был построен торгово-развлекательный комплекс "РИО", включающий магазин "О'Кей" и множество прочих торговых предприятий.

 

 

Купчинский аквапарк *

Из проектов последних лет сто́ит отметить не состоявшийся аквапарк в парке Интернационалистов. В августе 2001 года в створе Пражской улицы на территории парка торжественно заложили первый камень в фундамент будущего аквапарка. Об этом событии сейчас напоминает только куча плит, оставшихся от забора, огораживавшего так и не начавшееся строительство. Предполагалось сооружение площадью 26 тысяч кв. метров, из которых 16 тысяч кв. метров должен был занимать сам аквапарк, а 10 тысяч кв. метров должно было быть отдано под различные инженерные сооружения. Помимо 11 водных аттракционов под его крышей предполагалось строительство ресторана, бизнес-центра, спортивно-тренажерного зала, а также автостоянки на 50 автомобилей. Одновременно в аквапарке смогли бы находится 1800 человек. Специальный зрительный зал на 500 мест позволил бы организовывать под его крышей различные концерты и шоу. Этот объект должен был появиться на карте района в 2003 году, но не появился. И слава Богу! Нет сомнений, что строительством было бы уничтожено не меньше трети существующего парка.

 

 

Купчинская природа

 

Купчинская флора

Не смотря на интенсивно проводимую в последнее десятилетие уплотнительную застройку, при которой в первую очередь страдают зелёные насаждения, Купчино пока ещё может претендовать на роль одного из самых "зелёных" районов города. Самое известное и противоречивое из деревьев – это конечно тополь (Populus). Огромное количество этих деревьев было высажено в конце 1960-х – начале 1970-х годов в северном Купчине. Тополь – одно из самых быстрорастущих и неприхотливых деревьев. Главный же его недостаток проявляется в середине лета. Это созревшие семена дерева, имеющие пучок многочисленных тонких шелковистых волосков и разносимые ветром (тополиный пух). Также при озеленении внутридворовых территорий и улиц Купчина часто используются берёза (Betula), осина (Populus tremula), клён (Acer), рябина (Sorbus), липа (Tilia), ясень (Fraxinus). Реже дуб (Quercus), каштан (Castanea), деревья хвойных пород – ель (Picea), сосна (Pinus), лиственница (Larix) и другие породы. Из кустарниковых растений часто используются для посадки боярышник (Crataegus), сирень (Syringa), акация (Acacia), черноплодная рябина (Aronia melanocarpa), снежноягодник (Symphoricarpos), крушина (rangula alnus) и другие. В настоящее время во дворах, чаще – северного, реже – южного Купчина, можно встретить садовые плодовые деревья и кустарники. В основном это яблоня (Malus), слива (Prunus) и смородина (Ribes). Эти растения были пересажены в 1960-х – 1970-х годах новосёлами с мест ликвидируемых садоводческих участков. Отдельные растения и до сих пор плодоносят, но в основном, без должного ухода, большинство садовых растений деградируют (дичают). Также, плодовые деревья сохранились на территории Яблоневого сада на Белградской улице, менее известного Плодового сада на Софийской улице и на месте уничтоженных садовых участков вдоль Южного шоссе.

На территории Купчина можно выделить несколько зелёных массивов. В первую очередь это кладбища: Ново-Волковское и Памяти Жертв Девятого Января; территория радиостанции на Софийской улице – зелёная не ухоженная зона, вплотную примыкающая к карьерам. Далее – основные парки: Яблоневый сад на Белградской улице, парк на Бухарестской улице между улицами Салова и Фучика, парк Интернационалистов на проспекте Славы и купчинские карьеры. Плотность посадок в парках крайне не высока. Большую часть занимает травяной покров. Имеются и другие, меньших размеров парки и скверы, в частности: сквер на улице Турку, сквер на Загребском бульваре, сквер между Карпатской и Малой Карпатской улицами, сквер на Пловдивской улице, Плодовый сад на Софийской улице, территория бывшей деревни Купчино и другие. Сто́ит также отметить пустырь южнее Балканской площади на границе города с заброшенными садовыми участками, но по всему видно, что эта зелёная территория вскорости зелёной быть перестанет.

На многих улицах Купчина вдоль проезжей части высажены аллеи деревьев, отделяющие проезжую часть от жилых построек или боковые проезды от основной проезжей части. В благоприятное время года на газонах и в многочисленных клумбах высаживаются сменяющие друг друга, в зависимости от времени года, различные цветы и декоративные растения.

 

Купчинская фауна

В Купчине встречаются несколько видов птиц, как обитающих постоянно, так и перелётных. Наиболее часто встречаются сизый голубь (Columba livia), домовой (Passer domesticus) и полевой (Passer montanus) воробьи, кряква (Anas platyrhynchos), серая ворона (Corvus cornix) и озёрная чайка (Larus ridibundus). В последние десятилетия очевидно уменьшение популяции голубя, который в 1970-х – 1980-х годах занимал доминирующее положение, и значительное увеличение популяции ворон и чаек. Вороны давно известны, как самые умные птицы. И, учитываю их невероятную приспособляемость, сто́ит полагать, что популяция их будет увеличиваться. Чайка – водная птица, хотя в городе чаще встречается на больших свалках и помойках нежели на водоёмах. В Купчине как вороны, так и чайки встречаются везде. Временами большие группы чаек собираются на островах купчинских карьеров. Из перелётных птиц в Купчине встречается лысуха (Fulica atra), большая синица (Parus major), скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris), снегирь (Pyrrhula pyrrhula) и другие. Дикие утки тоже перелётные птицы. Однако при наличии незамерзающих водоёмов часть птиц не улетает, а остаётся зимовать. В Купчине самым незамерзающим является Волковский канал. Именно в нём и можно встретить крякв в зимний период. Как ни странно, но в Волковском канале и реке Волковке изредка встречаются ондатры (Ondatra zibethicus), и этот факт даёт возможность предположить наличие в оной реке рыбы. Но, хотя и описаны случаи поедания водяными крысами насекомых и мелкой рыбы, основной пищей этих животных является водная растительность и кора прибрежных деревьев. Присутствие же рыбы в Волковке, учитывая её экологическое состояние, маловероятно. Зато рыба присутствует в других купчинских водоёмах. В первую очередь это карьеры и пруды в парке Интернационалистов. В карьерах ловятся окунь (Perca), плотва (Rutilus), щука (Esox). Достоверно описаны случаи поимки щуки весом 2 кг. В прудах парка Интернационалистов также ловится карась (Carassius) и ротан (Perccottus glenii). Мелкая плотва и карась ловится также и в небольших купчинских водоёмах: в пруду на Белградской улице на месте бывшей деревни, в пруду на Карпатской улице, в пруду на Будапештской улице. В последнее время замечены рыбаки на пруду в Яблоневом саду на Белградской улице. Об уловах в этом, недавно выкопанном, водоёме достоверных сведений нет.

Непременным атрибутом любого окраинного района современного С.-Петербурга является большое количество бродячих животных. Купчино исключением не является. Здесь постоянно обитают бездомные кошки и собаки. Если в пребывании в подвалах кошек ещё можно обнаружить какую-то пользу, то стаи бродячих собак никак не могут вызывать положительных эмоций. Если в сельской местности пребывание кошки в доме вызвано в первую очередь утилитарными потребностями – борьбой с грызунами, то в городе этот зверёк играет скорее роль символа домашнего уюта. В 1960-е годы, когда началось массовое заселение купчинских новостроек, ещё сильна была традиция, по которой в дом первой пускали кошку. Считалось, что там, где зверёк ляжет, самое хорошее место в доме (квартире). Со временем кошки терялись, убегали и часто просто выбрасывались на улицу своими хозяевами. В поисках прибежища они облюбовали подвалы жилых домов, реже – чердаки и отдельные хозяйственные постройки.

Считается, что в среднем бесхозная кошка (Felis catus) живёт от 4 до 6 лет. В условиях большого города, вероятнее всего, эта цифра может быть значительно меньше. Большинство зверей погибают ещё будучи котятами. Регулярно большое количество кошек гибнет под колёсами автотранспорта. Но кошки известны своей плодовитостью и если корма хватает, то количество зверей может постепенно увеличиваться.

Главным врагом кошки конечно же является собака (Canis lupus familiaris). Бесхозные собаки встречаются как по одиночке, так и стаями. Подсчёт точного количества проживающих в районе бездомных собак практически не возможен из-за постоянного перемещения большей части особей. По очень приблизительным оценкам в Купчине могут обитать от 60 до 130 бездомных собак при соотношении количества кобелей и сук примерно 2:1. Средняя продолжительность жизни собак не превышает 5 лет. Большинство из них бродяжничают, добывая пропитание на свалках и помойках. При этом, если имеется обильный и постоянный источник питания, то собаки предпочитают не уходить далеко, а территорию считают своей и пытаются отгонять пришлых собратьев. Некоторые особи "прибиваются" к разного рода предприятиям, находящимся в промзонах и имеющим, как правило, открытые площади. Такие животные подкармливаются работниками предприятий и иногда даже пытаются выполнять охранные функции. Описан случай, когда более двадцати животных одновременно обитали на площадке автобусного парка на Бухарестской улице.

Бродячие собаки представляют серьёзную опасность для человека. Описаны случаи нападения как отдельных животных, так и целых стай собак на людей в Купчине. Самая известная из переносимых собаками инфекций, это вирус бешенства. Также бездомные собаки являются переносчиками других многочисленных заболеваний. В частности, таких как токсоплазмоз, сальмонеллёзы, листериоз, лептоспироз. Бездомные собаки также являются хозяевами ряда опасных гельминтов: эхинококков, трихинелл, малого цепня. Опасность заражения глистами для человека от прямого контакта с бездомными собаками невелика, но оно может легко происходить через контакты бродячих собак с домашними.

Ещё одной бедой современного города являются крысы. В Петербурге наиболее распространены два вида: серая крыса – пасюк (Rattus norvegicus) и домовая мышь (Mus musculus). Также встречаются полевки (Microtus) и лесные мыши (Apodemus sylvaticus), однако пасюки наиболее многочисленны. Они более агрессивны и легче приспосабливаются к новым ядам и изменениям окружающей среды. Традиционно крыс становится больше весной. Перезимовав в подвалах, они выбираются на улицы в поисках пищи и новых территорий: за зиму появляется 6-7 новых поколений и грызунам становится тесно. По данным Роспотребнадзора на 2010 год плотность населения крыс в Петербурге составила около 110 животных на один квадратный километр.

 

 

Купчинская экология

 

В отличии от находящегося неподалёку Невского района (левого берега Невы), в котором с давних времён размещались разнообразные производства, на территории Купчина практически отсутствовали сколь-нибудь серьёзные промышленные предприятия. В основном, до 1960-х годов здесь располагались совхозные поля и садовые участки. Исключение составляет лишь кирпичный завод, построенный в конце 1930-х годов. В районе Купчина не было значительных радиационных, химических или иных могильников. Существовала только одна свалка. Таким образом до начала массового жилищного строительства экологическое состояние района можно считать хорошим.

В настоящее время главным экологическим бедствием Купчина несомненно является автотранспорт. В первую очередь страдает воздух. Доля автомобильных выхлопных газов по разным источникам колеблется от 60 до 80 процентов. Самым крупным стационарным загрязнителем купчинской атмосферы является Южная ТЭЦ. Существует также множество менее значительных предприятий, в основном расположенных в промзонах: на чётной стороне Бухарестской улицы от её начала до улицы Салова; на улицах Салова и Фучика; на чётной стороне Софийской улицы от улицы Салова до улицы Белы Куна и от проспекта Славы до КАД (исключая территорию кладбища); в промзоне Обухово; между Карпатской и Софийской улицами; на нечётной стороне Южного шоссе. В основном это различные автотранспортные предприятия, торговые и складские помещения. Есть также несколько крупных производственных предприятий и несколько котельных. До открытия Дунайского путепровода самым чистым считалось воздушное пространство у станции метро "Купчино". Ныне качество воздуха в Купчине практически повсеместно одинаково и уровень загрязненности стабильно высок. Отмечаются превышения предельно допустимых концентраций по диоксиду азота, аммиаку, пыли, фенолу и формальдегиду. По некоторым данным уровень загазованности на проспекте Славы превышает предельно допустимую концентрацию в 2-2,5 раза. Также значительно превышен уровень ПДК на Софийской улице у пересечения с КАД, Дунайском проспекте, Софийской улице от улицы Белы Куна до улицы Салова, улице Салова, улице Фучика, Бухарестской улице от улицы Салова до Волковского проспекта а также Витебской-Сортировочной улице.

Экологическое состояние земель района, в зависимости от местоположения, существенно различается. По данным регионального геологического центра "Невскгеологии", наиболее загрязнены земли микрорайона "Волково", где степень загрязненности тяжелыми металлами колеблется в пределах от "опасного" до "чрезвычайно опасного". Среднее содержание цинка в почвах района превышает допустимую концентрацию в 7 раз, свинца – в 4 раза. Среднее содержание в земле нефтепродуктов выше нормального уровня в 10 раз, уровень бензапирена превышает предельно допустимую концентрацию в 6 раз, содержание полихлорированных бифенилов в 2,5 раза выше ПДК. Наиболее загрязненными являются участки на улицах Салова и Фучика, аналогичный уровень отмечается южнее перекрестка проспекта Славы и Софийской улицы, на участке в районе Складского и Грузового проездов западнее Софийской улицы и в секторе южнее железнодорожной станции Обухово. В районе платформы Купчино отмечено сильное загрязнение почв соединениями хрома, кобальта, свинца и никеля. Кроме того, на территории района находится бывший полигон твердых бытовых отходов.

По санитарно-гигиеническим параметрам Волковка и Волковский канал считаются одними из самых загрязненных водоемов Петербурга. Вместе со сбрасываемыми в Волковский канал ливневыми водами попадает большое количество взвешенных веществ и нефтепродуктов. Кроме того, в него выходят несколько аварийных выпусков городской канализации.

При замерах шума отмечается стабильное превышение шумового уровня для территорий жилой застройки. В частности, на проспекте Славы уровень шума доходит до 70–80 Дб. Кроме автотранспорта, задающего основной шумовой фон, следует отметить железнодорожные линии. В меньшей степени – витебского направления, в большей степени – московского направления с сортировочной станцией.

Радиационная обстановка в районе в настоящее время считается удовлетворительной.

 

 

Купчинская архитектура

 

Старая

На территории Купчина (под это понятие, по мнению автора сайта, подпадает вся местность, находящаяся между старой окружной (Соединительной), нынешней окружной, московской и витебской железнодорожными линиями) немногочисленные дореволюционные жилые строения сохранились только на улице Фарфоровский Пост. Постройки 30-50 годов XX века сохранились на Витебской-Сортировочной улице, Волковском проспекте, Стрельбищенской улице, Южном шоссе, улице Фарфоровский Пост, Софийской улице (дом 26 к. 2), улице Белы Куна (дом 32, развалины дома), улице Салова (дома 45, керосиновый завод), улице Турку (дома 2, совхозные). Сто́ит упомянуть также церковь на проспекте Александровской Фермы. Со времён Великой Отечественной войны в разных местах Купчина сохранились бункеры долговременных огневых точек оборонительного рубежа "Ижора", построенные в 1943 году. Эти сооружения пожалуй тоже можно причислить к архитектуре.

 

Новая

С началом периода массового жилищного строительства архитектурными предпочтениями стали стандартизация и аскетизм во всём. В результате миру были явлены многочисленные безликие однообразные коробки, если чем друг от друга и отличавшиеся, так это – этажностью, и материалом изготовления. Задача, поставленная перед проектировщиками и строителями была предельно краткой: максимум построек в кротчайший срок. И с задачей справились! Не смотря на сложности проезда и разного рода бытовые неудобства огромное количество людей с радостью въехало в новые отдельные квартиры из коммуналок и общежитий. Однако, не обошлось и без перегибов. В первых сериях хрущёвок как правило были очень маленькие (около 5 м²) кухни и проходные комнаты. В последующих сериях кухни, заботясь о жильцах, увеличили до 7 м² и более, комнаты стали делать отдельными. И именно такие квартиры стали "коммуналить".  Особенно часто делали коммунальными квартиры в пятиэтажных домах серий 1-ЛГ502В. В 1970-е годы в некоторых домах по Бухарестской улице и по проспекту Славы количество коммунальных квартир доходило до 50% и более. Коммунальные квартиры в Купчине, конечно в меньшем количестве, существуют и по сию пору.

Проектировка района была полностью закончена до начала строительства, но само строительство часто велось по не совсем понятному плану: сначала застраивались участки, непосредственно прилегающие к новопроложенным дорогам, затем строительство продвигалось вглубь квартала. Результатом такого метода стала повсеместная непролазная грязь на подходах и подъездах, как к строящимся, так и к уже построенным домам.

Вряд ли Купчино в этом плане так уж оригинально, но "Купчинская грязь" – это явление, которое сто́ит отметить особо. Известно, что строительство северного Купчина в основном проводилось на совхозных полях. Возможно, это сыграло свою роль. Так или иначе, но вплоть до окончания массового строительства, каковое в северном Купчине пришлось на середину 1970-х годов грязь повсеместно преследовала Купчинцев. В попытках избавится от неё сколачивались разнообразные деревянные мостки – проходы иногда с перильцами, чаще – без. Такие дорожки делались не только непосредственно у парадных, но и от домов к автобусным остановкам (на Будапештской улице), позднее к трамвайным остановкам (на Бухарестской улице). Аналогичные сооружения были замечены и на Софийской улице. Со временем вся не заасфальтированная поверхность покрылась травяным покровом и это в значительной степени сняло проблему.

С начала 1970-х годов началась активная застройка территории южнее реки Волковки вплоть до окружной железной дороги. Здесь преимущественно строились многоэтажные здания серий 1-ЛГ602, 1-ЛГ606 и конечно самой известной 137 серии. Первый из домов этой серии был построен на Белградской улице в 1973 году. Эти дома имели улучшенную планировку квартир, но внешность, а точнее – полное её отсутствие, в полной мере унаследовали от первых хрущёвок. Но если пятиэтажки северного Купчина со временем задрапировались многочисленными зелёными насаждениями, то многоэтажные коробки юга никакие деревья скрыть не смогут.

Не отличались разнообразием и здания бытового и культурного назначения. В Купчине был построен стандартный, хотя и первый в городе универсальный магазин самообслуживания. Многочисленные и абсолютно одинаковые торговые центры только в XXI веке стали приобретать индивидуальность и оригинальные названия. Первый купчинский кинотеатр "Слава" тоже был построен по типовому проекту.

Из примечательных зданий северного Купчина можно отметить: "Купчинские ворота" – дома 23 и 72 по Бухарестской улице; Институт скорой помощи имени Джанелидзе – Будапештская улица, дом 3; здание Гуманитарного университета профсоюзов – улица Фучика, 15; первый дом 137 серии – дом 8 по Белградской улице.

Южнее проспекта Славы оригинальной архитектурой отличается комплекс зданий (дома 59-61 по Бухарестской улице), построенный в 1992 году по проекту "Архитектурной мастерской Евгения Герасимова". В настоящее время в комплексе расположены гостиница, центр занятости населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Не менее оригинально разновысотное здание по Будапештской улице, 87, построенное также в 1990-е годы. Здание сооружено из красного кирпича, с большими открытыми и застекленными лоджиями.

В конце 1990-х годов сотворили и нечто особо оригинальное (в пределах Купчина) – купчинскую "Пизанскую башню". Семнадцатиэтажное здание, дом 3 корпус 1 по Шипкинскому переулку, сразу после окончания строительства в 2001 году начало медленно, но верно клонится к земле. В течении нескольких лет проводились разного рода работы для остановки этого процесса и предотвращения падения здания.

 

Новейшая

Со временем строительные технологии изменились. С конца 1990-х годов в Купчине идёт активная уплотнительная застройка. В основном используется метод монолитного строительства. Многочисленные постройки повышенной этажности, возведённые внутри уже сформировавшихся микрорайонов резко контрастируют с окружающими строениями и далеко не всегда украшают собой Купчино. Как правило такие постройки возникают на месте бывших газонов, скверов, небольших водоёмов. При катастрофической нехватке зелёных насаждений в городе, такая стратегия не может не расстраивать. Хотя среди построек последних лет есть и интересные архитектурные решения. Самыми примечательными зданиями, построенными метод монолитного строительства являются: дом 96 по Бухарестской улице; дом 23 по улице Димитрова "Твин пикс"; жилой комплекс "Международный" на улице Турку (строящийся).

 

Перспективы

Крайне мало места осталось в Купчине и для уплотнительной застройки. А, если строительство продолжится такими же темпами, то его скоро не останется и совсем. Казалось бы вывод очевиден – осваивать местность южнее Малой Балканской улицы и окружной железной дороги. Тем более, что уже существует вполне приличная дорога по территории бывших совхозных полей – Софийская улица. Ан, нет! Не выгодно прокладывать многочисленные коммуникации и создавать новые инфраструктуры. Гораздо проще и выгоднее построить новый дом на внутридворовой территории и добавить нагрузку на уже существующие сети. А в результате – перегрузки и отключения электричества, сброс неочищенных стоков в Волковку.

Если мест для уплотнительного строительства не останется вовсе, а бизнес сей не потеряет привлекательности, то остаётся только одно – ломать то, что уже построено. О возможности сноса хрущёвок говорят уже много лет, при этом ссылаясь на московский опыт в этой области. Но до настоящего времени дальше разговоров дело не движется. Имеется возможность капитального ремонта пятиэтажных зданий и некоторый опыт в этой области есть. На территории Купчина были отремонтированы несколько кирпичных домов и один панельный. В частности: дом 30 по Стрельбищенской улице, дом 64 по Южному шоссе, дом 46 по Белградской улице. Но такого рода работы требуют больших затрат и не могут рассматриваться, как коммерческий проект. Необходима специальная программа и серьёзное финансирование для реализации подобных проектов. Сто́ит заметить, что в передовых странах высотные здания  в основном используются, как производственные, офисные и торговые площади. А в качестве жилых зданий используются гораздо более приземистые строения.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024