Коротко о Купчине

 

Купчино является южной окраиной Санкт-Петербурга, располагается в Приневской низменности, в среднем течении реки Волковки. В настоящее время – один из крупнейших "спальных" районов Санкт-Петербурга. Купчино является основной составляющей Фрунзенского района. На севере соседствует с микрорайоном Волково, на западе и востоке соответственно с Московским и Невским районами, на юге ограничивается линией кольцевой автомобильной дороги.

До начала освоения территория была покрыта кустарниковой  растительностью, болотами и частично хвойными лесами. В процессе освоения леса вырубались, болота осушались, образовывались поля, пригодные для сенокосов и иной сельскохозяйственной деятельности.

С начала XVI века местность с названием "Галтеев остров", на котором и расположено современное Купчино, известна, как часть принадлежащей Новгороду, Водской пятины. Известны также названия: "Ижорская земля", "Ингрия", в более позднее время территория именуется Ингерманландией.

Первое, из обнаруженных к настоящему времени, упоминание деревни с названием Купчинова в дозорной книге Корельской половины Водской пятины относится к 1612 году. Так называемый "Оккупационный архив" храниться теперь в Стокгольме.

С 1617 территория принадлежит Швеции. В шведских переписных книгах упоминание деревни встречается в 1619 году.

В 1702 году, в ходе Северной войны территория вновь вошла в состав России.

В XVIII-XIX веках Купчино – казённая деревня в составе Ингерманландской, затем – Санкт-Петербургской губернии, позднее – Московской волости Петроградского уезда Петроградской губернии.

В начале XX века севернее деревни образовываются село Романово, впоследствии – Рылеево и посёлок Николаевский, впоследствии – посёлок имени Шаумяна. В 1930-х годах территория этих населённых пунктов, а также совхоза "Ударник", расположенного на северо-западе села Рылеева, входит в городскую черту, как часть Володарского, позднее – Московского района. Граница города проходит по Куракиной дороге (ныне – Альпийский переулок и Южное шоссе).

В годы Великой Отечественной войны жители деревни Купчино эвакуируется, а на месте деревни и прилегающих территориях возводятся оборонительные сооружения. Таким образом, Купчино оказывается на территории блокадного Ленинграда. В 1943 году на территории современного Купчина были сооружены долговременные огневые точки (ДОТ), являвшиеся частью оборонительного рубежа "Ижора". После войны Купчино восстанавливалось, но довоенных размеров не достигло.

В начале 1960-х годов начался период массового жилищного строительства. Проект детальной планировки разработан под руководством архитекторов А. И. Наумова и Д. С. Гольдгора. До середины 1970-х годов застраивалась в основном северная часть Купчина от улицы Фучика до Южного шоссе. С середины 1970-х годов застраивалась южная часть Купчина от Южного шоссе до Малой Балканской улицы.

В 1972 году открыта первая станция метро – "Купчино". Ровно через сорок лет были открыты вторя и третья купчинские станции метро: "Бухарестская" и "Международная". Следующие станции метро – "Проспект Славы" и "Дунайская" были открыты в 2019 году.

В последние годы на всей территории Купчина проводится активная жилая уплотнительная застройка, возводятся многочисленные торгово-развлекательные комплексы.