Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Оборонительный рубеж «Ижора»

 

 

Давно отгремели залпы орудий Великой Отечественной войны. Теперь лишь гром салютов разносится в воздухе во дни празднований годовщин и юбилеев. И этот гром эхом отдаётся в сердцах сынов, внуков и правнуков Победителей.

Каждый год отмечаем мы святые для всех ленинградцев даты – прорыва и последующего полного снятия блокады. И каждый год мы отдаём дань памяти ушедшим и чествуем живых. Их всё меньше и меньше рядом с нами. Тех, чьими руками был возведён неприступный для врага бетонный щит Ленинграда.

  

***

В апреле 1943 года по предложению начальника инженерных войск 42-й армии полковника Н. Ф. Кирчевского Военный совет принял решение о строительстве дополнительного пояса железобетонных сооружений на тыловом рубеже армии в границах Угольный порт – Средняя Рогатка – Купчино – Александровская. В течение нескольких недель была проведена большая работа по подготовке к строительству рубежа, получившего условное наименование "Ижора". Ставка Верховного Главнокомандования, рассмотрев проект строительства рубежа, обязала наркоматы строительных материалов и путей сообщения обеспечить в мае – июне поставку десяти тысяч тонн цемента.

Основное оборудование и вооружение, необходимое для строительства, по решению Военного совета было изготовлено рабочими и инженерами восьми ленинградских заводов. Одновременно с обеспечением строителей средствами инженерной обороны за счет местных ресурсов постепенно налаживались прерванные в начале блокады централизованные поставки стройматериалов. Так, централизованным порядком поступило большое количество материалов, необходимых строительству. Для создания рубежа в распоряжение УОС фронта были переданы кадры и материальная база трех заводов, которые обеспечивали объекты бетоном, арматурой, закладными частями и поковками, опалубкой. На строительстве объекта "Ижора" принимало участие около 2 тысяч человек, а возглавлял его опытный инженер полковник Ф. М. Грачёв.

Строительство железобетонного пояса было связано с большими трудностями, так как оно велось при систематических артиллерийских обстрелах противника. Тяжелый физический труд выполняли женщины-стройармейцы. От них требовалась огромная выносливость и мужественное поведение в условиях огневого воздействия противника. В результате обстрелов было убито и ранено свыше 100 человек. Однако высочайший патриотизм, профессионализм, мужество и вера в победу, всесторонняя помощь города позволили строителям справиться с трудностями и завершить работы в намеченные сроки. В период с 20 мая по 1 октября 1943 года на рубеже "Ижора" было построено 92 железобетонных артиллерийских и пулемётных сооружения с новейшими артсистемами и всеми средствами жизнеобеспечения.

  

  В. Н. Маляров  Строительный фронт Великой Отечественной войны     

***

 

В мае 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в кратчайший срок возвести новый железобетонный оборонительный рубеж на второй линии обороны 42-й и 54-й армий по южному обводу города протяженностью до 25 километров. Рубеж получил условное название "Ижора". Начальник инженерных войск фронта генерал Б. Бычевский и его штаб разработали план и график работ. Во главе работ было поставлено 32-е управление военно-полевого строительства, начальником которого был инженер-полковник Ф. Грачёв.

Рубеж "Ижора" должен был состоять из системы долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед нами стояла нелегкая. В кратчайший срок нужно было построить 119 фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края противника. К будущим огневым точкам требовалось провести около 40 километров подъездных дорог. Все работы предстояло вести на лишенной растительности равнине, которая отлично просматривалась гитлеровцами. Единственным укрытием здесь могли служить отдельные развалины зданий, остатки железнодорожных насыпей.

Дороги к объектам строили под непрерывным минометным и артиллерийским огнем фашистов. Почти все земляные работы велись вручную.

Арматура, закладные детали, опалубка изготовлялись центральными мастерскими, которыми руководил инженер-майор Л. Беляев. Бетон приготовлялся на центральном бетонном заводе, начальником его был инженер-майор П. Городецкий. Под бетонный завод и мастерские использовали площадку и уцелевшее оборудование существовавшего до войны завода "Стройдеталь". Были восстановлены лесопильный завод и деревообделочный цех. Бетонный завод создали заново: установили на деревянные эстакады бетономешалки общей производительностью 800 кубометров бетона в сутки. Но этого было недостаточно. Тогда командование 29-го управления оборонительного строительства обратилось за помощью на завод "Баррикада". Несмотря на то что "Баррикада" обеспечивала бетоном строительство другого крайне важного объекта "Нева", рабочие завода нашли силы и резервы для выполнения наших заявок. Так было повсюду: ленинградские предприятия выполняли фронтовые заказы без задержки.

Работа на центральном бетонном заводе шла круглосуточно, в две смены.

На заготовительных работах было занято до 500 человек и 60 автомашин. Все это надо было хорошо скрыть от глаз противника. Проект маскировки завода был разработан при непосредственном участии инженер-капитана С. Пермута. Маскировка завода и сооружаемых объектов (общая площадь которых составляла 123500 квадратных метров) выполнялась под руководством энергичного и знающего командира маскировочной роты инженер-капитана И. Позднякова; ею занимались также специальные бригады во главе с ленинградскими художниками-декораторами. Кроме основных объектов, маскировались и железнодорожные пути, шоссейные дороги, склады материалов и готовых изделий, эстакады, механизмы. Основными средствами в маскировке были камуфляжная окраска, вертикальные и горизонтальные сети, поперечные экраны, заборы, разрисованные под окружающую местность. Территория бетонного завода была скрыта сеткой с нашитой на нее разного цвета и формы мешковиной. С вышки, что была на заводе, открывалась панорама обширного луга, поросшего цветами и мелким кустарником. За этим мирным пейзажем скрывались от глаз врага огромные штабеля песка, гравия, склады и механизмы.

Долго думали мы, как выстроить одну из огневых точек. Место для нее было выбрано на фоне нового светлого здания в зоне постоянных обстрелов. Один из войсковых разведчиков сказал, что на закате ясного дня лучи солнца, отражаясь от стен и окон здания, слепят противника, и вся прилегающая к зданию местность становится для него невидимой. Этим и воспользовались строители рубежа.

Предварительно ближайшие к объекту участки дорог в открытых местах были замаскированы вертикальными и горизонтальными масками. В знойный июльский день рабочие небольшими группами пробрались к зданию и начали готовить объект к бетонированию. Все волновались, как бы не набежали тучи, тогда работа будет сорвана. Но вот солнце склонилось к горизонту, и яркие лучи ударили в окна и на стены дома. Быстро стали подходить одна за другой машины с бетоном. Не производя лишнего шума, люди работали изо всех сил, и объект к утру был закончен.

Другое, ровное, как стол, место. Кое-где торчат черные кирпичные трубы — деревянные дома сгорели. Здесь одна из целей артиллерии противника — бывшая котельная с каменной 12-метровой трубой, отличный ориентир для обстрелов. А по схеме вблизи котельной должна быть построена железобетонная огневая точка. И снова выручила смекалка: решили во время очередного обстрела взорвать трубу. В назначенный день, как только снаряды стали рваться рядом с котельной, раздался взрыв, труба рухнула и вместе с котельной превратилась в груду обломков. Немедленно вокруг них возвели забор, раскрашенный под развалины. Обстрелы котельной прекратились. Именно это и требовалось нам! Огневая точка была сооружена в короткий срок. Теперь уже она не давала гитлеровцам поднять головы из окопов.

Некоторые объекты "Ижоры" строились непосредственно в существовавших зданиях, которые в таких случаях служили постоянной маскировкой объекта. Открытые участки дорог, ведших к этому зданию, маскировались вертикальными и горизонтальными масками и экранами. Подача материалов происходила с тыловой части здания; люди, работавшие в нем, были невидимы для противника. Частью общих строительных работ было устройство различных ложных объектов.

Непрерывным потоком шли к "Ижоре" грузовики с бетоном. Работа не прекращалась круглые сутки. В среднем ежесуточно бетонировалось 3-4 объекта общим объемом до 600 кубометров, и это количество бетона требовалось перебросить на расстояние от 4 до 20 километров. Нельзя было допускать скопления автомашин. На объекты, наиболее близкие к переднему краю врага, грузовики выпускались с завода со значительными интервалами. В среднем, при нормальной обстановке, автомашины отправлялись в рейс с интервалами 10-15 минут. В подобных условиях автотранспорт должен был работать предельно четко. Немалая заслуга в этом принадлежала технику-лейтенанту М. Лурье, ведавшему транспортными средствами стройки.

Днем и ночью не прекращались работы на объектах, нельзя было терять ни одной минуты. График работ был исключительно жестким. Ночью энергию для освещения участков давали передвижные электростанции, за их работу отвечал инженер-майор В. Константинов.

Лампочки синего света были скрыты в глубоких колпачках рефлекторов, не рассеивавших свет. Чтобы не выдать места работ звуком, в отдалении от объектов размещали ложные источники шумов.

На эстакаде устанавливались слабые фонари, обозначавшие ее контуры, чтобы шоферы могли ориентироваться при въезде на эстакаду. На особо сложных участках, где нельзя было применить освещение, шоферы заранее, днем, изучали подъезды к объектам.

Обмануть врага, не позволить ему раньше времени обнаружить новый железобетонный рубеж, предельно снизить потери среди наших строителей – в решении этих первостепенных вопросов нам помог метод скоростного строительства. Самые жесткие графики выполнялись досрочно. Сроки строительства железобетонных огневых точек были сокращены на 60 процентов... И в тяжелейших условиях постоянных обстрелов, работая буквально под носом у врага, строители за все время работ потеряли убитыми и ранеными всего лишь около 30 человек.

Коллективы военных строителей и труженики города Ленина с честью и в назначенный срок выполнили приказ командования Ленинградского фронта. Они создали долговременный оборонительный рубеж "Ижора", непреодолимый для врага. Рубеж был занят частями 42-й армии.

  

  П. С. Носов, полковник-инженер в отставке     

***

 

У начальника инженерных войск 42-й армии полковника Н. Кирчевского и генерала Б. Бычевского возникла идея создания на второй полосе обороны южного обвода города долговременного железобетонного пояса с совершенным вооружением, что позволило бы усилить стрелковые дивизии для подготовки и использования в будущих наступательных операциях. Проект был поддержан командованием фронта и утвержден Ставкой.

Рубеж "Ижора" охватил полукольцом все южное направление фронта от села Рыбацкое на Неве через станцию Обухово, Среднюю Рогатку и Автово до Угольной гавани. Тогда здесь не было жилых кварталов, это была открытая противнику южная окраина города.
Строительство рубежа "Ижора", состоявшего из 108 артиллерийских и пулеметных сооружений, было осуществлено в небывало короткий срок и было подвигом военных строителей Ленинградского фронта.

Рекогносцировочная группа, в состав которой входили инженеры-фортификаторы Л. Баршай, А. Квитницкий, С. Гуров, В. Мясников, А. Иванов и я, в течение недели произвела посадку всех сооружений, определила источники электроснабжения, водоснабжения и связи. Технический отдел управления оборонительного строительства во главе с опытными проектировщиками З. Брауде и В. Липецким в кратчайший срок разработал проекты малогабаритных пулеметных и артиллерийских дотов, полукапониров и уникальных для того времени артиллерийских сооружений с вращающейся башней танка КВ. Во главе строительства был поставлен специалист в области долговременных фортсооружений полковник Ф. Грачёв.

Мы скрупулезно проверяли качество работ и могли дать только отличные оценки монтажу, выполненному руками военных строителей – женщин с миллиметровой точностью.

После бетонирования работы велись по совмещенному графику. В монтаже инженерного оборудования мы принимали самое непосредственное участие. Так, инженер-электрик В. Мясников решал все вопросы электроснабжения, И. Жуков занимался сантехническим оборудованием, инженеры технического отдела А. Иванов и К. Варсобин контролировали вопросы водоснабжения и маскировки. В течение шести месяцев (с мая по октябрь 1943 года) железобетонные доты были не только построены, но и вооружены артиллерийскими и пулеметными установками, в них было смонтировано все санитарно-техническое оборудование, системы охлаждения, водоснабжения, отопления и вентиляции с фильтровентиляционными установками. Была смонтирована оптика; все сооружения и район в целом электрифицированы и обеспечены связью.

Огромная работа завершилась успешно, рубеж "Ижора" с высокой оценкой был принят комиссией под председательством командующего артиллерией 42-й армии генерала М. Михалкина и занят артиллерийско-пулеметными батальонами 79-го и 14-го укрепленных районов.

  

Г. Н. Захарьин, полковник-инженер в отставке     

***

 

Велик вклад стройармейцев в дело победы наших войск под Ленинградом. Выполненные ими боевые задания позволили высвободить для боевых операций несколько дивизий.

Стройармейцами-женщинами был построен укреп-район под кодовым названием "Ижора". Работы велись вручную, днем и ночью, под самым носом у фашистских войск, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем. И построенные женщинами сооружения — обеспеченные сантехникой и водоснабжением, вентиляцией, отоплением, системой охлаждения и надежной телефонной связью доты — были практически неуязвимы для огня противника. Они сохранили жизнь многих тысяч солдат и офицеров, оборонявших Ленинград.

"На объекты от наших казарм мы ходили пешком, — вспоминает командир взвода М. В. Погодина (Сотина), — иногда по восемь километров. Машины с бетоном шли и шли на эстакаду, а мы, не разгибая спин, разгружали его лопатами и утрамбовывали поплотнее. Нужно было работать быстро, чтобы бетон не застывал и машины не задерживались... Весной сорок третьего мы заготавливали фашины для строительства временных дорог. На пути встретилась широко разлившаяся неглубокая речка. Командир приказал перейти ее вброд. Мы плакали, боялись ледяной воды. А приказ есть приказ, и мы пошли — босые, по колено в ледяной воде. Задание было выполнено в срок. И никто не заболел...".

"В 1943 году, — рассказывает бригадир Н. З. Шувалова, — на строительстве "Ижоры" была создана комсомольско-молодежная бригада. В нее вошли 17–19-летние девушки-стройармейцы... Железобетонные точки строили под огнем. Работали дружно и на совесть, с раннего утра до позднего вечера. В роту приходили усталые, чуть живые. Но в свободную минуту часто запевали песни. Лучшими членами бригады были Саша Додонова, Ната Миронова, Маша Погодина...".

"В августе 1943 года, — вспоминает бывший нормировщик роты В. И. Доронкина (Фарбьяш), — нам поручили обсыпать и замаскировать оборонительные сооружения рубежа "Ижора". Огромные доты обсыпали песком, который подносили на носилках или перекидывали лопатами, — механизации никакой не было, а песка требовалось много. Работали мы в районе Красненького кладбища, почти на переднем крае обороны. Когда мы насыпали грунт внизу, фашисты вели свой обычный артиллерийский огонь по площадям, но как только мы дошли до верхней части дота и оказались на виду у врага, фашисты стали вести прицельный обстрел. Сначала мы прятались в щели или в дот, потом научились узнавать по звуку летящего снаряда, куда он упадет, и работали спокойно. Но вот слышим: снаряд должен упасть близко... Быстро прячемся; немцы прекращают огонь. Снова начинаем работать — и снова летят снаряды. И так весь день. К счастью, за все время ни разу не было прямого попадания, только однажды снаряд упал рядом с нами, но не разорвался. Вскоре немцы, наверное, поняли, что их стрельба неэффективна, и начали обстреливать нас шрапнелью. Стало еще опаснее, но работы были закончены в срок".

  

Н. Ф. Филиппов, полковник-инженер запаса     

***

 

В 1941 году фашистским войскам, несмотря на отчаянные усилия, не удалось овладеть Ленинградом, они вынуждены были перейти к обороне. Враг надеялся, что защитники города, испытавшие все ужасы блокады, острую нехватку продовольствия, оружия, боеприпасов, потеряют способность сопротивляться и Ленинград падет к ногам победителей. Захват его планировался в 1942 году.

А между тем фашистские войска непрерывно и методично разрушали наши оборонительные сооружения, построенные в спешном порядке осенью 1941 года. Эти сооружения в основном были дерево-земляными, за зиму их состояние заметно ухудшилось. Весной 1942 года со всей остротой встал вопрос о восстановлении разрушенных и возведении новых оборонительных сооружений с тем, чтобы превратить Ленинград в неприступную крепость.

 

Но как выполнить колоссальный объем работ, если инженерных войск осталось совсем мало? В первую блокадную зиму эти войска понесли значительные потери личного состава. Ведь им приходилось под огнем противника совершенствовать оборонительные рубежи, создавать так называемый «броневой пояс» Ленинграда, устанавливать минные поля и т. д. И в наступлении они всегда были впереди, устраивая проходы в минных полях, а при отступлении отходили последними, устанавливая минные и другие заграждения. Не было надежды на переброску инженерных войск в Ленинград с других фронтов; там тоже сложилась трудная обстановка.

Выход оставался один — формировать инженерные части из девушек и женщин блокадного города. 2 июня 1942 года исполком Ленгорсовета в соответствии с решением Военного совета фронта обязал районные Советы депутатов трудящихся провести соответствующую мобилизацию. Надо сказать, что создание таких частей прошло организованно и быстро. Ленинградские женщины — работницы фабрик и заводов, учащаяся молодежь, домохозяйки — с готовностью, с глубоким пониманием долга вступили в ряды активных защитников города. Истощенные и ослабевшие за блокадную зиму, они были сильны духом, горели ненавистью к врагу, желанием помочь родной Советской Армии быстрее разгромить фашистов.

Из трудармейцев-добровольцев были сформированы военно-строительные колонны №№ 179—182, входившие в состав 8-го Управления военно-полевого строительства Ленинградского фронта, которое 1 октября 1942 года было переформировано в Управление оборонительного строительства № 29.

На основании постановления Государственного Комитета Обороны и приказа Народного Комиссариата Обороны от 9 октября 1942 года личный состав строительных колонн был переведен на положение состоящих в рядах Советской Армии и оформлен через райвоенкоматы. При этом свыше 15 тысяч ленинградских женщин влились в ряды инженерных войск Ленфронта. Из них позднее были сформированы военно-строительные отряды (ВСО).

Если на других фронтах некадровые формирования инженерных войск, укомплектованные мужчинами старших возрастов, обеспечивались продовольствием и обмундированием по обычным армейским нормам, то в Ленинграде бойцы женских военно-строительных отрядов не получали армейского довольствия. Они одевались в свою рабочую одежду, кто во что мог, а продовольствием обеспечивались по первой рабочей категории с увеличением нормы отпуска хлеба на 100 граммов. Вместо красноармейской книжки стройармейцам выдавались соответствующие удостоверения.

Стройармейцы жили на казарменном положении, строго соблюдали воинскую дисциплину. Для обучения их инженерному делу были направлены лучшие инженеры-фортификаторы. Костяком командирских кадров для этих женских формирований были военные инженеры пограничного строительства, такие как Ф. М. Грачёв, М. М. Литвинов, Л. А. Хохлов, И. П. Петухов, В. А. Бутковский и многие другие.

Важной особенностью женских стройармейских формирований по сравнению с кадровыми частями была малочисленность командного состава. Рота в 300 человек имела всего двух офицеров: командира и его заместителя — инженера-фортификатора. Командиры взводов и отделений назначались из лучших стройармейцев.

Все виды работ по оборонительному строительству, а также по ремонту и строительству дорог и даже по разминированию, учитывались и рассчитывались нормировщиками. За выполненную работу стройармейцам выдавали зарплату, вычитая деньги за питание.

В течение 1942—1943 гг. стройармейцы успешно выполняли задания командования по превращению Ленинграда в неприступную крепость. Они научились строить самые разнообразные инженерно-фортификационные сооружения: доты, дзоты, убежища, огневые точки для пушек, минометов, ПТР, связанные между собою ходами сообщения и траншеями. Траншеи имели козырьки от минных осколков, бойницы и ниши. Земляные стены укреплялись лесоматериалом. Как правило, все фортосооружения обеспечивались хорошей маскировкой.

Помимо строительства и совершенствования оборонительных рубежей стройармейцы выполняли работы по заготовке леса для переправ и мостов, прокладывали и строили дороги для наших войск, заготавливали фашины. Только для нужд 67-й армии было выдано 250 тысяч фашин, которые использовались при строительстве дорог, окопов, артиллерийских позиций.

В 1944 году, в период решающего наступления войск Ленинградского фронта, части и подразделения стройармейцев продвигались вслед за нашими частями. В их задачу входило инженерное обеспечение наступающих войск — строительство и ремонт дорог, мостов, переправ, подготовка рубежей для закрепления войск, а также разминирование минных полей, дорог, зданий и других сооружений, ремонт и укомплектование переправочных средств и т. д.

Некоторые военно-строительные отряды (127-й, 128-й, 131-й) принимали участие в восстановлении Октябрьской железной дороги и гидротехнических сооружений Волховстроя.

Об объеме работ, выполненных стройармейцами, можно судить по такому примеру. Только в 1943 году они уложили 23225 кубометров бетона. Основная часть его использовалась для строительства железобетонного рубежа «Ижора» в полосе обороны 42-й армии от Петрославянки через Пулково до Автова, протяженностью около 25 километров. Этот рубеж был оснащен 108 дотами из монолитного железобетона. Возведенные здесь ранее оборонительные сооружения дополняли основную систему и усиливали плотность огня. Оборона эшелонировалась в глубину.

На строительстве «Ижора» впервые удачно проведены опыты установки артсистем в сооружения до их бетонирования. Они доставлялись уже смонтированными и отлаженными на заводах. Работами по строительству этого долговременного укрепрайона руководили опытные военные инженеры-фортификаторы, которых возглавлял Ф. М. Грачёв, ныне генерал-лейтенант-инженер в отставке.

В книге «Город-фронт» бывший заместитель командующего Ленфронтом по инженерным войскам генерал- лейтенант Б. И. Бычевский пишет:

«Говоров и Кузнецов частенько бывали на строительстве. Как-то и я поехал вместе с ними. Мы остановились у одного из котлованов. Из него вылезла молодая женщина.

— Бригадир Головлева,— доложила она. — На объекте работа ведется по графику. Двадцать шесть плотников. Боевых потерь нет. Огневая обстановка нормальная...

— Все женщины плотники? — удивился Говоров.

— Плотники, товарищ командующий...

— А котлованы кто отрывал?

— Мы.

— А кто бетонировать будет?

— Мы, товарищ командующий, — улыбнулась Головлева...

— Выходит, вы совсем обходитесь без мужчин? — пошутил Кузнецов.

— Ничего не поделаешь. Война. Приходится...»

Доты «Ижоры» были герметизированы и обеспечены сантехникой, водоснабжением, вентиляцией, отоплением, системой охлаждения и надежной телефонной связью. Практически они были неуязвимы и сохранили жизнь многих тысяч защитников Ленинграда. Железобетонный рубеж «Ижора» позволил командованию маневрировать войсками, надежно удерживать оборону со значительно меньшим количеством войск.

О том, в каких условиях трудились бойцы стройотрядов, бывший командир взвода М. Погодина (Сотина) рассказывает: «На объекты от наших казарм мы ходили пешком до 8 километров в один конец. Машины с бетоном шли и шли на эстакаду, а мы, не разгибая спин, разгружали машины с бетоном, утрамбовывали его в доты; работали близ Пулково под частым обстрелом фашистов. Нужно было работать быстро, чтобы бетон не застывал и машины не задерживались...»

Бывший стройармеец К. Усачева вспоминает: «Мы работали на центральном бетонном заводе, обеспечивавшем бетоном все объекты строительства «Ижора». Непрерывным потоком шли автомашины с бетоном от нашего завода к объектам «Ижоры». Работали по 12—16 часов в сутки. В казарму после работы приходили усталые, чуть живые. Как только ложились на нары, тут же засыпали...»

Заметим, что централизация изготовления и доставки бетона была осуществлена по предложению начальника строительства Ф. М. Грачёва. Это мероприятие ускорило темпы работ, повысило качество бетона. Гибкая и жесткая арматура, закладные части и опалубка, изготовлялись в центральных мастерских — «Цемас», на объекты все эти изделия доставлялись автотранспортом.

Все эти работы не могли пройти мимо внимания противника. Каждый раз, заметив в нашей полосе обороны движение, фашисты открывали огонь по замеченной цели. Вот почему работы велись скрытно, с максимальной степенью маскировки.

Бывшая старшина роты А. Быкова вспоминает: «Мы строили днем и ночью железобетонные доты под самым носом фашистских войск, при частых обстрелах. Но наши объекты строительства и пути подъезда к ним были весьма умело замаскированы маскировочными сетями и другими маскировочными средствами. Нас одевали в маскировочную рабочую одежду и при маскировке объектов мы были совершенно незаметны противнику. Ночью на объектах горели лампочки синего цвета, скрытые в абажурах. Свет не рассеивался, Стройармейцы, одетые в темную одежду, были незаметны...»

В ознаменование разгрома фашистских захватчиков под Ленинградом на площади Победы сооружен мемориальный ансамбль «Защитникам Ленинграда». В него включены два дота «Ижоры», построенные еще в 1943 году на развилке Московского и Киевского шоссе. Они органически вписались в мемориал и по праву считаются памятником героическим женщинам-стройармейцам.

  

Н. Ф. Филиппов, доцент, подполковник-инженер в отставке   

***

 

Журнал боевых действий 585 ОИБ

(сайт "Память народа")

 

 

Строительство железобетонных ДОТ на рубеже обороны 42 армии *

 

К строительству железобетонных ДОТ'ов на рубеже обороны, занимаемом 42 армией батальон приступил 13 мая 1943 года. Первоначально одной из рот / 2 рота / было поручено построить пулеметный ДОТ с убежищем № 72 при чем постройка железобетонного ДОТа ставила целью ознакомить личный состав и в особенности командный состав со всеми циклами работ по сооружению ДОТ.

 

Все работы по сооружению ДОТ выполняемые батальоном подразделялись на 4 цикла.

 

I

Разбивка и посадка ДОТ, маскировка стройплощадки, отрывка котлована.

 

II

Бутовая кладка шпоры и устройство подготовки. Укладка наружной обвязки, армирование фундамента и установка железо-бетонных свай.

III

Установка каркаса, опалубка и подготовка закладных частей.

 

IV

Арматурные работы, устройство эстакады.

 

На все 4 цикла предусматривалось затратить по нормам 250-300 ч/дней.

 

5 цикл бетонирование выполнялся УВПС причем приготовление бетона производилось на центральном бетонном заводе, откуда он развозился па автомашинах по объектам.

 

На постройку ДОТ № 72 было затрачено не 300 ч/дней, а около 500 ч/дней, что составляет перерасход в рабсиле около 60%. Это объясняется в первую очередь тем, что сооружение ДОТ ранее батальоном не производилось, ни бойцы, ни командный состав не имели опыта ж.б. строительства. За исключением земляных работ, все остальные виды работ были новыми незнакомыми бойцам, и последние в процессе работ обучались опалубным и арматурным работам. Естественно, что при таких условиях т.е. при отсутствии квалифицированных специалистов и требовании выполнения работ хорошего качества, работы протекали медленно. Строительство ДОТ№ 72 явилось школой, в которой бойцы и командиры усвоили все циклы работ и приобрели практические навыки в строительстве подобного рода мощных фортификационных сооружений.

 

Одновременно со строительством ДОТ № 72 батальоном были проделаны большие работы по оборудованию ЦЕМАСС к пуску бетонного завода.

1

Была проведена узкоколейная ж.д от Московского шоссе к бетонному заводу для подвозки инертных материалов протяжением в.....м.

2

Была выделена бригада лучших плотников для оборудования и подготовки к пуску бетонного завода.

 

3

Другая бригада плотников производила заготовку каркасов на все объекты стр-ва «Ижора».

 

4

На заводе установлены ЖЭС обслуживающая бетонный завод и обслуживаемая мл. командирами и бойцами б-на.

5

На ЦЕМАССе  в продолжение всего периода строительства работали 2 сварщика выделенные батальоном. По окончании стр-ва ДОТ № 72, той же 2 роте было дано задание построить АДОТ № 58 частично, использовав при этом существующее здание, это последнее обстоятельство несколько усложнило работу, но в целом организация работ и последовательность циклов остались прежними и личный состав роты смог более глубоко усвоить и закрепить навыки, полученные им на стр-ве ДОТ № 72. Работа была выполнена в самый короткий срок в течение 10 дней и сдана комиссии с оценкой "хорошо".

 

В первых числах Июля м-ца по приказанию Нач-ка Инженерных войск 42А полковника Кирчевского батальону были переданы для сооружения еще 7 ДОТов, первый цикл на которых был сделан силами самого отсталого /в то время/ 370-го уч-ка УВСР.

 

Требовалось построить:

 

АДОТ-КВ  – 1 сооруж  № 230

АДОТ      –  3    ‾″‾      №№ 239, 241, 263

ПДОТ-2   –  1    ‾″‾      № 248

ПДОТ-1   –  2    ‾″‾      № 223, 252

 

Выполненный на этих объектах первый цикл работ не облегчил, а наоборот усложнил работу б-на, т.к. неукрепленные стены котлованов оползали, котлованы были залиты до краев водой и это требовало значительной затраты рабсилы для их крепления.

 

Срок для производства работ по этим 7 сооружениям был дан максимально жесткий – 10 дней.

 

4 Июля предполагалось приступить к подготовит. работам, а 15 Июля 43г. все семь объектов должны были быть приняты комиссией.

 

Эту сложную работу опять возглавила 2-я рота / командир роты ст. л-нт Бунин /. Но для выполнения этой работы одной роты, да еще в далеко не полном составе, было недостаточно, тем более, что все инертные материалы – камень, щебень, гравий, песок – изыскивались и заготавливались на месте силами этой же роты. Ежедневно выделяемые уч-ком стройармейцы-женщины в количестве 50-70 чел. были использованы на маскировочных и погрузо-разгрузочных работах. Поэтому командованию батальона было разрешено снять с дорожных работ 1-ю и 3-ю  роты, которые и приступили к работе 8 Июля 1943

 

 

Награждение орденами и медалями Союза ССР

 

От имени Президиума Верховного Совета ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом доблесть и мужество Военный Совет армии наградил:

 

Орденом Отечественной войны 2 степени

 

1. Инженер-капитана Шевелева Анатолия Яковлевича

 

Орденом Красной Звезды

 

1. Старшего лейтенанта Бунина Григория Борисовича

2. Капитана Животенко Николая Арсентьевича

3. Капитана Иванова Константина Семеновича

4. Майора ветеринарной службы Ивашова Федора Дмитриевича

 

Медалью „За отвагу“

 

1. Ефрейтора Волкова Александра Викторовича

2. Ефрейтора Высоких Алексея Ивановича

3. Красноармейца Егорова Николая Ивановича

 

Медалью „За боевые заслуги“

 

1. Старшего сержанта Тихомирова Федора Васильевича

2. Старшего лейтенанта Хромова Григория Матвеевича

 

 

Роте ст. лейтенанта БУНИНА была поставлена задача – в течение 10 дней подготовить к бетонированию шесть железо-бетонных ДОТ.

На этом строительстве рота тов. Бунина проявила образцы трудового героизма, самоотверженной работы и дисциплинированности. Несмотря на трудности бойцы и командиры выполняли поставленную задачу, работая по 1,5-2 суток без отдыха. Вся рота работала с исключительным подъемом, сплочением, организованно отдавая работе все свои силы и знания. Бойцы не владевшие раньше специальностями арматурщика, плотника, бетонщика – овладели ими и стали систематически перевыполнять задания, добиваясь отличного их выполнения. Задача была выполнена в рекордно короткий срок. Шесть мощных жел.бет. ДОТ за десять дней были подготовлены под бетонирование. Эти успехи роты – результат инициативного, самоотверженного, умелого руководства ее командира, ст. лейтенанта БУНИНА.

 

НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ  КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

 

 

Весь личный состав вновь прибывших рот был ознакомлен с характером работ и графиком их производства.

Работа была организована таким образом, что на каждый объект, помимо ответственного за объект среднего командира, был выделен 1 младший командир из 2-й роты, имевший опыт стр-ва ДОТ №№ 58, 72.

Бойцы других подразделений, все, учились новым для них профессиям, под руководством такого сержанта-инструктора.

 

При одновременном строительстве нескольких объектов с одинаковыми видами работ наиболее рациональным было бы создание узко специализированных бригад т.е. метод при котором одна бригада выполняет строго определенный вид работ /или цикл/.

 

Например бригада выполняющая только установку закладных частей, бригада опалубщиков, бригада арматурщиков и т.д. Но в то же время при наличии такого исключительно жесткого срока окончания работ, такой поточный метод не позволял бы вести работу полным ходом, одновременно на всех объектах  и потребовало-бы исключительно четкого снабжения материалами.

 

Кроме того выполнение одной бригадой всех циклов работ на объекте позволило всему составу хорошо усвоить организацию и очередность работ, что безусловно положительно отразилось впоследствии.

 

В силу вышеуказанных мотивов, работа велась одновременно на всех объектах круглые сутки- т.к. только такой темп работы мог обеспечить своевременное их окончание.

 

Благодаря самоотверженной работе всего личного состава б-на и особенности командиров рот – капитана Животенко и ст. лейтенанта Бунина, возглавлявших работу – все 7 объектов  были готовы к 15 июля 1943 г если не считать некоторых переделок происшедших ввиду отсутствия в центральных мастерских некоторых закладных частей. Необходимо отметить что отсутствие материалов не позволило закончить работу раньше срока.

 

По окончании работ на семи объектах батальон получил новое задание. Нужно было построить еще 5 ДОТов из них

 

АДОТ-КВ  – 3 сооруж  №№ 18, 43,266

АПК         – 3    ‾″‾      № 16А

АДОТ       – 1    ‾″‾      № 14

 

 

На строительстве 4-х железо-бетонных ДОТ капитан ЖИВОТЕНКО прекрасно организовал работу, внес ряд ценных предложений, детально вникал во все вопросы строительства и лично обучая бойцов, добился того, что рота не имевшая никакого опыта в строительстве подобного рода сооружений в исключительно короткий срок 10 дней закончила сооружение 4-х жел.бет. ДОТ. ДОТы построенные ротой капитана ЖИВОТЕНКО принимались комиссией без исправлений с высокой оценкой выполненных работ.

 

Всех этих успехов рота добилась благодаря высокой личной храбрости, дисциплинированности и умения командира роты капитана ЖИВОТЕНКО.

 

За отличное выполнение заданий по строительству оборонительных сооружений, имеет ряд поощрений.

 

НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА“.

 

Сроки были еще более жесткие, но зато уже весь личный состав имел, правда, небольшой еще, опыт железобетонного стр-ва. Была улучшена организация труда, переукомплектованы бригады, учтены все ошибки, допущенные в прошлом и это обеспечило выполнение и этого задания в срок и хорошего качества.

 

Ранее самый отсталый 370 уч-к УВСР сравнялся с передовым 369 участком. Следует отметить, что технического надзора со стороны работников 37 УВСР было явно недостаточно, что приводило подчас к переделкам и ненужным затратам рабсилы и материалов.

 

Так например, объект  № 266 доведенный уч-ком до 4 цикла был посажен неверно. Подготовка сделана недоброкачественно без изоляции, каркас установлен неверно – все это пришлось батальону переделывать.

 

По окончании работ по ДОТ''ам №№ 14, 16а, 18, 43, 230, 239, 241, 248, 223, 252, 263, 266, батальону было дано задание по постройке земляной плотины в р-не Кирпичного з-да на р. Черная, что так-же входило в общую схему создания оборонительного пояса. Общий объем земляных работ на стр-ве плотины составили 1350 м³. не считая одерновки и устройства водоспускного устройства.

 

 

Награждение орденами и медалями Союза ССР

 

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Военный совет армии наградил:

 

Орденом Красной Звезды

 

1.Старшего лейтенанта административной службы Глебова Александра Никитича

2. Техника-лейтенанта Суханову Ольгу Сергеевну

 

Медалью „За боевые заслуги“

 

1. Сержанта Груздева Михаила Ильича

2. Красноармейца Дмитриева Михаила Степановича

3. Сержанта  Ерофеева Петра Васильевича

4. Красноармейца Журенкову Анастасию Тимофеевну

5. Красноармейца Лаврухину Лидию Ивановну

6. Красноармейца Ларина Александра Георгиевича

7. Красноармейца Локоткова Сергея Максимовича

8. Красноармейца Мамлеева Агзам Хайрнабовича

9. Старшего сержанта Нагорного Алексея Константиновича

10. Старшего сержанта Нарцева Аристарха Аристарховича

11. Старшего сержанта Россинского Михаила Семеновича

12. Красноармейца Семкина Ивана Ванифатовича

13. Старшего сержанта Токарева  Дмитрия Николаевича

14. Краснорамейца Тув Израиля Ароновича

15. Младшего сержанта Фонина Михаила Андреевича

16. Красноармейца Чиканова Валерия Алексеевича

 

 

Кроме стр-ва железобетонных ДОТ'ов на 370 уч-ке УВСР батальон закончил стр-во 9 ДОТ'ов, доведенных уч-ком до 4-го цикла. По окончании этого задания подразделения батальона оборудовали дворики на 35 ДОТ'ах и устанавливали колодцы.

 

1. Самоотверженно работая с 13 Мая по 3 Сентября 1943 г. на стр-ве мощных ж.б. ДОТ'ов личный состав батальона хорошо ознакомился и усвоил все виды работ, связанные с сооружение ж/б ДОТ.

 

2. Командный состав научился правильно расстанавливать рабсилу, хорошо организовать работу, добиваясь при этом хорошего и отличного качества работ.

 

3. Рядовой состав научился практически выполнять опалубные, каменные и арматурные работы, до того времени ему неизвестные. Выполнять работу хорошего качества с высокими показателями производит. труда. Так например на опалубных работах, производительность труда достигала 130-160%, на арматурных 130%

 

4. Следует понимать, что поточный метод при одновременном стр-ве нескольких ДОТ является наиболее рациональным, обеспечивающим высокую производительность труда и хорошее качество работ.

 

5. При стр-ве объектов следует избегать изменений проектов в процессе работ так как это приводит к снижению темпов строительства и неоправданным затратам рабсилы и материалов.

 

 

 

Награждение орденами и медалями Союза ССР

  

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Военный Совет армии наградил

 

Орденом Отечественной войны 2-й степени

 

1 Капитана Забалдина Глеба Ивановича

 

Орденом Красной Звезды

 

1. Капитана Акименко  Леонида Лазаревича

2. Сержанта Аладышева  Василия Ивановича

3. Капитана  Веселова Николая Сергеевича

4. Майора Елисеева  Леонида Николаевича

5. Лейтенанта Зенчик Михаила Андреевича

6. Майора Зубкова Ивана Николаевича

7. Капитана интендантской службы Иванова Сергея Васильевича

8. Майора Колесень Аркадия Матвеевича

9. Капитана Колотова  Евгения Исаевича

10. Майора Кривчикова Николая Иванвича

11. Капитана Кузьмина Григория Михайловича

12. Сержанта  Кузьмина  Константина Ивановича

13. Капитана Ларина Антона Григорьевича

14. Старшего лейтенанта Миненкова Василия Ивановича

15. Майора Никоненко Ивана Дмитриевича

16. Майора Попова Владимира Андреевича

17. Майора Рассадина Ивана Федоровича

18. Сержанта Снеткова Ивана Афанасьевича

19. Майора Чаленко Василия Пахомовича

20. Майора Чепеленко Гавриила Лаврентьевича

 

Медалью „За отвагу“

 

1. Сержанта Коносова Дмитрия Семеновича

2. Лейтенанта Кунаковского Петра Ивановича

3. Старшего сержанта Султаева Мансур Султаевича

4. Старшего сержанта Чеснокова Василия Емельяновича

 

Медалью „За боевые заслуги“

 

1. Младшего сержанта Алексеева Степана Георгиевича

2. Старшего сержанта Вищепанова Владимира Николаевича

3. Капитана Иванова Ивана Ильича

4. Сержанта Кишкан Петра Николаевича

5. Капитана интендантской службы Мовшевич Максима Натановича

6. Старшего лейтенанта интендантской службы Перова Владимира Васильевича

7. Капитана Савельева Владимира Гавриловича

8. Старшего техника-лейтенанта Тайп Израиля Львовича

9 Красноармейца Шакирова Кавы Кадировича

10. Старшего сержанта Ярема Ефима Кирилловича

 

 

За отличное выполнение задания по строительству ДОТ

награждены:

 

Орденом Красная Звезда

 

1. Ст. Лейтенант Бунин ГБ.

2. Капитан Животенко НА

3. лейтенант Ушкалов ВМ.

 

 

Медалью За боевые заслуги

 

1. Ст сержант Тихомиров

2. Ст сержант Груздев

3. Ст сержант Кудрявцев

4. Ст. сержант Анисимов

5. сержант Сизоненко

6. старшина Журавлев

7. рядовой Семкин

8. рядовой Бодров

9. рядовой Шакиров

10. рядовой Иванов И.М.

  

 

 

 

 

 

 

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

  

***

 

В рамках постановки на государственный учёт фортификационных сооружений Санкт-Петербурга эксперты из КГИОП посетили ЦАМО и нашли часть документов (документы по рубежу "Ижора" были рассекречены только в июле 2013 года).

Всего было построено огневых точек (ОТ) – 116 шт., из них:

долговременных огневых точек (ДОТ) – 90 шт. (в том числе с башнями от танка КВ-1 (ДОТ-КВ) – 10 шт.);

броневых огневых точек (БОТ) – 20 шт. (в том числе с башнями от танка КВ-1 (БОТ-КВ) – 1 шт.);

дерево-земляных огневых точек (ДЗОТ) – 6 шт.

К настоящему времени выявлено 48 сохранившихся долговременных огневых точек рубежа "Ижора". Еще 8 мест не достаточно обследованы и возможно фортификационные сооружения будут обнаружены. Исследования этих мест планируются.

  

 

оборонительный рубеж Ижора карта

 

оборонительный рубеж Ижора карта

 

оборонительный рубеж Ижора схема

 

рубеж "Ижора" схема

 

карта схема рубежа Ижора

 

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Увеличить

 

Фрагменты карты расположения некоторых огневых точек оборонительного рубежа "Ижора"

   

На столько качественными оказались сооружения оборонительного рубежа, что в мирное время строители столкнулись с серьёзными проблемами при их демонтаже. Известны прецеденты, когда рядом с долговременной огневой точкой откапывали котлован и зарывали туда всё сооружение целиком. Отчасти, по причине сложности демонтажа, отчасти по иным причинам, но значительное количество ДОТов – долговременных огневых точек сохранилось до нашего времени.

Казалось бы, вот они – памятники Великой Победы, монументы, олицетворяющие подвиг Народа – Героя! Не только военные годы пережили они, но и гораздо более продолжительный мирный период. Учитывая то, что эти сооружения строились у переднего края обороны Ленинграда, в нынешних "спальных" районах, где зачастую не сохранилось никаких иных свидетельств военного лихолетья, именно эти сооружения следует рассматривать, как памятники несгибаемой воли и великого подвига ленинградцев, так никогда и не допустивших врага в свой город. Так должно быть!

 

Каталог петербургских сайтов Санкт-Петербургский рейтинг        Рейтинг@Mail.ru Анализ содержимого сайта

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2017