Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Кирпичный завод Кирсанова

 

 

Местность, о которой ниже пойдёт речь, хорошо известна, и ничем особо не примечательна. Это территория от Дунайского путепровода, непосредственно примыкающая к железнодорожным путям и до станции метро "Купчино".

С давних времён неподалёку от этого места существовала пустошь Куккарова (Кукарова). Пустошь упоминалась ещё в шведских переписях – Kuckaroua ödre (1634), Kuckerewo hööslagh (1651),  Kockara ödhe (1680). Одно из последних упоминаний имеется уже на русской карте 1766 года. Здесь пустошь выведена с названием Кукарева.

Пустошь была неразрывно связана с деревней, и даже когда в начале XVIII века Купчино переходило от одного владельца к другому, Кукарово давали "в довесок".

В середине XIX – начале XX века Петербург активно развивался. Промышленная революция уже дала свои всходы, как в самом городе, так и в его окрестностях возводились самые разнообразные предприятия и производства. Не отставало и жилищное строительство. Но если в центральных, фешенебельных районах богатые горожане могли использовать самый разнообразный строительный материал, в том числе и привозимый из далека, то на окраинах города строители предпочитали использовать самый прочный и универсальный на тот момент строительный материал – кирпич.

Известно, спрос рождает предложение. И произросли повсеместно, как грибы после дождя, многочисленные кирпичные заводики. К началу XX века в Петербурге и окрестностях действовало более 80 частных кирпичных предприятий. Одним из таких предприятий стал завод, основанный петербургским купцом А. М. Кирсановым.

Александр Максимович Кирсанов родился в 1850 году. Родом из деревни Большой Зеленец Усадище-Спасовской волости Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. Крестьянин, православный. С 1902 года – в купечестве. К 1905 году – купец 2 гильдии. Проживал в Петербурге в Спасской части, на Фонтанке, в доме 73. С ним проживала жена Параскева Михайловна, сыновья: Владимир и Александр, и дочь Мария.

 
       

Разрешение на строительство кирпичного завода 5 апреля 1899 г. и утверждённый план завода

 

Фрагмент аэроснимка 1941 г.

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Завод был сооружён в 1899 году южнее деревни Купчино, на девятой версте Царскосельской железной дороги, в непосредственной близости как от железнодорожных путей (западнее их), так и от протекавшей здесь Чёрной речки.

Как грамотный предприниматель, Кирсанов не мог не озаботится вопросом разработки сырья для производства. И обнаружил его в непосредственной близости, несколько южнее места самого производства. Подобные предприятия обычно и основывались в местах, в близи которых была возможна добыча сырья для производства. Также, необходимым фактором было наличие поблизости воды. Всем этим требованиям выбранное место отвечало вполне, и к производству приступили. Во времена расцвета предприятия, на нём трудилось 90 рабочих.

Как и большинство производителей кирпичей, Кирсанов ставил на свою продукцию клейма, являвшиеся своеобразной торговой маркой. К тому же, ещё с 1847 года закон обязал производителей клеймить кирпичи для удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой продукции. Собирателям и знатокам кирпичных клейм хорошо известны результаты деятельности завода Кирсанова.

 

 

кирпич кирсанов

 

кирпич А. М. Кирсанова

 

Фотографии кирпичей производства заводе А. М. Кирсанова с сайта Владимира Смирнова

 
       

Кирпичи, обнаруженные на месте бывшей купчинской церкви

 

Полный размер  Фото июнь 2014 г.

 

Полный размер  Фото июнь 2014 г.

 

Полный размер  Фото июнь 2014 г.

 
 

кирпичный завод Кирсанова

Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.Увеличить

 

Кирпичное производство на реке Неве и её притоках

Фрагмент из книги "Кирпичное производство на реке Неве и её притоках" Т. Ф. Саноцкого, 1904 г. (стр. 22)

 

кирсанов купчино

Фрагмент из книги "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" Л. К. Езиоранского  1909 г.  (стр. 531)

 

Выработка глины для нужд предприятия производилась южнее самого завода, на том месте, где ныне расположены гаражные кооперативы, стоянки и  электродепо "Московское" (ТЧ-3) Московско-Петроградской линии. Именно здесь также существовали карьеры, напоминающие места бывших выработок. А также восточнее железнодорожных путей, между путями собственно и руслом Чёрной речки, уходящим в этом месте на восток. Одна из первых карт с указанием этих карьеров – карта 1909 г.

 

Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.

 

Карьеры западнее железнодорожных путей имеют характерную форму усов, расходящихся веером от железной дороги. Это может означать, что добыча глины здесь велась старым и довольно простым способом. Прокладывалась вспомогательная (временная) колея. И далее грунт при помощи соответствующего механизма выбирался прямо в вагонетки, стоявшие на этой колее. Затем вагонетки перемещались примерно на 900 м на север, к разгрузочной площадке завода, где сгружали глину на ленты транспортеров. Не исключено, что использовалась насыпь Царскосельской железной дороги.

 

 

Впоследствии карьеры были залиты водой. На карте 1939 года выработанные карьеры западнее железной дороги показаны с надписью "Озера". Очевидно, к этому времени они были давно заброшены. Все эти новообразования отлично просматриваются на аэроснимках времён войны и на спутниковых снимках 1960-х годов. Карьеры восточнее железной дороги вероятно разрабатывались и в более поздние времена, но это уже совсем другая история.

 

Аэроснимок 1939 года

Фрагмент немецкой аэрофотосъемки Ленинграда 1939 г.  (Московка) Увеличить

 

Период активной деятельности завода Кирсанова пришёлся на первые годы XX века. По некоторым данным, уже с 1906 года производство постепенно пошло на убыль, и вскоре прекратилось. Впоследствии завод был приобретён Д. И. Тырловым-Жданковым.

Общеизвестно, что потомственный почётный гражданин, купец второй гильдии Дмитрий Иванович Тырлов-Жданков производил кирпичи на выкупленных им в 1893 и 1896 годах заводах И. Д. Соболева и А. И. Фукса. Первый завод располагался возле села Усть-Ижорка, второй – в колонии Овцыно.

Единственным, к настоящему времени обнаруженным упоминанием о том, что Тырлов-Жданков являлся также и владельцем кирпичного завода, ранее принадлежавшего Кирсанову, является объявление в еженедельном журнале "Зодчий" Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов, № 27 от 6 июля 1914 года. Никакой другой информации связывающей Тырлова-Жданкова и Купчино к настоящему времени не обнаружено. Но судя по данному объявлению, которое начали печатать в "Зодчем" с 25 мая 1914 года и закончили 28 сентября того же года, Тырлов-Жданков использовал бывший завод Кирсанова только сезонно, а возможно всего один сезон (подобных объявлений за другие года нет). Такого рода использование сезонных рабочих подтверждает статья о Тырлове-Жданкове в книге М. Н. Барышникова "Деловой мир Петербурга".

 
 

Тырлов-Жданков кирпичные заводы

 
 

Кирпичный завод близ Царскосельской железной дороги обозначался на ряде карт Санкт-Петербургской губернии, вплоть до 1917 года. Сложно сказать, сохранялись ли какие-либо заводские постройки в предвоенное время. Но территория бывшего завода выделялась. На зимних аэроснимках 1941 года отлично просматривается "пятно" бывшего кирпичного завода. Хотя на топографических картах он уже давно не обозначался.

 

Снимок 1966 года

В настоящее время напоминаниями о заводе Кирсанова могут служить, разве что, отметки на старых картах, да кирпичи в коллекциях собирателей.  Последние следы, какие могли бы сохраниться со времён существования завода, были стёрты при прокладке Витебского проспекта и реконструкциях Волковского канала. Практически все карьеры западнее железной дороги были засыпаны при постройке гаражей, метродепо, Витебского проспекта. Последняя, сохранившаяся от них часть, – это пруд, известный ныне в народе как "Кислое озеро". Карьеры восточнее путей были засыпаны при строительстве новых корпусов торгового комплекса "Балкания Нова".

 

Фрагмент спутникового снимка 2008 г.                                                                                              Яндекс  Google

 

 

Кислое озеро

 

Кислое озеро

 

Кислый пруд

 

 

Кислое озеро

 

 

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото август 2013 г.

 

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017