Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Инсталляции в Купчине

 

 

Творческое объединение кураторов ТОК – это интерактивная платформа для реализации междисциплинарных проектов в сфере современного искусства, дизайна и социальных наук.

Объединение представляет собой живую интеллектуальную среду, где взаимодействуют кураторы, художники, исследователи, дизайнеры, социологи и другие профессионалы в области культуры и искусства из России и других стран. Деятельность ТОКа направлена на разработку и реализацию проектов, в основе которых лежит исследование культурных процессов современного общества. Одна из основных идей объединения – сочетание теории с практикой и работа на стыке искусства и социальных наук.

Именно так представляются создатели объединения на собственном сайте.

 

 

 

В рамках проекта "Критическая масса" с 23 мая по 23 июня 2013 года  ТОК проводит вторую масштабную международную выставку паблик-арта.

На целый месяц Купчино станет городским центром международного современного искусства: в этот раз выставка пройдет во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга и будет тесно связана с его историей, повседневностью, идентичностью и уникальными территориями, о которых нам рассказали его жители.

Одна из идей выставки - взаимодействие с местным сообществом и вовлечение горожан в творческий процесс, поэтому многие работы "Критической массы" 2013 года – результат совместных действий художников и жителей Фрунзенского района. Любой район обладает историей, субкультурой и знаковыми местами. Задача художников и организаторов выставки «Критическая масса» состояла в том, чтобы собрать эти истории, узнать об особенностях Фрунзенского района и выразить их в проектах паблик-арта, в создании которых принимают участие жители района.

"Критическая масса" - уникальный для Петербурга проект паблик-арта, так как в его основе лежит масштабное исследование: каждый художник, участвующий в выставке, в течение 2012 года приезжал на исследование в Петербург, чтобы изучить жизнь Купчино.
На основе своих наблюдений авторы из России, Польши, Ирландии, Нидерландов, Финляндии и Швеции создали 8 новых проектов об истории и идентичности этой местности, ее жителях и скрытых возможностях района. Среди художников выставки есть настоящие звезды европейского паблик-арта: голландский дуэт Бик Ван дер Пол и Иоанна Райковска из Польши. Для ТОКа большая честь привезти такую сильную команду художников в Петербург, где никто из них, за исключением финна Ханса Розенстрёма, ранее не показывал свои работы.

Все работы, представленные на выставке, были созданы художниками специально для Петербурга и выставляются впервые!

Выставку сопровождает масштабная параллельная программа: лекции, дискуссии, экскурсии и показы. Все они направлены на обсуждение современного паблик-арта, социальных практик в искусстве, работы художника с публиками и жизни спальных районов больших городов.
По окончании выставки будет выпущен двуязычный каталог, который будет представлен на финальном круглом столе о развитии паблик-арта в октябре 2013 года.

 

 
 

Стена: "Здесь был я..."

 
 

К заявленному времени начала действа, на площади перед зданием районной администрации не происходило ровным счётом ничего. Несколько человек, не без некоторого недоумения, бродили по пустынной площади и олицетворяли собой толпы поклонников современного искусства…

С опозданием более чем на полчаса к площади подъехал автобус. Организаторы и участники перформанса покидали уютное транспортное средство и неспешно продвигались к площади.

"Большинство из зрителей, пришедших сюда к назначенному времени, уже давно ушли…" – не без иронии заметил один из ожидавших, и дождавшихся начала действа.

Меж тем, начало представления, хоть и с часовым опозданием, но всё-таки случилось. Открытие перформанса ознаменовалось раздачей розовых воздушных шариков с логотипом ТОК, а также программок предстоящих в ближайший месяц презентаций.

Затем выступили руководители ТОК – организаторы акции. Они пригласили всех собравшихся пройти к бетонному забору, что уютно расположился у ТРК "Южный полюс".

Как выяснилось, именно этот забор и был конечной точкой путешествия и целью акции. Серая и непривлекательная ограда в прошлом, теперь являла собой скопище ярких красно-жёлтых пятен, перемежающихся со вкраплениями некоторых иных цветов и оттенков. Особое место занимал незатейливый слоган – "Здесь был я", который по праву можно было бы назвать лейтмотивом выставки. Также вниманию собравшихся был представлен символ ТОК – организаторов действа – картонный человечек, на теле которого и было подробно написано пояснение того, что было сегодня представлено взору немногочисленных зрителей.

 
 

 

 

 

Ожидание начала действа

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

Прибытие, презентация, речь руководителей проекта

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

Украшенный забор

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
           

 Описание проекта

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 

Немногочисленные представители прессы, прибывшие на презентацию, довольно быстро ретировались, очевидно не обнаружив достойного материала. Специалистов по современному искусству автором сайта замечено не было. Но неспециалистами было резонно подмечено, что отойдя метров 500 от места проведения акции, вполне возможно обнаружить заборы, расписанные куда как более художественно...

Из приглашённых на мероприятие, мнение которых было интересно автору настоящего сайта, Наум Синдаловский высказался в том смысле, что не всегда понимает современное искусство в его, подобного рода, проявлениях, хотя и старается понять. А Владимир Волохонский, будучи несколько менее деликатен, сказал, что мнение его по сему поводу будет полномасштабно отражено в принадлежащем ему интернет-издании.

 

 
 

Последний дом деревни Купчино

 
 

В рамках проекта "Критическая масса" 24 мая было проведено мероприятие под названием "Последний дом деревни Купчино". Работа ирландского художника Гарета Кеннеди тесно связана с историей деревни Купчино и семьей Нуцковых, чей дом был разрушен последним в 1976 году. Проект представляет собой деревянную конструкцию, которая олицетворяет последний дом деревни, и является своеобразным символом, объединяющим членов семьи Нуцковых, и других жителей, интересующихся историей своего района.

В 16:00 немногочисленные собравшиеся на представление могли увидеть организаторов мероприятия, тоже весьма немногочисленных. На заранее привезённые берёзовые пеньки были расставлены банки с берёзовым же соком. Вообще сложилось впечатление, что берёза  – есть самый привлекательный материал у автора инсталляции. Вероятно, это не простое совпадение. Именно берёза рассматривалась жителями деревни Купчино, как один из основных строительных материалов.

Через некоторое время с юга, на дорожке в сквере, было замечено движение. Это приближалась процессия – основной состав участников представления. Процессию возглавляли баянист и дети в одеждах из берёзовой коры – бересты. Следом за ними двигались представители лицея "Краснодеревец", выступавшие в фирменных жилетках. Юные краснодеревщики везли несколько любопытных конструкций также из берёзы на тележках с колёсиками. По мере приближения стало понятно, что это элементы стилизации, собственно и символизирующей последний купчинский дом.

Всем гостям и участникам процессии, предлагался берёзовый сок и горячий чай. Краснодеревщики приступили к сбору конструкции под музыкальным сопровождением.

Появились представители семьи Нуцковых. Именно их дом и был последним в деревне и был снесён 6 марта 1976 года. Семья это многочисленная и представители уже нескольких поколений ежегодно встречаются у места, где когда-то находился их дом. Особо ждали одну из старейшин этой фамилии – Ираиду Николаевну Васильеву (в девичестве – Нуцкову). И она приехала. Ираида Николаевна является истинным Патриотом своей Малой Родины, хранительницей семейных традиций и преданий. Она всегда с удовольствием рассказывает всем интересующимся историю своей семьи и деревни. Ещё у неё была мечта – выстрелить из ракетницы у снесённого дома. Вернее, таковым было желание её мамы – последней жительницы деревни. И выстрел должен был состояться именно в день сноса дома. Но не сложилось, и много лет та самая ракетница пролежала в доме Ираиды Николаевны. И вот сегодня давняя мечта осуществилась. Залп из ракетницы дал родной брат Ираиды Николаевны – Фёдор Николаевич Нуцков.

Использованная ракетница была подобрана автором настоящего сайта, и может рассматриваться как потенциальный музейный экспонат.

 
           

 Подготовка к началу инсталляции

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

Процессия движется по дорожке

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

 Процессия движется по дорожке

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

Угощение берёзовым соком

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

Начало сборки конструкции

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

 Ираида Николаевна рассказывает

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 

 Сборка конструкции завершена

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 
 

 

 

 
 

Торжественная фотография на фоне символа последнего дома деревни

Гарет Кеннеди и И. Н. Васильева

 
 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 

Полный размер   Фото май 2013 г.

 
 

Обидно было, что на мероприятие не были приглашены ни представители прессы, ни руководители района, ни даже представители местного МО. А ведь последним хорошо известно это место. Ещё к 300-летнему юбилею города здесь предполагалось создание парка, который предполагалось назвать "Парк Памяти и Славы". Да и с обычными посетителями тоже было не очень... В отличии от бойкого места у здания администрации, где многочисленные прохожие могли создать массовость мероприятию, здесь только несколько любопытствующих из соседних домов подходили поинтересоваться мероприятием. Вывод: практически никто, кроме организаторов и участников, эту инсталляцию не увидел. А жаль...

 
     

Полный размер   Фото август 2013 г.

Полный размер   Фото июль 2013 г.

 
 

Впоследствии краснодеревщики укатили ими же созданную конструкцию к своему лицею, на Бухарестскую улицу, в каковом месте "Последний дом деревни" пребывал до 2014 года.

 

 
 

ДОТ (бункер)

 
 

В рамках проекта "Критическая масса"  Егором Шмониным и Алексеем Кубасовым был снят фильм. Съёмки производились в день первого субботника на ДОТе на улице Димитрова.

 

Скачать фильм

 

Концепция произведения и мысли, вкладываемые авторами в фильм, представляются не в достаточной степени очевидными. Не смотря на то, что авторы провели у ДОТа весьма внушительное количество времени, полноценной хроники расчистки территории и работ непосредственно в сооружении показано не было. Значительную часть фильма занимают высказывания некоего субъекта, проживающего в палатке неподалёку от места расположения ДОТа. Возможно, авторами преследовалась цель сравнения или же противопоставления жизненных позиций участников субботника и этого лица без определённого места жительства. Если это так, то замысел, пожалуй, можно считать реализованным.

Глубочайшее отвращение вызывает проживающий в палатке персонаж, пребывающий на протяжении всего фильма в полулежащем положении и охотно рассуждающий обо всём, будучи интервьюирован авторами фильма. Очевидно, мня себя эдаким "Диогеном", вставив на показ миру некоторою незначительную часть своего организма и неспешно покуривая, БОМЖ высказывается о том, что происходит вокруг. Нет, он не верит, что это кому-нибудь нужно, и что что это будет востребовано. И вообще он не верит. Ни во что и не в кого. Лёжа в своём вонючем жилище, он мнит себя созерцателем и пытается глядеть на окружающий мир сверху, давая оценки происходящему.

Иные эмоции вызывают люди, пришедшие на субботник. Их много, и они разные. И по возрасту и по мироощущению. Но все они движимы одной идеей – сделать мир лучше. Не весь, конечно, такое им не под силу. Но эту, маленькую часть громадного мира, которую до них не украшал никто, они желают сделать заметной и привлекательной. Для этого они здесь. Они достойны памяти предков. Их отцы, деды и прадеды сражались за Родину и победили. Подвиги предков не забыты и не будут забыты. И для этого они здесь.
Какие открытые и красивые лица! Они улыбаются, шутят, им весело. И не мудрено, они верят, что творят доброе и нужное дело. Но, главное – они верят в будущее. И оно у них есть!

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024