Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Посёлок Николаевский – посёлок имени Шаумяна

 

 

В 1907 году при поддержке С. Ю. Витте было основано смешанное англо-американское Русское акционерное общество, выступающее под маркой "Вакуум ойл К°". Компания имела отделения в различных городах – Петербурге, Москве, Варшаве, Риге, Одессе и Нижнем Новгороде и являлась филиалом американского общества "Vacuum Company of New York". Петербургское отделение располагалось на Садовой улице, 24. В 1910 году на южной окраине Петербурга, неподалёку от существовавших ранее складов искусственных масел, был основан завод смазочных масел АО "Вакуум Ойль". По декрету СНК от 23 октября 1918 года завод был национализирован в 1919 году и передан в ведение химической секции СНХ Северного района (с февраля 1920 года – ПСНХ), переименован в Государственный нефтеперегонный завод "Войко" и законсервирован до 1927 года. В 1927-1929 годах назывался Ленинградским нефтеперегонным заводом им. Шаумяна Объединения азербайджанской нефтяной промышленности, с 1930 года в ведении треста нефтеперерабатывающих и нефтегазовых заводов ВСНХ СССР, с 1932 года Наркомата тяжелой промышленности СССР. Дальнейшие переименования: 1933 год – Ленинградский завод специальных масел (спецмасел) № 9 им. Шаумяна; 1944 год – Ленинградский завод № 9 им. Шаумяна; 1952 год – Ленинградский нефтемаслозавод им. Шаумяна; 1957 год – Ленинградский опытный нефтемаслозавод им. Шаумяна. С 1939 года находился в ведении Наркомата (с 1946 года – Министерства) нефтяной промышленности СССР, в 1957-1959 годах в ведении главков по снабжению нефтью и нефтепродуктами (при Госплане СССР и Совете Министров РСФСР), с октября 1965 года подчинён Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. С 1 апреля 1978 года завод вошёл в состав производственного объединения "Киришнефтеоргсинтез", с 9 марта 1987 года – Ленинградского научно-производственного объединения "Леннефтехим". В 1993 году реорганизован в АООТ "Завод им. Шаумяна".1  Ныне – ЗАО "Завод имени Шаумяна".

Посёлок Николаевский впервые обозначается на картах середины 1920-х годов. На более ранних картах неподалёку от этого места обозначалась мыза. Есть предположение, что основан посёлок был рабочими, нанимаемыми для работы на выше описанном заводе. Находился посёлок на месте современной Софийской улицы, между улицами Салова и Белы Куна, неподалёку от платформы Фарфоровая (Фарфоровская). Завод находился севернее, на современной улице Салова. Название посёлка, по всей видимости, связано с проходившей рядом Николаевской железной дорогой. В 1923 году железная дорога была переименована в Октябрьскую, а посёлок ещё долго носил столь "неблагозвучное" название.

 

мыза купчино

 

карьер купчино

Фрагмент карты Ленинграда 1925 г.                        Скачать карту

   

Ленинград 1927 год

Фрагмент карты Ленинграда 1927 г.                          Увеличить

 

Ленинград 1931 г.

Фрагмент плана Нарвского, Московского и Володарского районов из путеводителя по Ленинграду 1931 г.     Увеличить

     

Поселок Николаевский

Фрагмент карты Ленинграда 1933 г.                           Увеличить

   

посёлок Николаевский

   

В конце 1930-х годов посёлок переименовывают. Теперь он, как и близлежащий завод, носит имя С. Шаумяна. Существует версия, по которой переименование связано с именем убийцы С. М. Кирова, а таковым был Л. В. Николаев. Впоследствии все названия, созвучные с фамилией убийцы, с карты города исчезли. Имеется и другое предположение – советские руководители находили в таком названии ассоциации с последним российским императором.

Посёлок удачно расположен. Рядом железнодорожная платформа, над путями ещё в дореволюционные годы построен путепровод, ведущий в Володарский (ныне – Невский) район, имеется дорога к заводу им. Шаумяна и далее к нефтяным складам, дорога в село Рылеево и далее к Куракиной дороге. На предвоенных и послевоенных картах Ленинграда в самом посёлке показано множество маленьких улочек: Центральная, Павловская (позднее – Плодовая), Григорьевская (позднее – Крымская), Невская, Губернская, Лебедевская (позднее – Свирьская); Андреевская и Крестьянская. Последние две улицы были переименованы в 1940 году и названы в честь героев Финской войны Николая Брагина и Михаила Зубарева.*

Славянская и Выгонная улицы вели к заводу им. Шаумяна и далее в Волково. Графская – к реке Волковке; от платформы Фарфоровская шла Дорога в Рылеево. Название говорит само за себя.

Однако, на аэросъёмке военного времени чётко просматриваются только три улицы. На карте 1953 года в посёлке указано 32 двора. Центральная и Выгонная улицы, проходившие с севера на юг, почти полностью совпадают с современной Софийской улицей. А трассу бывшей Славянской улицы можно наблюдать и сейчас. Она начинается между домами 50 и 56 по улице Салова и идёт вглубь района параллельно Софийской улице вдоль берега бывшего карьера.

      

Посёлок Николаевский

      

      

Шаумяна 1941 год

Фрагмент топографической карты 1941 г.           Смотреть с прилегающей территорией 

      

Пос.им.Шаумяна

Наложение карты 1939 г. на спутниковый снимок 2008 г.         Увеличить        Карта всей территории Купчина

      

Поселок Шаумяна

      

      

Фрагмент плана Ленинграда 1955 г.

Фрагмент Генерального плана Ленинграда на 1956-1965 гг.                               Увеличить

        

посёлок Шаумяна 1966 год

Фрагмент спутникового снимка 1966 г.       Увеличить     Скачать все снимки

      

Посёлок прекратил своё существование в середине 1960-х годов, в период массового строительства. Но застроен он был не жилыми домами, а различными производственными зданиями. Тут были сооружены, в частности, завод музыкальных инструментов и завод электробытовой аппаратуры. Ныне разнообразные производственные постройки занимают всю территорию между Софийской улицей, железнодорожными путями и улицами Салова и Белы Куна. Засыпан и застроен также и карьер, находившийся здесь ещё со времён строительства Николаевской железной дороги.

Одно из последних упоминаний о посёлке можно обнаружить на схеме общественного транспорта 1962 года. Сюда ходил автобусный маршрут № 29. Хотя и на топографической карте 1969 года ещё чётко просматриваются отдельные улицы и дома посёлка. Окончательно все улицы посёлка были упразднены в январе 1974 года.

      

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017