Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Фарфоровский пост, платформа Фарфоровская

 

 

Фарфо́ровский по́ст – в настоящее время, согласно Реестру, входит в список территориальных зон, которые представляют собой объекты городской среды, не являющиеся проездами или фактически существующими островами, но имеющие адреса. Другими словами, улицы с таким названием не существует.

Однако, фактическое положение дел иное. Главная улица, являющаяся по сути границей местности с запада, проходит с севера на юг, от насыпи Фарфоровского путепровода, параллельно железнодорожным путям. Именно южнее насыпи путепровода и расположены основные постройки местности. Другая часть улицы, значительно меньшая по размеру, расположена севернее путепровода. В этой части расположены дома 2 и 4. Оба здания 1959 года постройки, и сооружены по типовому проекту  № 121 (институт Военпроект). Последнее обстоятельство даёт возможность предположить, что строения эти, в отличие от большинства домов Фарфоровского поста, предназначались не для работников железной дороги, а для военных, располагавшейся неподалёку части. История же строений южной части посёлка значительно разнообразнее и интереснее.

 

 

 Спутниковый снимок  2001 г.

Яндекс

Google

 

В 1744 году неподалёку от нынешней платформы Фарфоровская, на левом берегу Невы был основан Фарфоровый завод (первоначально – Порцелиновая мануфактура), изготавливавший посуду, декоративные вазы, табакерки и другие изделия. Рабочий посёлок при заводе стал называться слободой фарфорового завода. Впоследствии западнее завода основывается поселение Фарфоровская колония. Колония находилась в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Именно здесь корни названия как современной платформы, так и местности Фарфоровский Пост.

В 1851 году было полностью открыто движение по первой двухпутной казённой железной дороге русской колеи между столицами Российской империи. Пути связали два основных административных и промышленных центра страны, и востребованность Санкт-Петербурго-Московской (с 1855 года – Николаевской) железной дороги год от года стабильно росла, пользовались спросом пассажирские перевозки, постоянно рос поток грузов.

В 1879 году была открыта станция Санкт-Петербург-Сортировочный. Платформа Фарфоровский пост была открыта в 1893 году. Однако располагалась она совсем не на том месте, где ныне. Вокзал находился восточнее путей сортировочной станции, неподалёку от окончания нынешнего Железнодорожного проспекта (в конце XIX, начале XX веков – Железнодорожной улицы).

В 1906-1912 годах была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой пути главного хода (основные пути) были вынесены западнее сортировочной станции для исключения пересечения транспортных потоков и упрощения манёвров. Участок от поста Петербург-II (ныне – район поста 5-й километр) до станции Обухово был открыт в 1911 году.

К этому же времени был обустроен новый раздельный пункт – Фарфоровский пост с платформой и вокзалом. В связи с переносом платформы, на ряде карт, схем и документов новый остановочный пункт обозначался, как Ново-Фарфоровский пост. Однако ещё чаще на картах указывалось название Фарфоровая платформа.

В непосредственной близи от нового поста был сооружён посёлок для работников Николаевской железной дороги. Над путями сортировочной станции, а также главного хода С.-Петербург-Москва был перекинут транспортный (Фарфоровский) путепровод, соединивший Муравьёвский переулок со станционными строениями как западнее путей главного хода, так и восточнее. Фарфоровский путепровод был открыт в 1910 году. Позднее, в 1914 году, был построен и открыт пешеходный мост, давший возможность жителям села Покровского и Фарфоровой колонии безопасно добираться до вокзала.

 

Фрагмент карты 1868 г.

 

рагмент схемы сортировочной станции 1914 год

 

Фарфоровский пост 1915 год

Фрагмент схемы станции 1914 г.

(ЦГИА СПб Ф.1480. Оп.17. Д.596)

Фрагмент схемы станции и посёлка 1915 г.

(РГИА Ф.350. Оп.31. Д.963) Предоставлено Сергеем Критским

 

Карта Петербурга 1914 года

 

Карта Петрограда 1916 года

Фрагмент карты 1914 г.

 

Фрагмент карты 1916 г.

 

 

     

 

Платформы и здание вокзала Фарфоровского поста

 

 

Фото из фондов ЦГАКФФД СПб

Фото из фондов ЦГАКФФД СПб

Фото из фондов ЦГАКФФД СПб

 

 

Карта Ленинграда 1925 года

Фрагмент карты 1925 г.

 

Карта Ленинграда 1933 года

 

Карта Ленинграда 1939 года

Фрагмент карты 1933 г.

 

Фрагмент карты 1939 г.

 

Карта Ленинграда 1969 года

 

Карта Ленинграда 1981 года

Фрагмент карты 1969 г.

 

Фрагмент карты 1981 г.

 

Карта Ленинграда 1992 года

Фрагмент карты 1992 г.

 

В 1923 году Николаевская железная дорога сменила имя на Октябрьскую (ОЖД). Активное развитие как пассажирских, так и грузовых перевозок по железной дороге предполагало развитие инфраструктуры и увеличение обслуживающего персонала. В дополнение к дореволюционным постройкам (домам  40, 44, 46, 48, 52, 54 – 1910-1911 годов) в конце 1920-х годов строительство жилых домов в посёлке было продолжено. Однако теперь это были уже деревянные здания (дома 30 и 36 – постройки конца 1920-х годов, дома 64, 66, 74 – соответственно 1929 и дом 72 – 1931 года). В начале 1930-х были сооружены и более прочные каменные строения (дома 68, 70 – 1931 года, дом 84 – 1932 года, дом 34 – 1934 года). Перед Великой Отечественной войной на некотором отдалении от посёлка было начато строительство школы № 31 ОЖД. Только дома 76 и 78 несколько выбиваются из этого ряда, они построены в 1959-1960 годах.

Практически все строения местности до недавнего времени были ведомственными, и принадлежали Октябрьской железной дороге. В настоящее время все ведомственные жилые здания Фарфоровского Поста переведены в собственность города. До 2005 года территория посёлка была административно починена Невскому району.

 

 

     

 

Фарфоровский путепровод

Фарфоровский пост, дома 2 и 4

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 2

Фарфоровский пост, дом 4

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 4

Дорога к домам 2 и 4, вид от путепровода на север

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

  

 

 

     

Вид на север от северной стороны насыпи

Проезд в сторону Софийской улицы

Проезд со стороны Софийской улицы

 

 

Полный размер   Фото август 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июнь 2010 г.

 

Согласно справке РЖД, Фарфоровский путепровод был построен в 1910 году. Это одно из самых древних сооружений подобного рода  на территории Купчина. Путепровод соединял Муравьёвский переулок (ныне – улица Цимбалина) с Фарфоровским постом, Николаевским посёлком и дорогами в Волково и Романово. Путепровод неоднократно реконструировался. Первоначально отсутствовали боковые пешеходные проходы. Дорожное покрытие было деревянным. Поперечные распорки были внутри верхнего пояса фермы, в настоящее же время они установлены снаружи, что позволило увеличить габаритную высоту проходящего по путепроводу транспорта.

В настоящее время путепровод официального названия не имеет. Топонимическая комиссия присваивает названия путепроводам только по просьбе КБДХ. Данный же путепровод числится за ОЖД. Ни одна из этих организаций не проявляет заинтересованности в придании путепроводу официального названия.

 

 

     

 

Открытие путепровода

Фарфоровский путепровод (Цимбалинский мост)

 

 

Фото из фондов ЦГАКФФД

Полный размер    Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

 

     

 

Вид со стороны улицы Цимбалина

Вид со стороны улицы Белы Куна

 

 

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер    Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский путепровод (Цимбалинский мост)

 

 

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер    Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

 

     

 

Вид на путепровод с северной стороны

 

 

Полный размер   Фото август 2010 г.

Полный размер    Фото август 2010 г.

Полный размер   Фото август 2010 г.

 

 

     

Проезд от путепровода к Ж.Д. станции, вид на север

Канава с восточной стороны проезда (спуска)

 

 

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер    Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

 

     

 

Платформа Фарфоровская, вид с путепровода

 

 

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Вид с путепровода

Вид на путепровод

Платформа Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

     

 

Платформа Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото июнь 2006 г.

Полный размер   Фото июнь 2006 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Платформа Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото Сергея Родионова 1988 г.

 

 

     

 

Платформа Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер    Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

 

     

 

Платформа Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

Вид с пешеходного перехода через железнодорожные пути

Пешеходный переход

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

   

 

Платформа  Фарфоровская, мотриса Ab-758

 

 

Полный размер   Фото Николая Николаева 1984 г.

 

 

 

Полный размер   Фото Николая Николаева 1984 г.

 

 

 

     

 

Платформа  Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

 

   

 

Платформа Фарфоровская, дома 34, 40, 44 по Фарфоровскому посту

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Платформа  Фарфоровская

 

 

Фото Сергея Родионова октябрь 2005 г.
                                                    Полный размер

 

Фото Сергея Родионова октябрь 2005 г.
                                                    Полный размер

 

Фото Сергея Родионова октябрь 2005 г.
                                                    Полный размер

 

 

 

     

 

Платформа  Фарфоровская

 

 

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

 

 

     

 

Дорога (спуск) от Фарфоровского путепровода, вид на юг

Вид с дорожной насыпи (спуска)

Фарфоровский пост, дом 36

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

Фарфоровский пост

 

Фарфоровский пост

   

 

Фарфоровский пост, дом 36

Фарфоровский пост, дом 30

Дом 30, вид с путепровода

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

   

 

Фарфоровский пост, дом 40

 

Фарфоровский пост, дом 44

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 34

Фарфоровский пост, дома 34, 40

Фарфоровский пост, дом 40

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Проезд, гаражи

Фарфоровский пост, дома 40 – 48, идущие вдоль железнодорожный путей

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дома 48 – 50, идущие вдоль железнодорожный путей

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Старое водопроводное сооружение

Кафе "Фарпост"

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

     

 

Магазин

Проход к платформе

Проезд у дома 52

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

   

Фарфоровский пост

 

 

Фарфоровский пост, дом 52

 

 

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 52

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 52

Здание бывшей школы (снесено)

   

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

     

 

Здание бывшей школы (снесено)

Фарфоровский пост, дом 64

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 64

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

Фарфоровский пост

     

 

Фарфоровский пост, дом 64

Фарфоровский пост, дома 64, 66

Фарфоровский пост, дом 66

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 66

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

В настоящее время все жилые здания местности подключены к центральному отоплению. При этом, горячего водоснабжения в посёлке нет. В большинстве квартир установлены газовые колонки или современные водоподогреватели. Центральное отопление пришло в дома посёлка в конце 1960-х – начале 1970-х. Однако доныне в большинстве квартир отопительные печки пребывают в полной исправности и могут, при надобности, быть задействованы. Автору довелось побывать в квартирах двух деревянных домов и убедится в этом лично.

Оценки состояния зданий могу даваться различные, от резко отрицательных (неудовлетворительное состояние) до положительных. В деревянных строениях крайне невысока толщина перекрытий, в результате отличная слышимость. При этом, в домах довольно тепло. В случае недостаточного отопления возможно использование печек. Деревянные дома не имеют подвалов. Жители первых этажей этих зданий жаловались на холодный пол. Как в деревянных, так и в каменных домах имеются квартиры различных форм собственности, приватизированные и муниципальные.

Дома, построенные для работников железной дороги в советские годы достаточно часто меняли жильцов. Переезжали сюда из общежитий, отработав не менее 10 лет на железной дороге. Тут же вставали на очередь на улучшение жилищных условий, и со временем переезжали в новые квартиры.

Каждые новые жильцы вносили в планировку квартир что-то своё, в результате дома, схожие по конструкции снаружи, изнутри совершенно оригинальны. Во многих домах, включая и деревянные, были коммунальные квартиры. Последние коммуналки были расселены в начале 1980-х. В деревянных домах в определённые времена существовали ванные комнаты, но были они такими изначально, или же это результат перепланировки, выяснить не удалось.

К настоящему времени (январь 2019 г.) автору удалось найти людей, проживающих в посёлке с начала 1970-х. Однако таких старожилов осталось крайне немного. Как ни странно, но никто из пожилых аборигенов в беседах не изъявил желания покинуть посёлок. Определённый шарм придаёт местности своеобразная деревенскость. В двухэтажных домах нет домофонов и кодовых замков. При этом, парадные закрыты на замок, ключи от которого есть у каждого из проживающих. Практически всё местное население знает друг друга в лицо. Проезжающие поезда не вносят дискомфорта в быт большинства жителей, привыкли.

 

 

 

Фарфоровский пост

   

 

Фарфоровский пост, дом 68, проезд у дома

Фарфоровский пост, дом 70

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

   

Фарфоровский пост, дом 70

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

Полный размер    Фото август 2007 г.

 

 

 

   

 

Фарфоровский пост, дом 72

 

Проезд между домами, вид на север

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 74

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 74

Фарфоровский пост, дом 76

 

 

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

     

 

Проезд между домами, вид на север

Проезд между домами, вид на юг

Главный проезд, вид на север

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

 

     

 

Проезд между домами, вид на север

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 78

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 76, площадка у дома

Главный проезд, вид на север

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото август 2007 г.

 

 

 

     

 

Фарфоровский пост, дом 84

Пустырь

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

Полный размер    Фото август 2007 г.

 

 

     

 

Пустырь

Строительство на пустыре

 

 

Полный размер   Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

К настоящему времени посёлок Фарфоровский Пост представляет собой уникальную обособленную местность с ярко выраженной индивидуальностью. Старинные здания, возможно, являются не самыми комфортными для проживания. Тем не менее, строения посёлка представляют собой уникальный архитектурный комплекс, требующий охраны, и достойный нанесения на карты достопримечательностей не только района, но и города.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2023