Фарфоровский пост, платформа Фарфоровская
Фарфо́ровский по́ст – в настоящее время, согласно
Реестру, входит в список
территориальных зон, которые представляют собой объекты городской
среды, не являющиеся проездами или фактически существующими
островами, но имеющие адреса. Другими словами, улицы с таким
названием не существует. Однако, фактическое положение дел иное.
Главная улица, являющаяся по сути границей
местности с запада, проходит с севера на юг, от
насыпи Фарфоровского путепровода, параллельно
железнодорожным путям.
Именно южнее насыпи путепровода и расположены
основные постройки местности. Другая часть
улицы, значительно меньшая по размеру,
расположена севернее путепровода. В этой части
расположены дома 2 и 4. Оба здания 1959
года постройки, и сооружены по типовому проекту
№ 121 (институт Военпроект). Последнее
обстоятельство даёт возможность предположить,
что строения эти, в отличие от большинства домов
Фарфоровского поста, предназначались не для
работников железной дороги, а для военных,
располагавшейся неподалёку части.
История же строений южной части посёлка
значительно разнообразнее и интереснее. |
В 1744 году
неподалёку от нынешней платформы Фарфоровская, на левом берегу Невы был основан
Фарфоровый завод
(первоначально – Порцелиновая мануфактура),
изготавливавший посуду, декоративные вазы, табакерки и другие изделия. Рабочий
посёлок при заводе стал называться слободой фарфорового завода.
Впоследствии западнее завода основывается поселение Фарфоровская
колония. Колония находилась в непосредственной близости от
железнодорожного полотна. Именно здесь корни названия как
современной платформы, так и местности Фарфоровский Пост.
В 1851 году было полностью открыто движение по первой двухпутной
казённой железной дороге русской колеи между столицами Российской
империи. Пути связали два основных административных и промышленных
центра страны, и востребованность Санкт-Петербурго-Московской (с
1855 года – Николаевской) железной дороги год от года стабильно
росла, пользовались спросом пассажирские перевозки, постоянно рос
поток грузов. В 1879
году была открыта станция Санкт-Петербург-Сортировочный. Платформа
Фарфоровский пост была открыта в 1893 году. Однако располагалась она
совсем не на том месте, где ныне. Вокзал находился восточнее путей
сортировочной станции, неподалёку от окончания нынешнего
Железнодорожного проспекта (в конце XIX,
начале XX веков – Железнодорожной улицы).
В 1906-1912 годах была
проведена масштабная реконструкция, в ходе которой пути главного
хода (основные пути) были вынесены западнее сортировочной станции
для исключения пересечения транспортных потоков и упрощения
манёвров. Участок от поста Петербург-II (ныне – район поста 5-й
километр) до станции Обухово был открыт в 1911 году.
К этому же времени был обустроен новый раздельный пункт – Фарфоровский пост
с платформой и вокзалом. В связи с переносом платформы, на ряде
карт, схем и документов новый остановочный пункт обозначался, как
Ново-Фарфоровский пост. Однако ещё чаще на картах указывалось
название Фарфоровая платформа.
В непосредственной близи от нового поста был сооружён посёлок для
работников Николаевской железной дороги. Над путями сортировочной
станции, а также главного хода С.-Петербург-Москва был перекинут
транспортный (Фарфоровский) путепровод, соединивший Муравьёвский
переулок со станционными строениями как западнее путей главного
хода, так и восточнее. Фарфоровский путепровод был открыт в 1910
году. Позднее, в 1914 году, был построен и открыт пешеходный мост,
давший возможность жителям села Покровского и Фарфоровой колонии
безопасно добираться до вокзала. |
 |
Фрагмент схемы станции 1914 г.
(ЦГИА СПб Ф.1480. Оп.17. Д.596) |
Фрагмент схемы станции и посёлка 1915 г.
(РГИА Ф.350. Оп.31. Д.963)
Предоставлено Сергеем Критским |
|
Платформы и
здание вокзала Фарфоровского поста |
|
|
Фото из фондов ЦГАКФФД СПб |
Фото из фондов ЦГАКФФД СПб |
Фото из фондов ЦГАКФФД СПб |
|
В 1923 году
Николаевская железная дорога сменила имя на Октябрьскую (ОЖД).
Активное развитие как пассажирских, так и грузовых перевозок по
железной дороге предполагало развитие инфраструктуры и увеличение
обслуживающего персонала. В дополнение к дореволюционным постройкам
(домам 40, 44, 46, 48, 52, 54 – 1910-1911 годов) в конце
1920-х годов строительство жилых домов в посёлке было продолжено.
Однако теперь это были уже деревянные здания (дома 30 и 36 –
постройки конца 1920-х годов, дома 64, 66, 74 – соответственно 1929
и дом 72 – 1931 года). В начале 1930-х были сооружены и более
прочные каменные строения (дома 68, 70 – 1931 года, дом 84 – 1932
года, дом 34 – 1934 года). Перед Великой Отечественной войной на
некотором отдалении от посёлка было начато строительство школы № 31
ОЖД. Только дома 76 и 78 несколько выбиваются из этого ряда, они
построены в 1959-1960 годах.
Практически все строения местности до недавнего времени были
ведомственными, и принадлежали
Октябрьской железной дороге. В настоящее время все ведомственные
жилые здания Фарфоровского Поста переведены в собственность города.
До 2005 года территория посёлка была административно
починена Невскому району. |
|
Фарфоровский путепровод |
Фарфоровский пост, дома 2 и 4 |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 2 |
Фарфоровский пост, дом 4 |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 4 |
Дорога к домам 2 и 4, вид от путепровода на север |
Согласно
справке РЖД, Фарфоровский путепровод был построен в 1910 году. Это одно из самых древних
сооружений подобного
рода на территории Купчина. Путепровод
соединял Муравьёвский переулок (ныне – улица Цимбалина) с Фарфоровским
постом, Николаевским
посёлком и дорогами в Волково и
Романово. Путепровод неоднократно реконструировался. Первоначально отсутствовали
боковые пешеходные проходы. Дорожное покрытие было деревянным. Поперечные
распорки были внутри верхнего пояса фермы, в настоящее же время они
установлены снаружи, что позволило увеличить габаритную высоту проходящего
по путепроводу транспорта. В настоящее время путепровод официального названия не
имеет. Топонимическая комиссия присваивает названия путепроводам
только по просьбе
КБДХ. Данный же путепровод числится за
ОЖД. Ни одна из этих организаций не проявляет заинтересованности в придании
путепроводу официального названия. |
|
Открытие
путепровода |
Фарфоровский путепровод (Цимбалинский мост) |
|
|
Фарфоровский путепровод (Цимбалинский мост) |
|
|
Вид на
путепровод с северной стороны |
|
Проезд от путепровода к Ж.Д. станции, вид на
север |
Канава с восточной стороны
проезда (спуска) |
|
|
Платформа Фарфоровская, вид с
путепровода |
|
|
Вид с путепровода |
Вид на путепровод |
Платформа Фарфоровская |
|
Вид с пешеходного перехода через
железнодорожные пути |
Пешеходный переход |
|
|
Платформа Фарфоровская,
мотриса Ab-758 |
|
|
Платформа Фарфоровская,
дома 34, 40, 44 по Фарфоровскому посту |
|
|
Дорога (спуск) от
Фарфоровского путепровода, вид на юг |
Вид с дорожной насыпи (спуска) |
Фарфоровский пост, дом 36 |
|
|
Фарфоровский пост, дом 36 |
Фарфоровский пост, дом 30 |
Дом 30, вид с путепровода |
|
|
Фарфоровский пост, дом 40 |
|
Фарфоровский пост, дом 44 |
|
|
Фарфоровский пост, дом 34 |
Фарфоровский пост, дома 34, 40 |
Фарфоровский пост, дом 40 |
|
|
Проезд, гаражи |
Фарфоровский пост, дома 40 – 48, идущие вдоль
железнодорожный путей |
|
|
Фарфоровский
пост, дома 48 – 50, идущие вдоль
железнодорожный путей |
|
|
Старое водопроводное сооружение |
Кафе "Фарпост" |
|
|
Магазин |
Проход к платформе |
Проезд у дома 52 |
|
|
Фарфоровский пост, дом 52 |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 52 |
|
|
Фарфоровский пост, дом 52 |
Здание бывшей школы (снесено) |
|
|
|
Здание бывшей
школы (снесено) |
Фарфоровский пост, дом 64 |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 64 |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 64 |
Фарфоровский
пост, дома 64, 66 |
Фарфоровский
пост, дом 66 |
|
|
Фарфоровский пост, дом 66 |
|
В настоящее время все
жилые здания местности подключены к центральному отоплению. При
этом, горячего водоснабжения в посёлке нет. В большинстве квартир
установлены газовые колонки или современные водоподогреватели.
Центральное отопление пришло в дома посёлка в конце 1960-х – начале
1970-х. Однако доныне в большинстве квартир отопительные печки
пребывают в полной исправности и могут, при надобности, быть
задействованы. Автору довелось побывать в квартирах двух деревянных
домов и убедится в этом лично.
Оценки состояния зданий могу даваться различные, от резко
отрицательных (неудовлетворительное состояние) до положительных. В
деревянных строениях крайне невысока толщина перекрытий, в
результате отличная слышимость. При этом, в домах довольно тепло. В
случае недостаточного отопления возможно использование печек.
Деревянные дома не имеют подвалов. Жители первых этажей этих зданий
жаловались на холодный пол. Как в деревянных, так и в каменных домах
имеются квартиры различных форм собственности, приватизированные и
муниципальные. Дома,
построенные для работников железной дороги в советские годы достаточно часто меняли
жильцов. Переезжали сюда из общежитий, отработав не менее 10 лет на
железной дороге. Тут же вставали на очередь на улучшение жилищных
условий, и со временем переезжали в новые квартиры. Каждые новые
жильцы вносили в планировку квартир что-то своё, в результате дома,
схожие по конструкции снаружи, изнутри совершенно оригинальны. Во многих
домах, включая и деревянные, были коммунальные квартиры. Последние
коммуналки были расселены в начале 1980-х. В деревянных домах в
определённые времена существовали ванные комнаты, но были они такими
изначально, или же это результат перепланировки, выяснить не
удалось. К настоящему
времени (январь 2019 г.) автору удалось найти людей, проживающих в
посёлке с начала 1970-х. Однако таких старожилов осталось крайне
немного. Как ни странно, но никто из пожилых аборигенов в беседах не
изъявил желания покинуть посёлок. Определённый шарм придаёт
местности своеобразная деревенскость. В двухэтажных домах нет
домофонов и кодовых замков. При этом, парадные закрыты на замок,
ключи от которого есть у каждого из проживающих. Практически всё
местное население знает друг друга в лицо. Проезжающие поезда не
вносят дискомфорта в быт большинства жителей, привыкли. |
|
Фарфоровский
пост, дом 68, проезд у дома |
Фарфоровский пост, дом 70 |
|
Фарфоровский
пост, дом 70 |
|
Фарфоровский пост, дом 72 |
|
Проезд между домами, вид на север |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 74 |
|
|
Фарфоровский пост, дом 74 |
Фарфоровский
пост, дом 76 |
|
|
Проезд между домами, вид на север |
Проезд между домами, вид на юг |
Главный проезд, вид на север |
|
|
Проезд между домами, вид на
север |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 78 |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 76, площадка у дома |
Главный проезд, вид на север |
|
|
Фарфоровский
пост, дом 84 |
Пустырь |
|
|
Пустырь |
Строительство на пустыре |
|
К настоящему времени
посёлок Фарфоровский Пост представляет собой уникальную обособленную
местность с ярко выраженной индивидуальностью. Старинные здания,
возможно, являются не самыми комфортными для проживания. Тем не
менее, строения посёлка представляют собой уникальный архитектурный
комплекс, требующий охраны, и достойный нанесения на карты
достопримечательностей не только района, но и города. |
|
|