Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Кирпичный завод Кирсанова

 

 

Местность, о которой ниже пойдёт речь, хорошо известна, и ничем особо не примечательна. Это территория от Дунайского путепровода, непосредственно примыкающая к железнодорожным путям и до станции метро "Купчино".

С давних времён неподалёку от этого места существовала пустошь Куккарова (Кукарова). Пустошь упоминалась ещё в шведских переписях – Kuckaroua ödre (1634), Kuckerewo hööslagh (1651),  Kockara ödhe (1680). Одно из последних упоминаний имеется уже на русской карте 1766 года. Здесь пустошь выведена с названием Кукарева.

Пустошь была неразрывно связана с деревней, и даже когда в начале XVIII века Купчино переходило от одного владельца к другому, Кукарово давали "в довесок".

В середине XIX – начале XX века Петербург активно развивался. Промышленная революция уже дала свои всходы, как в самом городе, так и в его окрестностях возводились самые разнообразные предприятия и производства. Не отставало и жилищное строительство. Но если в центральных, фешенебельных районах богатые горожане могли использовать самый разнообразный строительный материал, в том числе и привозимый из далека, то на окраинах города строители предпочитали использовать самый прочный и универсальный на тот момент строительный материал – кирпич.

Известно, спрос рождает предложение. И произросли повсеместно, как грибы после дождя, многочисленные кирпичные заводики. К началу XX века в Петербурге и окрестностях действовало более 80 частных кирпичных предприятий. Одним из таких предприятий стал завод, основанный петербургским купцом А. М. Кирсановым.

Александр Максимович Кирсанов (в ряде документов ошибочно указывается имя Алексей Максимович, а также Алексей Михайлович) родился в 1850 году. Родом из деревни Большой Зеленец Усадище-Спасовской волости Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. Крестьянин, православный. С 1902 года – в купечестве. К 1905 году – купец 2 гильдии.

Впервые местом проживания семьи Александра Максимовича упоминаются дома 7 и 9 по Чернореченскому (Чернорецкому) переулку* в адресной книге 1895 года.* В последний раз принадлежащие Кирсанову адреса по Чернорецкому переулку упоминаются в адресной книге 1898 года.* Согласно справочной книге купечества 1905 года, Кирсанов с семьёй проживал уже в Спасской части, на Фонтанке, в доме 73. С ним проживали жена Параскева Михайловна, сыновья: Владимир и Александр, и дочь Мария.* В адресных, а также купеческих книгах Санкт-Петербурга более позднего периода упоминаний о Кирсанове обнаружить не удалось. К сожалению дальнейшая судьба Александра Максимовича и его семьи автору не известна.

 
         

Разрешение на строительство кирпичного завода 5 апреля 1899 г. и утверждённый план завода (ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 26. Д. 31)

 
     

 

Чертёж к плану завода (ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 26. Д. 31)

 

Фрагмент аэроснимка 1941 г.

 
 

Завод был сооружён в 1899 году южнее деревни Купчино, на девятой версте Царскосельской железной дороги, в непосредственной близости как от железнодорожных путей (западнее их), так и от протекавшей здесь Чёрной речки.

Как грамотный предприниматель, Кирсанов не мог не озаботится вопросом разработки сырья для производства. И обнаружил его в непосредственной близости, несколько южнее места самого производства. Подобные предприятия обычно и основывались в местах, в близи которых была возможна добыча сырья для производства. Также, необходимым фактором было наличие поблизости воды. Всем этим требованиям выбранное место отвечало вполне, и к производству приступили.

Как и большинство производителей кирпичей, Кирсанов ставил на свою продукцию клейма, являвшиеся своеобразной торговой маркой. К тому же, ещё с 1847 года закон обязал производителей клеймить кирпичи для удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой продукции. Собирателям и знатокам кирпичных клейм хорошо известны результаты деятельности завода Кирсанова.

 
 

кирпич кирсанов

 

кирпич А. М. Кирсанова

 

Фотографии кирпичей производства заводе А. М. Кирсанова с сайта Владимира Смирнова

 
       

Кирпичи, обнаруженные на месте бывшей купчинской церкви

 

Полный размер  Фото июнь 2014 г.

 

Полный размер  Фото июнь 2014 г.

 

Полный размер  Фото июнь 2014 г.

 
 

кирпичный завод Кирсанова

Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.Увеличить

 

В списке кирпичных заводов от 1903 года указывается годовое производство кирпичей завода Кирсанова в 1200 тонн и 67 рабочих на 1900 год.* Согласно Памятной книжке 1905 года* на предприятии трудилось 73 рабочих. По данным же книги Л. К. Езиоранского, в 1909 году на предприятии заняты 90 рабочих, годовое производство выражается в сумме 14 тысяч рублей.* Этот период можно было бы назвать периодом расцвета предприятия.

 

Кирпичное производство на реке Неве и её притоках

Фрагмент из книги "Кирпичное производство на реке Неве и её притоках" Т. Ф. Саноцкого, 1904 г. С. 22.

 

кирсанов купчино

Фрагмент из книги "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" Л. К. Езиоранского  1909 г. С. 531.

 

Выработка глины для нужд предприятия производилась южнее самого завода, на том месте, где ныне расположены гаражные кооперативы, стоянки и  электродепо "Московское" (ТЧ-3) Московско-Петроградской линии. Именно здесь также существовали карьеры, напоминающие места бывших выработок. А также восточнее железнодорожных путей, между путями собственно и руслом Чёрной речки, уходящим в этом месте на восток. Одна из первых карт с указанием этих карьеров – карта 1909 г.

 

Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.

 

Карьеры западнее железнодорожных путей имеют характерную форму усов, расходящихся веером от железной дороги. Это может означать, что добыча глины здесь велась старым и довольно простым способом. Прокладывалась вспомогательная (временная) колея. И далее грунт при помощи соответствующего механизма выбирался прямо в вагонетки, стоявшие на этой колее. Затем вагонетки перемещались примерно на 900 м на север, к разгрузочной площадке завода, где сгружали глину на ленты транспортеров. Не исключено, что использовалась насыпь Царскосельской железной дороги.

 

 

Впоследствии карьеры были залиты водой. На карте 1939 года выработанные карьеры западнее железной дороги показаны с надписью "Озера". Очевидно, к этому времени они были давно заброшены. Все эти новообразования отлично просматриваются на аэроснимках времён войны и на спутниковых снимках 1960-х годов. Карьеры восточнее железной дороги вероятно разрабатывались и в более поздние времена, но это уже совсем другая история.

 

Аэроснимок 1939 года

Фрагмент немецкой аэрофотосъемки Ленинграда 1939 г.  (Московка) Увеличить

 

Период активной деятельности завода А. М. Кирсанова пришёлся на первые годы XX века. По некоторым данным, уже с 1906 года производство постепенно пошло на убыль. Из документов следует, что завод работал до середины 1908 года. С этого времени до весны 1910 года завод не действовал. Причины прекращения производства неизвестны. Но в марте 1910 года было подано прошение о признании завода принадлежащим Матрёне Петровне Тырловой-Жданковой. Для неё завод приобрёл её супруг Д. И. Тырлов-Жданков. Возможно, просто оформил документы на имя жены.

Общеизвестно, что потомственный почётный гражданин, купец второй гильдии Дмитрий Иванович Тырлов-Жданков производил кирпичи на выкупленных им в 1893 и 1896 годах заводах И. Д. Соболева и А. И. Фукса. Первый завод располагался возле села Усть-Ижора, второй – в колонии Овцыно.

 
     

Прошение о признании владелицей завода М. П. Тырловой-Жданковой

  

Свидетельство на владение заводом М. П. Тырловой-Жданковой

 

Полный размер

 

     ЦГИА СПб. Ф.256. Оп.29. Д. 271

 

Полный размер

 
 

К настоящему времени нет чёткого понимания о дальнейшей судьбе завода. В еженедельном журнале "Зодчий" Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов, № 27 от 6 июля 1914 года обнаружена приведённая ниже запись рекламного характера. Судя по данному объявлению, которое начали печатать в "Зодчем" с 25 мая 1914 года и закончили 28 сентября того же года, Тырлов-Жданков использовал бывший завод Кирсанова только сезонно, а возможно всего один сезон (подобных объявлений за другие года не обнаружено). Такого рода использование сезонных рабочих подтверждает статья о Тырлове-Жданкове в книге М. Н. Барышникова "Деловой мир Петербурга".

 
 

 

Тырлов-Жданков кирпичные заводы

 

 

Объявление из журнала "Зодчий" Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. 1914 г. № 27 от 6 июля

 

Кирпичный завод близ Царскосельской железной дороги обозначался на ряде карт Санкт-Петербургской губернии, вплоть до 1917 года. Сложно сказать, сохранялись ли какие-либо заводские постройки в предвоенное время. Но территория бывшего завода выделялась. На зимних аэроснимках 1941 года отлично просматривается "пятно" бывшего кирпичного завода. Хотя на топографических картах он уже давно не обозначался.

Имеется мнение, что в предвоенные годы завод мог быть восстановлен и продолжить активную деятельность. Результатом его работы стали появившиеся в довоенные годы карьеры восточнее Московской слободки. Исследование этой темы – одно из перспективных направлений.

 

Снимок 1966 года

В настоящее время напоминаниями о заводе Кирсанова могут служить, разве что, отметки на старых картах, да кирпичи в коллекциях собирателей.  Последние следы, какие могли бы сохраниться со времён существования завода, были стёрты при прокладке Витебского проспекта и реконструкциях Волковского канала. Практически все карьеры западнее железной дороги были засыпаны при постройке гаражей, метродепо, Витебского проспекта.

 

Фрагмент спутникового снимка 2008 г.                                                                                              Яндекс  Google

 

 

Кислое озеро

 

Кислое озеро

 

Кислый пруд

 

 

Кислое озеро

 

 

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото август 2013 г.

 
 

До начала 20-х годов XXI века существовала единственный сохранившийся фрагмент одного из карьеров, – это пруд, известный в народе как "Кислое озеро". Карьеры восточнее путей были засыпаны при строительстве новых корпусов торгового комплекса "Балкания Нова".

В 2021 году "Кислое озеро" было полностью уничтожено при прокладке трассы новой улицы, поскольку в непосредственной близости развернулось активное жилищное строительство. К настоящему времени на местности о присутствии здесь некогда кирпичного производства уже ничего не напоминает.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024