Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Сортировочная-Московская улица

 

 

Сортиро́вочная-Моско́вская улица располагается в пределах железнодорожной станции, ныне именующейся С.-Петербург–Сортировочный–Московский. Улица начинается у локомотивного депо (ТЧ-7) и проходит с севера на юг до железнодорожного переезда. Название улицы возникло в 1950-е годы, до этого дома на улице имели адреса по станции Московской Сортировочной. Собственно, это и был небольшой посёлок, где селились железнодорожники, работающие на этой станции.

 

Спутниковый снимок 2010 г.

 

Яндекс

Google

 

Самые древние строения улицы датируются серединой 1890-х годов. Это два четырёхэтажных кирпичных здания: в одном из них, под номером 18, находится центральный офис железнодорожной станции С.-Петербург–Сортировочный–Московский, а дом 22 (дом 36 по Южному шоссе) – до недавнего времени был жилым. Надо сказать, что в 1896 году этот дом строился не для жилья. Изначально в нём располагались конторы и складские помещения. Жилым он стал при советской власти, когда его переоборудовали под общежитие для железнодорожников, и также ещё при советской власти официально перестал быть жилым: в мае 1981 года институт "Ленжилпроект" выдал техническое заключение о переводе дома в нежилой фонд. Но выполнению этого решения помешала начавшаяся вскоре перестройка, затем реформы, ну и так далее...

Напротив дома 22, у перекрёстка Южного  шоссе и Сортировочной-Московской улицы в конце 1960-х годов построили торговый центр по типовому проекту, но с использованием в качестве строительного материала красного кирпича. Подобные  строения в Купчине не встречаются. С 1970-х и вплоть до конца 1990-х годов магазин был весьма популярен у немногочисленных, знавших о нём жителей, как Купчина, так и Невского района. И не мудрено, магазин снабжался, как и все остальные, централизовано, но местных покупателей было крайне не много.

Все дома улицы расположены рядом с рельсами. С обеих сторон проходит множество железнодорожных путей. Почти под окнами находится сортировочная горка, на которой практически круглосуточно формируют железнодорожные составы. Понятно, что при таком положении вещей, о тишине жителям не приходилось и мечтать. Но, всё это в прошлом. Жилых строений на улице практически не осталось. А было их, в разное время более десятка. Ныне в большинстве функционирующих зданий располагаются разного рода учреждения. Все они имеют отношение к железной дороге. Ряд строений пребывают в полуразрушенном состоянии. Из пока ещё не полностью развалившихся жилых домов следует отметить два: дом 31 по Южному шоссе и дом 32 по Московской Сортировочной улице. В 2012 году было разрушено одно из последних дореволюционных деревянных строений – дом 16 по Московской Сортировочной улице.

Самая симпатичная из отреставрированных построек – двухэтажный домик под номером 34. Он построен во второй половине 1940-х годов по проекту А. В. Жука и И. И. Фомина, которые в ту пору возводили первый в послевоенном Ленинграде жилой комплекс районе Щемиловки и недавно отремонтирован.

Главное же здание, без которого Сортировочная не могла бы существовать как поселение – это локомотивное депо (дом 2). Кроме всего прочего, депо известно тем, что является единственным в нашем городе, где до сих пор чинят и реставрируют паровозы. Конечно, уже не для регулярной работы, а для праздничных и торжественных мероприятий. Перед зданием ремонтных мастерских установлены бюст В. Ленина и стела сотрудникам депо, погибшим в годы Великой Отечественной войны, а при входе в депо, в качестве памятника,  установлен паровоз СО 17-2873. Первые две буквы обозначают серию и расшифровываются как Серго Орджоникидзе.

Конкретно данный паровоз в 1948 году был вручён машинисту П. Фёдорову, который в феврале 1943 года провёл первый состав из блокадного Ленинграда по временной железнодорожной линии, проложенной по льду Ладожского озера. К слову, паровоз, первым прошедший по этой дороге в Ленинград с продовольствием для жителей блокадного города, установлен в Волхове.

Магистральные грузовые СО – вообще знаменитые паровозы. Во время Великой Отечественной войны часть паровозов этой серии работала в колоннах особого резерва Народного комиссариата путей сообщения и обслуживала прифронтовые железные дороги. Паровозы СО 17-12 и СО 17-1613 водили поезда до Берлина. Эта серия положила начало послевоенной модернизации железнодорожного транспорта. В память о подвигах железнодорожников, работавших в войну на этих паровозах, и о трудовых буднях несколько легендарных машин стали памятниками.

В данном случае можно смело говорить, что само имя обязывало эти паровозы к исполнению большой роли в истории отечественного паровозостроения и развития железных дорог. Вспомним, что с января 1932 года Григорий Константинович Орджоникидзе, "товарищ Серго", был назначен народным комиссаром тяжёлой промышленности. Под его руководством строительство заводов, фабрик и комбинатов пошло невиданными доселе темпами. Уже к концу первой пятилетки Советский Союз занял первое место в мире по производству тракторов, второе – по производству чугуна, третье – по производству стали, грузовых автомобилей и электроэнергии. Наркома Орджоникидзе называли "командармом социалистической индустрии".

Кроме паровоза-памятника, в депо есть ещё несколько паровозов, годных для использования по прямому назначению. Среди них знаменитая "Овечка" и паровоз Су по прозвищу "Сушка". Сормовский усиленный – так расшифровывается аббревиатура "Су" – выпускался с 1924 по 1952 год. Признанный одним из лучших в мире, это был первый паровоз, разработанный в СССР. Создавался он на базе лучшего пассажирского локомотива Российской империи – паровоза серии С.

В декабре 2006 года в доме 20 по Сортировочной-Московской улице был торжественно открыт новый спортивный комплекс "Локомотив", прежде всего для работников железнодорожного узла Санкт-Петербург–Сортировочный–Московский, где трудится более пяти тысяч человек. Новый спорткомплекс создан на базе старого капитально отремонтированного здания.

В 1974 году над всей станцией, а стало быть и над Сортировочной-Московской улицей был перекинут Невский путепровод, известный также, как Сортировочный мост.

При подготовке использовалась статья Алексея Ерофеева из журнала "Адреса Петербурга"

   

   

Московская Сортировочная 1941 год

Фрагмент аэрофотосъёмки 11.1941 г.               Увеличить

   

Московская Сортировочная 1966 год

  Фрагмент спутникового снимка 05.1966 г.               Увеличить

  

  

 

         

 

Стелы на территории локомотивного депо   Фото июль 2006 г.

 

 

 

     

 

Локомотивное депо Санкт-Петербург–Сортировочный–Московский (ТЧ-7)

 

 

Полный размер   Фото июль 2006 г.

Полный размер   Фото июль 2006 г.

Полный размер   Фото июль 2006 г.

 

 

 

     

 

Паровоз в ожидании ремонта

Ремонт паровозов цехах депо

Исправный паровоз в действии

 

 

Полный размер   Фото июль 2006 г.

Полный размер   Фото июль 2006 г.

Полный размер   Фото март 2007 г.

 

 

 

     

 

Паровоз – памятник  СО17-2873 у въезда в локомотивное депо

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

Надпись на мемориальной доске, размещённой на паровозе:

"14 апреля 1948 года на общедеповском митиге этот паровоз серии СО 2813 вручён машинисту Фёдорову, который в 1943 году провёл первый поезд из блокадного Ленинграда по дороге жизни. В этот период, по инициативе передовых машинистов В. И. Сучкова, И. А. Волкова, П. Е. Смирнова,  В. Ф. Джумок, С. С. Яхимович и других в содружестве с работниками ЛИИЖТа при руководстве начальника депо А. М. Коляго, гл.инженера Ю. И. Будовского, секретаря партбюро М. И. Байкова, предместкома В. В. Клочкова широкое развитие получило движение пятисотников тяжеловесов. На этой серии паровозов осуществлена комплексная модернизация, разработана и внедрена совершенная технология ремонта, основанная на принципе взаимозаменяемости по градационным размерам, в которой активное участие принимали мастера : Б. А. Гольфанович, И. А. Саволайнен, Н. С. Альварский, слесари: В. И. Васильев, И. В. Полетаев, И. С. Сергеев, Ф. В. Дементьев, токарь А. А. Григорьев, сварщик М. А. Климин и другие. Всё это обеспечило неуклонный рост производительности труда и позволило нашему коллективу, одному из первых в Ленинграде и на транспорте, добиться высокого звания – Предприятие коммунистического труда".

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 1

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дома 8 – 14

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

           

 

Винтовые лестницы-проходы к Невскому путепроводу

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

Полный размер  

 

 

     

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Вид с Невского путепровода на юг

Дом 5

Дом 3

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 9

Вид на северо-запад

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

   

 

Сортировочная-Московская улица, дом 16 (снесён)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 16 (снесён)

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

   

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 20

Дом 18

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

  

 

   

 

Сортировочная-Московская улица, дом 18

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 18

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Перекрёсток Сортировочной-Московской улицы и Южного шоссе, дом 31 по Южному шоссе (снесён)

 

 

Полный размер   Фото май 2011 г.

Полный размер   Фото май 2011 г.

Полный размер   Фото май 2011 г.

 

 

 

     

 

Южное шоссе, вид на восток

Ремонт дома 15 по Сортировочной-Московской улице

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

Южное шоссе, проходящее с востока на запад, делит Сортировочную-Московскую улицу на две части. В северной части преобладают различные производственные постройки. В южной части до недавних времён располагались жилые дома. В настоящее время эта часть улицы выглядит крайне непрезентабельно. Случившиеся в последнее время несколько пожаров сильно изуродовали уже расселённые деревянные строения. Если кирпичные здания ещё могут быть капитально отремонтированы, то судьба деревянных строений оказалась печальной. К 2013 году все они, включая и дореволюционный дом 16, были снесены.

 

 

     

 

Перекрёсток Сортировочной-Московской улицы и Южного шоссе

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Перекрёсток Сортировочной-Московской улицы и Южного шоссе

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Дом 36 по Южному шоссе (дом 22 по Сортировочной-Московской улице)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Дом 36 по Южному шоссе (дом 22 по Сортировочной-Московской улице)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Дом 36 по Южному шоссе

Южное шоссе, вид на запад

Южное шоссе, вид на восток

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

           

Дом 36 по Южному шоссе

 

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

 

 

 

     

 

Территория у дома 36 по Южному шоссе

Дом 31 по Южному шоссе (снесён)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Дом 31 по Южному шоссе (снесён)

Вид на север от дома 30

Вид на северо-восток от дома 30

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

   

 

Дом 31 по Южному шоссе (снесён)

 

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2013 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 15

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 15

Дом 17 корпус 3

   

 

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 17

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

Дома 17; 17, корпус 2; 17, корпус 3

 

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 30

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2011 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 30

Дом 30 (слева) и дом 21 (справа)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2011 г.

 

 

 

     

 

Дом 21 (слева) и дом 32 (справа)

Сортировочная-Московская улица, дом 21

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 21, вид от дома на северо-запад

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 21

Дом 32 (снесён)

 

 

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

Полный размер   Фото июнь 2014 г.

Полный размер   Фото май 2011 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 32 (снесён)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Сортировочная-Московская улица, дом 34

 

 

Полный размер   Фото май 2011 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Вид от переезда на запад

Вид от переезда на северо-запад

Вид от переезда на север

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Строения ПТО (пункт осмотра и технического обслуживания грузовых вагонов) и учебные экспонаты

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Строения ПТО (пункт осмотра и технического обслуживания грузовых вагонов) и учебные экспонаты

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Строения ПТО (пункт осмотра и технического обслуживания грузовых вагонов) и учебные экспонаты

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

 

     

 

Электроподстанция

Станционное здание (ШЧ-6)

 

 

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

Полный размер   Фото май 2012 г.

 

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017