Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Волковка, которой нет

 

 

До сооружения Волковского канала Шушарский ручей впадал в Волковку (Чёрную речку) у её излучины. После слияния с ручьём, Волковка поворачивала на северо-запад и, проходя через несколько не больших естественных и вырытых водоёмов, приближалась к железной дороге и шла вдоль путей до современного Дунайского проспекта. Далее она уходила на другую (западную) сторону железной дороги, шла параллельно путям, и возвращалась на сторону нынешнего Фрунзенского района чуть севернее современной улицы Орджоникидзе и южнее нынешней платформы Проспект Славы. При строительстве Царскосельской железной дороги были сооружены три моста через реку. Третий мост существует и ныне. Два же других со временем потеряли востребованность, и были засыпаны. Расположение одного из этих мостов и ныне вполне различимо. Далее река протекала на восток,  мимо деревни Купчино.

 

Место слияния Шушарского ручья и Чёрной речки южнее нынешней Балканской площади
Фрагмент карты окрестностей С.-Петербурга 1909 г.

 

 

 

   

Выкопанные пруды близ места впадения Шушарского ручья в Волковский канал

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Пруд, ранее он был соединён с Волковкой

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Заболоченная местность

Ранее здесь протекала река

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Ранее здесь протекала река

Вид на север (ж.д. – слева)

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

   

Родное русло реки Волковки (Чёрной речки) у нынешней станции метро "Купчино" проходило вблизи железнодорожного полотна, восточнее его. При сооружении станции метро через реку были переброшены два пешеходных моста.

Эта часть реки практически полностью уничтожена: в Московском районе при расширении железнодорожных путей и строительстве гаражей, а во Фрунзенском районе при строительстве торговых павильонов на Балканской площади.

 

Волковка

Волковка у станции метро "Купчино" и железнодорожной платформы Купчино
Фрагмент карты Купчина, склеенной из нескольких частей разных лет           Скачать карту    Скачать все карты

 

Купчино 1985 год

Волковка у станции метро "Купчино" и железнодорожной платформы Купчино
Ф
рагмент схемы Ленинграда 1985 г.

 

 

     

 

Балканская площадь, хорошо видны перила моста через Волковку у станции метро "Купчино"

 

 

Кадры из кинофильма  "Ты у меня одна"  1993 г.,  режиссёр – Дм. Астрахан

 

 

 

     

 

Ранее в этих местах протекала река

 

Вид на север, на Балканскую площадь и станцию метро со стороны границы города

Вид на юг от Дунайского путепровода

Впереди – Дунайский путепровод
Вид на север

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

   

 

     

 

Здесь ранее протекала река, вид на юг, железная дорога – справа

Впереди – Дунайский путепровод, вид на север

Здесь русло Волковки уходило на другую (западную)  сторону железной дороги

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Сохранившиеся остатки русла Волковки западнее железнодорожных путей, путей слева во времена течения здесь реки не существовало

Выпрямленное русло реки вдоль путей со стороны Фрунзенского района

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

Часть Волковского канала, проходящая восточнее железнодорожный путей, от Дунайского проспекта до места чуть севернее улицы Димитрова была сооружена ещё в начале XX века. Эту часть также называют спрямлением русла реки. В то время Волковка на месте нынешнего Дунайского путепровода уходила на западную сторону железнодорожных путей и возвращалась обратно южнее нынешней платформы Проспект Славы. Имелось два железнодорожных моста. Именно между ними, в непосредственной близости от путей и был выкопан канал, выпрямляя таким образом русло реки. Есть предположение, что такое сооружение должно было привести к заболачиванию родного русла реки западнее путей, а вода должна была пойти по пути наименьшего сопротивления – по новому каналу.

 

деревня Купчино

Волковка западнее и восточнее железнодорожных путей          Фрагмент аэрофотоснимка 1941 г.        Увеличить

   

 

     

 

Старый канал у путей, впереди – часть родного русла реки и слияние с прокопанным позднее Волковским каналом

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

   

 

     

 

Бывший железнодорожный мост через Волковку близ деревни Купчино

Остатки родного русла Волковки

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

    

Русло реки Волковки ещё в начале 1970-х годов проходило через всю территорию, которую сейчас называют старым или северным Купчином. Направляясь сначала на северо-восток, а затем меняя направление на северо-западное. Излучина реки находилась недалеко от пересечения проспекта Славы и Софийской улицы, где она сливалась с безымянным ручьём. В 1972 – 1973 годах большая часть русла была засыпана. Старицы (остатки русла реки) можно увидеть на Будапештской улице и в парке Интернационалистов. В начале 1980-х годов ещё существовали пруды на пустыре между Пражской улицей, улицей Турку и проспектом Cлавы. До недавнего времени были ещё прудик во дворе дома 11 по улице Турку и заболоченная местность между Бухарестской улицей, улицей Турку и улицей Белы Куна. Ныне всё это успешно застроено.

 

Река Волковка в Купчине

Река Волковка на территории современного северного Купчина
Наложение карты 1969 г. на спутниковый снимок 2006 г.     Увеличить

 

Река Волковка в Купчино

Волковка у деревни Купчино и вдоль железной дороги      Фрагмент аэрофотоснимка 1939 г.                   Увеличить

 

Волковка в Купчино

Волковка на территории северного Купчина                             Фрагмент спутникового снимка 1966 г.
Скачать снимок всей территории Купчина           Скачать доступные снимки всей территории Ленинграда 1966 г.

 

О месте нахождения русла реки у бывшей деревни Купчино следует сказать особо. Пруд у 325 школы был вырыт уже после засыпки русла реки. Само же русло проходило чуть севернее ныне существующего пруда. При многочисленных попытках наложения топографической карты 1969 года на современный спутниковый снимок получается именно такая картина. Аналогичный результат получается при сравнении современных спутниковых снимков и аэрофотосъёмки начала 1940-х годов.  Всякие сомнения отпали, когда стали доступны спутниковые снимки местности 1966 года. С полной уверенностью можно утверждать, что пруд был выкопан после 1966 года.

 

Волковка у деревни Купчино

Волковка у деревни Купчино и вдоль железной дороги           Фрагмент аэрофотоснимка 1941 г.           Увеличить

 

река Волковка у деревни Купчино

Река Волковка у бывшей деревни Купчино          Фрагмент спутникового снимка 1966 г.                             Увеличить

 

Река Волковка

Волковка у бывшей деревни Купчино     Наложение карты 1969 г. на спутниковый снимок 2008 г.          Увеличить   

 

Ниже представлены воспоминания местного жителя Вячеслава Чурашова: 

"Ныне существующий пруд у 325 школы является частью засыпанного русла Волковки.  Его не засыпали, так как там бьёт холодный ключ. Вода там все время более-менее чистая. Даже если верхний слой летом прогревается, то если нырнуть – вода ледяная, мы купались там в детстве. Сбоку , с западной стороны пруда есть канализационный люк (раньше он был прямо посреди воды, сейчас частично засыпали). Это канализационный сток, иначе там было бы болото. В начале 1980-х годов пруд был гораздо больше. Дом 10 корпус 4 по улице Димитрова (около 205 школы) построен на месте засыпанного в конце 1990-х годов пруда. Я там ловил тритонов. Вероятно, там существует канализационный выход для оттока ключевой воды. Котлован за 205 школой – это тоже остаток русла. Там не было ключей. Его почему-то просто не засыпали. Котлован был шире. Часть его была засыпана в конце 1980-х годов,  перед постройкой дома."

 

Вероятно, во время течения реки, ключи, наполнявшие её, никак на полноводность не влияли. Река была не очень широкой. После засыпки части русла, деятельность ключей привела к значительному расширению отдельных водоёмов и заболачиванию прилегающих территорий. Весьма возможно, что в результате первоначальное место моста через речку могло сместиться южнее.

 

 

     

 

Пруд, вид от дома 10 корпус 4 по улице Димитрова

Пруд, впереди – дом 10 корпус 4 по улице Димитрова

Плакат на берегу пруда

 

 

Полный размер   Фото август 2009 г.

Полный размер   Фото август 2009 г.

Полный размер   Фото август 2009 г.

 

 

 

     

 

Канализационный люк

Здесь находился мост между прудами,   впереди, справа видна школа № 325

В 1980-х годах это была заболоченная местность

 

 

Полный размер   Фото август 2009 г.

Полный размер   Фото август 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

В 1980-х годах это была заболоченная местность

Котлован у дома 14 корпус 2 по ул. Димитрова.  Ныне часть котлована занимает стадион

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

В 1960-х годах на этом месте Будапештская улица заканчивалась. На правом берегу Волковки находилось садоводство. Возможно, эти деревья – единственное, что осталось с тех времён.

 

 

     

 

Плодовые деревья у Будапештской улицы

Вид на восток от Будапештской улицы

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Пруд, остатки реки

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

Пруд у дома 62 по Будапештской улице остаток русла реки. Территория вокруг пруда облагорожена. Высажены деревья, расставлены скамейки. Установлен стенд с описанием пернатых обитателей. Но не обошлось без ошибок. На стенде река почему-то названа Волховкой.

 

 

   

 

Пруд, остаток русла

 

 

Полный размер   Фото август 2015 г.

 

Полный размер   Фото август 2015 г.

 

 

 

     

 

Информационная доска на берегу пруда

Альпийский переулок, здесь находился мост

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

На Бухарестской улице, очевидно, моста не было. Не было здесь и улицы. Заканчивалась она у проспекта Славы или, вернее, с окончанием трамвайных путей, ведущих на трамвайную станцию. На правом берегу реки находились садовые участки, которые частично сохранялись до начала 1980-х годов. После засыпки реки образовалась цепь прудов, которые сейчас составляют часть парка Интернационалистов.

 

 

     

 

Вид от Бухарестской улицы в сторону парка Интернационалистов

Первый из прудов в парке Интернационалистов

Последний из прудов в парке Интернационалистов

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

На месте нынешних 29 и 31 домов по улице Турку в реку впадал безымянный ручей, который тёк со стороны железнодорожной платформы. Ручей был, очевидно, засыпан ещё в начале - середине 1950-х годов. Здесь же проходила главная улица села Рылеева.

 

 

     

 

Проспект Славы
На этом месте находился мост

Ещё в середине 1980-х годов на этом месте был заболоченный пруд

Заболоченный участок – единственное сохранившееся напоминание о реке

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

 

 

Далее, до пересечения с Бухарестской улицей, Волковка текла по нынешней нечётной стороне улицы Турку. На Пражской улице моста не было. Улица в этом месте разрывалась. Зато мост был на Бухарестской улице.

 

 

     

 

Улица Турку

Пражская улица

Бухарестская улица, здесь был мост

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

       

 

Пруд у дома 11 по улице Турку

 

 

Фото Александра Разумова взято с сайта "Петербург и окрестности" 

Фото Юрия Максимова

 
 

Полный размер   Фото август 2003 г.

Полный размер   Фото август 2003 г.

Полный размер   Фото июль 1997 г.

 

 

 

       

 

Строительство на месте бывшего пруда

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

На месте строительства до недавнего времени была пустая, заболоченная территория

 

 

Полный размер  Фото август 2007 г.

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Будапештская улица, на месте этого дома была река

НИИ скорой помощи им. И. Джанелидзе

 

Вид от Будапештской улицы   

Вид от улицы Фучика

 

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

 

 

Река текла на месте, ныне занимаемом институтом им. Джанелидзе, а затем, до улицы Салова, по пустынной территории западнее нынешнего Ново-Волковского кладбища. Параллельно правому берегу реки шёл Волковский проспект, параллельно левому – Алмазная улица. В начале 1980-х годов на этом месте начали строить конно-спортивную школу, да так и не построили. Ныне на этом месте возведён многофункциональный торгово-развлекательный комплекс.

 

 

     

 

Строительство торгово-развлекательного комплекса

 

 

Полный размер  Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 

 

 

     

 

Сохранившаяся часть Алмазной улицы, Волковка протекала восточнее её

 

 

Полный размер  Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

Полный размер   Фото май 2010 г.

 

 

В нескольких метрах севернее Алмазного моста начинается сохранившееся родное русло реки Волковки. Нынешний железобетонный мост был построен в 1965 году там же, где с 1930-х годов существовал деревянный. При его строительстве русло реки выпрямили. Выпрямилась также и трасса дороги – нынешней улицы Салова. Можно утверждать, что современный Алмазный мост перекинут не через Волковку, а именно через Волковский канал.

 

 

     

 

Улица Салова, Алмазный мост

 

 

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

   

 

Родное русло реки Волковки, вид с Алмазного моста на север (по течению)

 

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

Полный размер   Фото апрель 2009 г.

 

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024